Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское право по Соборному Уложению 1649 г.






Соборное Уложение регламентировало формы феодального землевладения.Устанавлилось, что владельцами поместья могли быть как бояре, так и дворяне, определялся порядок наследования сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери так же могли получить поместье в качестве приданного. СУ разрешало обмен поместья на поместье или вотчину. Право свободной продажи земли, право ее залога помещикам не предоставлялось.

В соответствии с СУ вотчина была привилегированной формой феодального землевладения.

В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями(продать, заложить, передать по наследству).

В уложении ограничивается экономическое могущество церкви- запрещено приобретение церковью новых земель, сокращенны многочисленные привелегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства, учрежден монастырский приказ

Договоры.

- письменная форма заключения договоров ст. 246-250 гл.10 («крепость», «кабала»), а для некоторых, наиболее важных, (например, купчая на земли или дворы), - крепостная, требовавшая официального засвидетельствования или регистрации в учреждении.

- грамоты на полное холопство, служилые кабалы, отпускные грамоты, купчие на лошадей обязательно должны были быть «крепостными». Такая форма стала обязательной для купчих на недвижимость, а также для договоров поклажи.

- всякие акты должны были писаться площадными подъячими при свидетелях. По более важным делам (купчие и закладные на вотчины и дворы) свидетелей должно быть 5-6 человек, по менее важным – два-три человека.

Договор недействителен:

1. Если покупатель приобретал вещь, на которую продавец не имел права собственности. Он должен был возвратить вещь законному собственнику и доказать свое незнание того, что продавец не имел права собственности на вещь.

2. Договоры, заключенные в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Ст. 254-260

Соборному Уложению известны договоры:

1. Купли-продажи

а) земли ст.42

- запрещалось продавать или закладывать родовые, выслуженные, купленные вотчины монастырям или духовенству обязательность государственной регистрации — «крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью).

б) условия купли-продажи базируются не только на товарном обмене, но и учитывают при­надлежность участников сделки к тому или иному сословию.

- Для воин­ских чинов покупка имущества и провианта предписывалась как сделка «без всякого насилия» и по «прямой цене».

- Цену диктовали рынок и государственное регулирование.

в) Продажа поместных земель в «вотчину», как уже отмечалось, разрешалась только с «именного госуда­рева указа». Вотчины в свободном обороте были только купленные, на родовые и выслуженные распространялось право родового выкупа.

2. мены

- прикрывает куплю-продажу

3. дарения

- запрещаются дарственные на землю в пользу церкви, как, собственно, и другие способы отчуждения недвижимостей в пользу церкви.

4. хранения

5. поклажи ст.189-192 гл.10

- требовал документального оформле­ния, с точным перечислением вещей, отданных на хранение.

- Лишь для служилых воинских чинов поклажа могла осуществляться без такого оформления, но при свидетелях.

- Разновидностью поклажи был заклад имущества за деньги, при просрочке выплаты имущество переходило в собственность хранителя.

6. найма имущества

7. подряда ст.193

- подрядчик отвечал за материал, взятый у заказчика

8. личный найм

- был источником холопства.

- устанавливает свободное «поступление в найм» для кре­стьян, без оформления «крепостей».

- Найм подразумевался различный: обработка земли, охрана имущества, хозяйственные работы.

9. займа

Соборное Уложение со­вершенно воспретило взимание роста, осудив его с религиозной точки зрения.

Дифференциация:

-Обязательным по закону становится пись­менный акт

- Ответственность по обязательствам переходит от лица к его имуществу.

- Взыскание с лица было разрешено обращать на его имущество: дворы, вотчины, поместья, лавки и заведения посадских людей несо­стоятельных должников – можно было продавать с публичного торга (в случае, если не помогал правеж и откупиться им было нечем).

- Имущественные обязательства переходят к на­следникам.

? 41. Семейное и наследственное право Руси в конце XVI – XVII вв..

