Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая философия






Одна из самых острых проблем средневековой философии – проблема соотношения разума и веры. Эта проблема решалась несколькими способами.

Тертуллиан (около 160 – около 220). Это имя нам уже встречалось, когда мы говорили о соотношении философии и религии. Тертуллиану приписывается следующий гносеологический принцип: «Верую, ибо абсурдно» (по-латыни CREDO, QUIA ABSURDUM). Этот принцип очень радикальный. Он означает, что разумом можно полностью пренебречь и полагаться только на веру.

Второй вариант решения проблемы разума и веры был предложен крупнейшим христианским мыслителем по имени Августин Аврелий (354 – 430). Это его полное имя. Хотя в христианской традиции его называют иначе. У католиков он – Святой Августин, а у православных – Августин Блаженный.

Августин считается ведущим представителем латинской патристики. Слово «патристика» происходит от латинского слова pater (отец) или древнегреческого π α τ ε ρ (отец).

Определение патристики. Патристика – это общее название литературы, которую написали так называемые «отцы церкви», а также часть христианской догматики, теологии и философии, которые имели целью защитить христианство от язычников, античной философии и государственной власти.

Патристика условно разделяется на латинскую и греческую. Латинская патристика легла в основу католицизма и протестантизма в Западной Европе. Греческая патристика легла в основу православия.

В определении патристики встречаются слова «догматика» и «теология», требующие комментария. Догматика (от латинского слова «догма» – принцип, который не подлежит обсуждению, принимается на веру) – набор догм.

Теология – изложение истин Священного Писания на рациональном языке.

Гносеология Августина Аврелия.

Вера по Августину есть воля уверовавшего. Её нельзя обрести без милости Божьей. Кроме того, любое знание, приобретенное внешним образом (снаружи), от других людей или от Бога, имеет характер веры. Человек верит тогда, когда у него нет собственных знаний о предмете. Следовательно, вера выше знания, так как без неё ничего не поймешь. Эту мысль Августин закрепляет в гносеологическом принципе «Верю, чтобы понимать» (по-латыни CREDO, UT INTELLIGAM). Впоследствии этот принцип заимствовал у Августина средневековый мыслитель Ансельм Кентерберийский (1033-1109).

Однако, продолжает Августин, когда человек уже узнал то, чему он раньше верил, вера словам больше не нужна. Поэтому гносеологический принцип Августина продолжается следующим образом: «Что я разумею, тому и верю». (Вариант: «Понимаю, чтобы верить» – INTELLIGO UT CREDAM).

Онтология Августина Аврелия.

Августину требовалось систематизировать христианское мировоззрение, и поскольку Августин был платоник, он хотел создать христианскую философию, привлекая платоническую концепцию творения мира Демиургом.

 

Платон Августин
1. Демиург лепит мир из материи по образцу мира идей, как гончар лепит горшок из глины, имея перед глазами образец. 1. Бог творит мир из ничего. По сути, Августин показал, что платоновская материя, лишённая каких бы то ни было признаков – это и есть ничто.
2. Демиург лепит мир из материи, придавая ему форму снаружи. 2. Бог создаёт мир, действуя изнутри. Как позднее написал Джордано Бруно, «Бог – это внутренний художник».

Все формы бытия изначально находятся в Боге. Бог – 1-й экземпляр действительности. До акта творения ничего не было, кроме Бога. Только в акте творения создано всё, что есть в настоящем и будет в грядущем. Бог творит не только вещи, но и время. Бог – это не только создатель, но и держатель бытия (не только творит мир, но и «подтваривает»). Если Бог отнимет у вещей и у людей производительную силу, то новые вещи возникать не будут, люди не будут рождаться, мир состарится и умрёт. В человеке всё хорошее (душа) – от Бога, а плохое (тело) – от других людей (от предков). Следовательно, тело – порочное начало и темница души. Всё зло в мире происходит от телесного начала, от материи. Как мы видим, два последних положения очень напоминают мысли Платона.

Августин: «Так как главное условие взаимного союза во всяком государстве состоит в повиновении царям и вообще высшей власти, то, во сколько более должны мы повиноваться во всем богу, царю небесному, господствующему над всею Вселенною правящему ею как делом рук своих, служа ему с благоговением и все повеления его исполняя беспрекословно? И как между властями и начальствами в обществах человеческих низшие повинуются высшим и высшие предпочитаются низшим, так и бог превыше всех и все должно покоряться ему».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.