Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Григорианский хорал






МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Музыка эпохи средневековья - период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V (окончательный распад Римской империи) по XIV века. Этот период связан с усилением влияния христианской церкви на жизнь людей, населяющих Европу. Влияние христианства распространилось на все сферы человеческой деятельности: философию, науку, литературу, искусство (музыку).

1. Церковь до XVII в. – главный центр музыкального профессионализма.

В средние века музыка развивалась преимущественно при церкви и предназначалась для богослужебных целей. Именно в рамках церковной культуры были созданы огромные художественные ценности, формировались важнейшие музыкальные жанры, развивалась теория музыки, нотопись, педагогика. Средневековая музыка сохранилась в монастырских библиотеках, при которых специально обученные монахи переписывали ноты от руки. Светская музыка в те времена также существовала, но ее не записывали на ноты, и она в основном была импровизационной. Поэтому, говоря о средневековой музыке, мы, как правило, можем ориентироваться только на дошедшие до нас образцы церковной музыки.

 

Григорианский хорал

Среди представителей папского духовенства, стремившихся упорядочить и привести к универсальной форме литургию (богослужение), выделяется папа Григорий Великий (540 – 604 г.г.) Именно он окончательно установил порядок римского богослужения и церковного пения.

Из огромного количества напевов, которые бытовали в церковной практике тогдашних западных церквей, в первую очередь римских, он отобрал наиболее употребляемые и те, которые лучше всего отвечали духу христианского церковного пения. Григорий очистил их от чрезмерной экспрессии и мелодической цветистости, присущей восточным мелодиям, которые казались ему слишком чувствительными, придал их звучанию большей строгости и стилистического единства, а также написал новые песнопения. Он установил точные нормы исполнения и определил, когда и что нужно петь, создав основы единой литургии.

Так возникли два сборника: Sacramentarium Gregorianum i Antiphonarium Gregorianum; первый содержал в себе церковный ритуал, второй – певческий обиход, полный свод католических песнопений, что позднее получило название григорианский хорал, григорианское пение.

Григорианский хорал - общее наименование культовых напевов, узаконенных папской властью на рубеже VI–VII вв. и составивших музыкальную основу католического богослужения.

Утверждение григорианского хорала в качестве основы католического богослужения было чрезвычайно важным событием в истории европейской музыки. Григорианский хорал постоянно звучал во всех соборах Европы и формировал слуховые привычки верующих, определял направление их музыкального мышления. Влияние григорианского хорала отразилось на развитии не только духовной, но и светской профессиональной музыки, которая возникла несколько позже.

Черты григорианского хорала:

· Латинский язык

· Источник текстов – Библия, хотя постепенно к библейским текстам прибавлялись и небиблейские.

· Исполнители: только специально обученные мужчины хором или ансамблем певцов-солистов, что заменило пение всей общины.

· Строгое одноголосие, независимо от того, исполняется песнопение одним певцом, или хором. Одноголосие содействовало лучшему восприятию текстов и символизировало полное единение чувств и мыслей верующих.

· Спокойный, неторопливый темп, строгость и сдержанность мелодики, подчинение ее ритму текста. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса. Движение голоса вверх сразу же уравновешивается движением вниз и наоборот.

· Развитие мелодии напева – неторопливое развертывание, основанном на видоизменении начальной попевки, – стремление к продолжительному пребыванию в одном эмоциональном состоянии.

Григорианские хоралы: Salutare, Laudamus. Domus

До ІХ в. католическое церковное пение было одноголосным. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие (полифония).

3. Полифо́ ния (от греч. π ο λ ύ ς — многочисленный и φ ω ν ή — звук) — музыкальный склад (принцип построения музыкального произведения). Полифония – вид многоголосия, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов. Противоположным полифонии складом является гомофонно-гармонический склад, в котором один из голосов является ведущим, а остальные звуки создают для него гармонический фон.

Полифоническая музыка в церкви исполнялась мужским хором. Партии верхних голосов исполняли мальчики.

Появление полифонии привело к формированию новых вокальных (хоровых) и вокально-инструментальных (хор и орган) жанров: органум, мотет, месса.