Законную силу имел только церковный брак. Допускалось заключению одним лицом не более трех брачных союзов в течение всей жизни. Брачный возраст устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин в 12 лет. Для заключения брака требовалось согласие родителей.

Устанавливалась власть мужа над женой, отца над детьми. Юридический статус мужа определял статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, за холопа- холопкой. Женщины были обязаны следовать за мужем на поселение, в изгнание, при переезде.

Закон определял статус незаконнорожденных детей. Лица этой категории не могли усыновляться, а так же принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Расторжение брака допускалось в следующих случаях: уход одного из супругов в монастырь обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

Наследственному праву известно наследование:

- но закону

- по завещанию

Порядок передачи по наследству земли:

1. Завещание оформлялось письменно и в случае неграмотности завещателя подписывалось свидетелями и подтверждалось церковными властями.

2. Воля завещателя была ограничена сословными принципами:

" - нельзя было завещать землю церквам и монастырям; "

- родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению.

- Завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин и движимого имущества.

- родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель.

- дочери наследовали только при отсутствии сыновей.

" - вдова получала часть выслуженной вотчины на " " прожиток" ", но только в том случае, если"

после смерти супруга не оставалось прожиточного поместья.

- поместья переходили по наследству сыновьям.

" - вдова и дочери получали часть поместья на " " прожиток" ", т.е. в пожизненное владение. Часть поместья могла быть передана по наследству родственникам по боковой линии. "

В 1684 г. был издан закон, ликвидировавший это положение.

- наследование женщинами было подтверждено Уложением- в случае отсутствия дочерей к наследованию допускались другие родственники

Собственник свободно распоряжается движимостью. Сложнее с не­движимостью, особенно в крестьянской среде. В кодексе почти ничего не говорится о крестьянском землевладении, очевидно, здесь действовали ещё нормы обычного права.

Наследо­вание у прикрепленных к земле крестьян было нацелено на переход земли к семье с сохранением на крестьянском наделе налогов и повинностей. Со­храняется роль общины в перераспределении наделов. То же правило дей­ствует и в посадской среде: стремление сохранить городские земли в по­садских общинах сдерживает свободу завещания

42. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.

Субъектами преступления могли быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть как физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления), так и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству в гл. XXII).

От второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления:

- пособников (создававших условия для совершения преступления),

- попустителей (обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого),

- недоносителей (не сообщивших о подготовке и совершении преступления),

- укрывателей (скрывших преступника и следы преступления).

Субъективная сторона преступления обусловлена степенью вины: Уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные.

Закон выделяет отдельные стадии преступного деяния:

- умысел (который сам по себе уже может быть наказуемым),

- покушение на преступление

- совершение преступления.

" Закон знает понятие рецидива (совпадающее в Уложении с понятием " " лихой человек" ") и в крайней необходимости, которая является ненаказуемой, только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось."

Классификация преступлений:

1. Преступления против Церкви:

- богохульство,

- «совращение» в иную веру,

- прерывание хода литургии в храме и т. д.

2. Государственные преступления:

- любые действия, направленные против личности государя или его семьи,

- бунт,

- заговор,

- измена.

По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и члены их семей.

3. Преступления против порядка управления:

- самовольный выезд за границу,

- фальшивомонетничество,

- дача ложных свидетельских показаний,

- ложное обвинение («ябедничество»),

- содержание питейных заведений без особого разрешения и т. д.

4. Преступления против благочиния:

- содержание притонов,

- укрывательство беглых,

- продажа краденного или чужого имущества,

- обложение пошлинами освобождённых от неё лиц и т. д.

5. Должностные преступления:

- лихоимство (взяточничество, вымогательство),

- неправосудие (заведомо несправедливое решение дела),

- подлоги по службе,

- воинские преступления (мародёрство, побег из расположения войска) и т. д.

6. Преступления против личности:

- убийство,

- нанесение увечий,

- побои,

- оскорбление чести.

Не наказывалось убийство вора, пойманного на месте преступления.

7. Имущественные преступления:

- татьба (кража),

- конокрадство (как отдельный вид преступления),

- кража овощей из огорода и рыбы из садка (как отдельный вид преступления),

- разбой,

- грабёж,

- мошенничество,

- поджог,

- порча чужого имущества.

8. Преступления против нравственности:

- непочитание детьми родителей,

- сводничество,

- «блуд» жены (но не мужа),

- связь господина с «рабой».

Система наказаний:

1. Смертная казнь (в 36 случаях)

- повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество.

2. Телесные наказания

— разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение, урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами).

3. Тюремное заключение

— сроки от трёх дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные. Тюремные сидельцы кормились за счёт родственников или подаянием.

4. Ссылка

— наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы.

5. Бесчестящие наказания

— также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель.

6. Конфискация имущества

— как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением.

7. Отстранение от должности

8. Штрафы.

— назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья». Также применялись за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания.

Цели наказания:

1. Устрашение.

2. Возмездие со стороны государства.

3. Изоляция преступника (в случае ссылки или тюремного заключения).

4. Выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение

43. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.

Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса.

Дифференциация на две формы процесса:

- состязательный процесс

а) мел преобладание в делах гражданских.

- розыскной (следственного) процесс

а) преобладание над первым процессом

б) господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве

В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного):

1. «Вчинание» — то есть подача челобитной жалобы.

2. Вызов ответчика в суд.

- Ответчик мог представить поручителей (явный пережиток, идущий от послухов Русской Правды).

- Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.

3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.

Доказательства были многообразны:

- свидетельские показания (практика требовала привлечения в процесс не менее десяти свидетелей)

- письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы)

- крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше одного рубля), жребий.

Процессуальные мероприятия, направленные на получение доказательств:

1. «Обыск» — не имел ничего общего с современным обыском и заключался в опросе населения по факту совершения преступления или о конкретном (искомом) лице.

- общий - опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления

- повальный - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении.

2. «Правёж» — применялся, как правило, по отношению к неплатежеспособному должнику. Ответчик подвергался процедуре телесного наказания розгами. Например, за долг в 100 рублей пороли в течение месяца. Если должник уплачивал долг или у него находились поручители, правёж, разумеется, прекращался.

3. «Розыск» — комплексные мероприятия, связанные с выяснением всех обстоятельств «государева» дела или и других особо тяжких преступлений.

" - При «розыске» часто применялась пытка. Её было можно применять не более трёх раз с определённым перерывом. Показания, данные на пытки (" " оговор" ") должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, " " обыска" "). Показания пытаемого протоколировались. "

" - Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления (поличного) или с обычного наговора, неподтвержденного фактами обвинения (" " язычная молва" "). После этого в дело вступали государственные органы. "

" - Потерпевший подавал " " явку" ", (заявление) и пристав с понятыми отправлялся на место происшествия для проведения дознания. "

" - Процессуальными действиями были " " обыск" ", т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей. "

4. Особый вид свидетельских показаний:

" - " " ссылка виноватых" " заключалась в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающегося: при не совпадении дело проигрывалось"

- общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же свидетелю или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими.

Особенности:

1. Вопросам судоустройства и судопроизводства посвящена в нем в Х глава — “О суде”, самая большая, содержащая 287 статей.

2. Отсутствие отделения суда от административных органов. Судебная функция была важнейшей задачей администрации

3. Все судебные органы XVII в. делились на:

- государственные

- церковные

- вотчинные

4. Государственные судебные органы состояли из трех инстанций:

- губные, земские учреждения, воеводы на местах

- приказы

- суд Боярской думы и царя.

5. Суд полковых воевод и судей при них над воинскими людьми в период их службы и полках тоже был разновидностью государственного суда.

6. Важнейшим центральным судебным звеном были приказы, среди которых имелись судебные (судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью (Земский, Поместный, Разбойный, Холопий).

7. Высшей судебной и апелляционной инстанцией в отношении приказов были Боярская дума и царь.