А) Органум – наиболее ранний вид многоголосия (IX в.). Основной принцип органума – пение григорианского хорала с параллельным движением голосов в кварту, квинту или октаву, со схождением к унисону и расхождением от него. Главная мелодическая линия поручалась верхнему голосу, который позднее получил название cantus firmus (стойкий голос) или тенор (от tenere – держать).

Два ранних органума

Б) Мотет (фр. motслово) - жанр вокальной многоголосной (как правило 3-хголосной) музыки, получивший распространение в западноевропейских странах в XII—XIII веках. Принципы сочетания голосов в мотете были весьма необычными: сопоставлялись мелодии с разной ритмикой и, что очень характерно для этого жанра, с разными по содержанию, а во многих случаях и разноязычными текстами. Мотеты были и религиозные, и светские. В религиозных мотетах, как правило, в основе многоголосия лежал cantus firmus.

Сantus firmus (лат. прочный напев) – ведущая мелодия в полифонической музыке XIII – первой половине XVIII вв, которая обычно заимствовалась из григорианского пения, но с XV в. использовались и светские песни, позднее – протестантский хорал. Сantus firmus звучал в теноре. Другие два голоса (дуплум и триплум) свободно удваивали cantus, и были, по сути, вариантами друг друга. Текст в этих голосах был вариантом текста кантуса, либо брался другой текст на религиозную тему.

Светские мотеты, часто ради забавы, часто сочинялись кроме того что на разные тексты, так и на разные мелодии. Например:

Текст сопрано (французский):

Песенка, лети быстро

К соловью, который прячется в лесу.

Скажи, пусть он передаст привет

Нежной блондинке со светлым лицом,

Но, конечно, не смею ее назвать.

Текст альта (французский):

У камина в январский холод

Хотел бы мяса соленого,

жирных калпунов поесть…

Текст тенора (латынь):

Истинно Тебя называем Богородицей.

Аноним. Мотет «Земляника свежая»

 

 

В) Месса (позднелат. missa, от лат. mitto – посылаю, отпускаю) – центральное богослужение католической церкви (аналогичный православной обедне или литургии), во время которого совершается обряд воспоминания Тайной вечери.

Некоторые разделы мессы читаются или речитируются (молитвы священнослужителя, его восклицания и ответы верующих, чтение из Писания;), другие поются. Последние в свою очередь делятся на несколько типов:

· Обычная месса (Missa ordinarium), ее еще называют полной, торжественной (Missa solemnis). В полной мессе постоянно присутствуют 5 частей:

1. Kyrie eleison («Господи, помилуй»)

2. Gloria («Слава»)

3. Credo («Верую»)

4. Sanctus, Benedictus («Свят», «Благословен»)

5. Agnus Dei («Агнец Божий»)

· Короткая месса (Missa brevis) из 2 частей: Kyrie, Gloria

· Особая месса (Missa proprium), посвященная определенным воскресеньям и праздничным дням

· Коронационная месса

· Заупокойная месса (реквием)

Месса также стали обозначать циклическое вокальное, а позже вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов богослужения. Развитие этого жанра церковной музыки при интенсивном развитии хоровой полифонии начинается во всех крупных странах Европы. Вершиной средневековой мессы являются мессы композитора Гийома де Машо.

4. Литургическая драма – особый вид средневекового западноевропейского религиозного спектакля. Первые образцы литургических драм были частью Рождественской или Пасхальной служб на латинском языке и исполнялись в храме без сценического оформления (без костюмов, декораций). Исполнителями и мужских и женских ролей были исключительно служители церкви. Сюжеты брались из Священного Писания, музыкальной основой был григорианский хорал.

Со временем по мере проникновения элементов светского театра литургическая драма стала разыгрываться перед храмом, на улицах и площадях при стечении огромных масс людей и при их участии. Среди сюжетов литургичных драм наиболее распространенными были: “Пророки”, “Благовещение”, “Святые женщины возле гроба”, “Три Марии”, “Воскресение”, “Неразумные девы”, “Похищенный еврей”, “Даниил” и, в конце концов, легенды о святых. В литургической драме берут свое начало жанры оратории и страстей-пассионов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.