Уложение регламентировало порядок работы судей прежде всего в приказах и на местах.

- В приказах обычно было несколько судей.

- Во главе некоторых приказов стоял боярин, или окольничий, или думный человек “с товарищи” — человека три-четыре. Уложение предписывало решать судебные дела коллегиально (“всем вопче”).

При отсутствии кого-либо по болезни или по другой уважительной причине остальные судьи решали дела самостоятельно (X, 23). За злостное уклонение от явки в приказ “многие дни” судья повергался наказанию, “что государь укажет” (X, 24). По воскресеньям, крупным церковным праздникам и в дни тезоименитств в приказах никаких дел не рассматривала, кроме “самых нужных государьственных дел” (X, 25).

- Судебное решение считалось окончательным и могло подлежать пересмотру только в порядке апелляции в высшую инстанцию.

- Судебное делопроизводство в приказах бежало на дьяках и подьячих. Запрещались при этом исправления (черненье, скребление) и вписывание между строк. Подьячий был обязан положить дело “на стол к вершению вскоре”. После судебного решения стороны “прикладывали руки” к записям. Затем подьячий переписывал дело набело, а дьяк, сверив беловой экземпляр скреплял его своей подписью. Черновой экземпляр тоже сохранялся “впредь для спору”. Запрещалось показывать судное дело сторонам и

выносить из приказа.

44. Этапы закрепощения крестьян на Руси.

Ограничение права перехода от одного помещика к другому -Юрьев день 1497 г.

 

" Отмена Юрьева дня - " " заповедные лета" " " 1581 г.

 

Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-х гг. XVI в.

 

Общегосударственного указа о заповедных летах в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о заповедных летах содержатся лишь в некоторых грамотах 80—90-х гг. XVI в. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Фёдора Ивановича около 1592—93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—93, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу.

 

" Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу -" " урочные лета" " " 1597 г.

 

Срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет 1607 г.

 

" Соборное уложение отменило " " урочные лета" ", закрепив таким образом бессрочный, вечный сыск беглых крестьян" 1649 г.

 

 

Судебником 1497 года при царе Иване III впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (25 ноября) после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязывали плотить владельцу пожилое - деньги за утрату рабочих рук, за «двор» - хозяйственные постройки.

Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-х гг. XVI в.

Общегосударственного указа о заповедных летах в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о заповедных летах содержатся лишь в некоторых грамотах 80—90-х гг. XVI в. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Фёдора Ивановича около 1592—93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—93, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу.

Урочные лета, на Руси — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.

Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.

Важнейшим разделом Соборного Уложения была глава «суд о крестьянах». Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические отношения распространялись на черносотенных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

 

45. Общественный строй Российской Империи в XVIII в.

1.Дворянство В период абсолютной монархии происходило дальней­шее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который за­креплял привилегированное положение дворянства. Оно объяв­лялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дво­рянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и по­местья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создава­лась система майората, направленная против дробления дво­рянских имений и разорения дворянства. Майоратный поря­док действовал при наследовании по закону: недвижимое иму­щество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это по­ложение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направ­лении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учиты­ваться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреп­лению правового положения дворянства и усилению его дик­татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

" Табель закреплял отмену местничества; титул и звание ста­новились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и во­енных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардей­ских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворян­ство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне."

" При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-лет­ний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; "

один из дворянских сыновей или братьев имел право не слу­жить и заниматься хозяйством.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даро­вании вольности и свободы всему российскому дворянству»

дворяне освобождались от обязательной военной и государст­венной службы.

Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обя­зательной службы, от уплаты личных податей, постойной по­винности, от телесных наказаний. Закреплялось право собст­венности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торгов­лей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия

императора он не мог15ыть лишен жизни, чести и сословного звания.

2. Духовенство как сословие складывалось в процессе раз­вития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политиче­скую силу В период абсолютизма, когда церковь была подчи­нена государству, усилилась и правовая регламентация духов­ного сословия.

Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

Процесс огосударствления церкви предполагал провести се­куляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.

В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское уч­реждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ уп­раздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась — приказ стал высшим административным и су­дебным учреждением по отношению ко всем церковным вот­чинам, их населению и духовенству

В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению сво­их землевладений и церковной юрисдикции.

Во. второй половине XVII в. на церковь стали распростра­няться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены! тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учрежде­ний.

С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сбо­рами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.

В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли при­нять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За предста­вителей податных сословий, поступивших в духовенство, под­ушный налог должны были уплачивать их родственники. Духо­венство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духо­венство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым свя­щенникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.

Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные ок­лады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на по­ложение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначитель­ные земельные наделы.

3. Крестьянство. Основную массу населения составляли феодально-зави­симые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, госу­дарственных, экономических, посессионных, удельных (двор­цовых).

2. Большинство крестьян принадлежало светским и духов­ным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др.

Помещики в отношении своих крестьян обладали широ­кими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными и т. д. Они распоряжа­лись крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телес­ным наказаниям, отдавать в смирительные или арестантские дома, ссылать в Сибирь, отправлять на каторжные работы.

Период XVII—XVIII вв. — это период трех крупных кресть­янских восстаний под руководством Степана Разина, Кондра-тия Булавина и Ёмельяна Пугачева.

3. Государственные крестьяне также являлись феодаль­но-зависимым населением. Экономическая зависимость этих крестьян от государства была не менее тяжелой, чем поме­щичьих крестьян от своих хозяев. Они несли различные по­винности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше:

они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать. Государственные крестьяне могли быть переданы частным владельцам.

4. В начале XVIII в. в России появилась особая группа крестьян — посессионные крестьяне (от лат. ротекзюп — владе­ние). В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к частным предприятиям — мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на про-

изводстве. Они не могли переводиться на сельскохозяйствен-к ные работы, отдаваться в рекруты и т. д. Продажа посессиои-Ц ных крестьян осуществлялась только вместе с продажей ману- фактурЫ.Управление этими крестьянами было возложено на Берг- и Мануфактур-коллегии.

5. В 1764 г. после проведения секуляризации церковных земель крестьяне, принадлежащие церкви, были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономически­ми крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты. После упразднения Коллегии экономии в 1786 г. эта категория крестьян была переведена на положение государственных крестьян.

6. Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии. Управление ими было возложено на казенные палаты и экс­педиции уделов. Удельные крестьяне в основном платили об­рок. Хотя их права и были ограничены, но положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.

7. В XVII—XVIII вв. поселения вокруг основанных пред­приятий, заводов, крупных центров торговли стали преобра­зовываться в города. Оформлялось городское сословие. В соот­ветствии с регламентом Главного магистрата 1721г.посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «под­лых» людей.

Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гиль­дии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебря­ных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гиль­дейскими сходами и избираемыми на них старшинами.

Посадское население формировало органы самоуправле­ния — посадские сходы и магистраты. Посадские сходы изби­рали посадского старосту, членов магистрата и должностных лиц по казенным сборам. Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности.

 

46. Государственный строй Российской Империи в XVIII в.

Верховный тайный советВ начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, под­бирал кандидатуры сенаторов и др.

В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил за­конодательные полномочия. Законы подписывались импе­ратрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.

В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

2.. Кабинет министров Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял каби­нет министров, вначале выполнявший совещательные функ­ции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет по­лучил законодательные полномочия, подписи всех трех ми В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — кабинет Ее Величества (императрицы Елиза­веты Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называе­мый Императорским советом, при Екатерине II — Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законо­творчестве, налогообложении, внешней политике, назначе­нии на должности и т. д.

3. Положение сената После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось толь­ко в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:

Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судеб­ных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Лео­польдовны значение сената как органа, руководившего дея­тельностью центральных органов управления, снова снизи­лось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значи­тельно возрастает. Сенат наделяется законодательными и су­дебными полномочиями. К его компетенции стали относить­ся все вопросы государственного управления.

В период царствования Екатерины II снова было пере­смотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим ад­министративно-судебным органом, в состав которого входи­ло шесть департаментов: государственные финансы и секрет­ное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Со­вету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.

Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.

С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной| инстанцией.

4. Система губернского и местного управления, сформированный при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Основной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губерния во главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган — Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правле­ния включал самого губернатора и двух советников, назначае­мых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение.ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.

5. полиция.Вначале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов от­носились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благо­чиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглав­лявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Квар­талы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, на­блюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мел­ких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных пре­ступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содер­жались лица, не совершившие никаких преступлений, но под­вергнутые заключению в административном порядке и обви­ненные в «непотребном и невоздержанном житии».

В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяже­лых работах в системе мануфактурных и других государствен­ных производств.

В 1718г. была образована тайная канцелярия — новый ка­рательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее конт­рольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложе­ны на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контро­лем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий бы­ли образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфис­кации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

 

47. Реформы государственного аппарата при Петре I.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенат изначально должен был заменять главу государства в период его отсутствия (во время военных компаний). Но стал постоянно действующим органом исполнительной власти. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать торговлю, контролировать деятельность администрации, контролировать правосудие, контролировать деятельностью губернаторов и негласный политический надзор за деятельностью государственных учреждений. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым».

В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором налогов, финансы государства, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, доходы и расходы государства связанные с содержанием армии и государственного аппарата, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная-дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металаллургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Малороссийская коллегия (учреждена в 1722 г.) обладала территориальным характером. Была создана для управления Восточной Украиной. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. В 1721 г. должность патриарха-главы русской церкви была упразднена, практически отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику-обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов-один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и по этому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

? 48. Правовой статус государственной службы в XVIII в. (Табель о рангах 1722 г.).

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора — 14-й класс, давал право на личное дворянство).

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

" 1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяю­щими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Поло­жительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицатель­ными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость; "

2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

" Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократи­ческий; "

" 3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, прин­ципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов уско­ренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии; "

4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

? 49. Указ о единонаследии 1714 г. Общая характеристика. Значение.

" УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ - законодательный акт Петра I от 23 марта 1714 г., закрепивший дворянскую собственность на землю. Полное название - " " О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" ". По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей - одному из своих родственников, но обязательно той же фамилии. Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений. В 1730 г. У. о е. отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства."

согласно положениям Указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения (на практике это сближение произошло гораздо раньше, однако, получило легитимацию только теперь). Возникло новое понятие — недвижимость:

Указ запрещал отчуждать недвижимость, кроме случаев «нужды».

Указ давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну (как правило — старшему). Однако это не был принцип майората.

Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе — «искать чинов»

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколь­ко последствий:

" 1) юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия " " недвижимая собственность" ". На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений; "

" 2) установление института майората (наследования недвижимос­ти только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.); "

3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государ­ственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стали форми­роваться многочисленный бюрократический аппарат и профессио­нальный офицерский корпус.

50. Губернская и городская реформы Петра I.

Губернская реформа.

Первой попыткой кардинальных административных реформ была губернская реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы. Разумеется, должности губернаторов занимали особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии, сосредоточивший в своих руках высшие военные и гражданские функции, имел помощника (вице-губернатора), обер-ко-менданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и так называемого ландрихтера (ведал правосудием). Губернии первоначально делились на «уезды» с «комендантом» (т.е. по-старому воеводой) во главе. Однако губернская канцелярия явно не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная административная единица - «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции. Спустя некоторое время вместо «доль» появились «дистрикты», в каждом из которых теперь должно было быть 2 тыс. дворов. Заметим, что при проверке итогов первой ревизии военной администрацией появился еще один дистрикт - полковой, где размещался тот или иной полк, на содержание которого шли налоги данного дистрикта.

В провинции основными административными звеньями были комендант, камерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары в первую очередь отвечали за сбор налогов и выполняли полицейские функции.

Городская реформа.

Реформа управления русских городов была затеяна Петром Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России. Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод. 12 Земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, посадским населением которой ведали Московские бурмистры, и Сибири, в городах которой в соответствии с именным указом от 29 октября 1699 года власть оставалась в руках воевод. Состав земских изб, равно как и Московской бурмистерской палаты был выборным, так что можно говорить, что данная реформа в какой-то степени была реформой местного самоуправления.

Московские бурмистры играли двойную роль – с одной стороны, ведали московским посадом, с другой – являлись центральным государственным органом по управлению городами. Бурмистры выбирались ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод «добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят»

Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей:

" смотреть и беречь накрепко, которые купецкие и торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи на Москве в слободах и у беломестцов, а податей и с торгов и с промыслов своих пошлин не платят: и тех им, бурмистрам, податьми обложить вновь, и с торгов и с промыслов их имать пошлину по Торговому уставу, чтоб посадские и всякие торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи в слободах у беломестцов, без податей не были, и безпошлинно не торговали и не промышляли, также бы и беломестцы безпошлинно не торговали и не промышляли; а принимать вышепомянутые московские и из иных городов всякие окладные доходы и сборы тем выбранным бурмистрам, и из тех доходов в расход давать по Его, Великаго государя указу; а которые денежные и иные доходы у них, бурмистров, за расходы у году станут оставаться, и им, бурмистрам, те остаточные доходы отдавать в Приказ Большия Казны."

Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный и беспристрастный суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: “челобитчиковым”, т. е. по частным искам, “расправным”, по которым привлекало к ответу государство и “купецким”, так называемым коммерческим процессам.

51. Военная и полицейская реформы Петра I.

Военная.

В 17-18 веке назрела необходимость провести военную реформу, т.к военные действия показали полную непригодность армии и отсталость страны. Основной чертой военной реформы, проведенной Петром 1, явилось создание регулярной армии. Основой для создания регулярной армии явились «потешные полки» Петра 1-Преображенский и Семеновский. Постоянные войска в форме стрелецких полков и наемников существовали и до Петра однако эти войска были далеки от совершенства. Петр 1 впервые ввел новый принцип формирования армии-рекрутский набор: солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. Обеспечение солдат полностью брало на себя гос-во, срок службы при этом не определялся. Для комплектования частей была учреждена комиссия- Генеральный двор, в результате рабоы которой было создано 27 пехотный и два драгунских полка, сведенных в три девизии. Армия четко разделялась на полки, батальоны, роты, создавалась жесткая система военной иерархии. Вводилась едина военная форма, на вооружение принимались единые образцы вооружения.

Реформирование ВС дало свои результаты, о чем свидетельствует победа в северной войне.

Военное обучение солдат и офицеров проводилось по «Воинскому артикулу». Вместе с регулярной армией создаются военные школы для подготовки офицеров. Например, в 1701 в Москве создается школа математических и навигационных наук, в 1712 году открылась военно-инженерная школа, в 1715 году Военно-морская академии в Петербурге.

Армия состояла из 3 видов войск:

-пехота- это был главный род войск разделявшийся на гвардейскую, линейную, гренадерскую пехоту.Основной боевой единицей пехоты был полк, состоявший из 2 батальонов. Полком командовал полковник, батальоном - майор, ротой – капитан, а плутонгом- капрал.

- артиллерия, которая делилась на полевую, полковую, крепостную, осадную.

-кавалерия. Регулярная конница, которая с 1702 состояла из даточных людей, а с 1705 комплектовалась рекрутами. Кавалерия состояла из драгунов- гренадеров, драгунов – фузилеров, драгунских гарнизонных полков.

Для управления армией учреждались особые ведомства и должности:

А)генералитет

Б)генерал – комиссар- высший военный судья

В) генерал- провиантмейстер, занимавшийся заготовками для армии, обозами, тылом армии.

Четкая регламентация воинской жизни обусловила необходимость кодификации военных отраслей права. Возникли «Артикул воинский»- кодекс военных преступлений, процессуальный кодекс военной юстиции, Воинский и Морской уставы.

Полицейская.

При Петре 1 Россия становиться поистине полицейским государством. Оно принимает на себя заботы о многих и даже маловажных потребностях жизни подданных особенно в сфере экономической и бытовой, и регламентирует их.

Особыми указами предписывалось: из какого материала строить дома (1714), из каких материалов изготовлять обувь(1715), какого покроя должно быть платье(1713, 1714) и тд.

В 1718 учреждается должность генерал- полицмейстера в Петербурге, а затем в Москве.При них действовали полицмейстерские канцелярии, в состав которых входили воинские команды, канцелярские служители, офицеры, колодничьи палаты, где содержались задержанные. Полицмейстерам подчинялись все полицейские чины и учреждения города.

Для наведение порядка широко привлекалось население. Город был поделен по 100, 50 и 10 дворов. Во главе их стояли сотские, пятидесятские и десятские, назначаемые из местного населения. Они осуществляли охрану улиц по ночам, отвечали за пожарное и санитарное состояние.

 

52. Судебная реформа 1-ой четверти XVIII в. Образование прокуратуры и фискалитета.

При Петре 1 было 2 органа политического сыска- Преображеснкий приказ, в кот. рассматривались политические дела, поступающие со всей страны и Тайная канцелярия, в которую поступали дела, возникавшие в Петербурге и близлежащих городах. Действовали они не зависимо друг от друга.

При Петре 1 делаются превые попытки отделить суд от администрации. С этой целью на местах создаються надворные и нижние суды, подчиненные Юстиц-коллегии, они рассматривали уголовные и гражданские дела. Кроме того создается военный суд из двух инстанций, духовный суд. Все эти суды находились под контролем административных органов, губернаторов.

. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан включенных в посад с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городорвой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены, провинциальными судами, возглавляемыми воеводой. Вместе с тем, при Петре были окончательно ликвидированы прежние принципы судопроизводства (XVI века), частично сохранившиеся до конца XVII в., включая неприкосновенность личности без решения суда, использование суда присяжных (целовальников), которые могли обеспечить какое-то подобие справедливого или независимого суда (и которые позднее Россия пыталась возродить, начиная со второй половины XIX в.). При Петре эти принципы искоренялись самым решительным образом: прежнее судопроизводство было запрещено под страхом каторги. А новое судопроизводство и законы, введенные Петром, теперь уже не «вершили суд», а «учиняли розыск» - то есть выбивали показания под пытками.

Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов

государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений

связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г.

" предполагалось " " учинить фискалов во всяких делах" ". Фискалитет создавался"

как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал)

" состоял при Сенате, который " " ведал фискалов" ". Одновременно фискалы были и"

доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил

присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил

" компетенцию фискалов: проведывать про все, что " " ко вреду государственному"

" интересу быть может" "; докладывать " " о злом умысле против персоны его"

" величества или измене, о возмущении или бунте" ", " " не вкрадываются ли в"

" государство шпионы" ", а также борьба со взяточничеством и казнокрадством."

" Основной принцип определения их компетенции - " " взыскание всех безгласных"

" дел" ". Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа"

формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта

" 1714г. предписывалось в каждой губернии " " быть по 4 человека в том числе"

" провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества" "."

Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год

" " " учинял" " контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации"

фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в

монастырях инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во

всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в

ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности

генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен

генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с

указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его

помощником был обер-фискал. На практике фискалы не всегда выполняли свои

задачи, т.к. сами они были частью бюрократического аппарата.

Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января

1722г.А указом от 18 января 1722г. учреждены

прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично

в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду

самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ

" от 27 апреля 1722г. " " О должности генерал-прокурора" " устанавливал его"

" компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате (" " смотреть накрепко, "

" дабы Сенат свою должность хранил.." "), осуществление контроля за фискалами, "

" " " и ежели что худо будет немедленно доносить Сенату" ". Генерал прокурор имел"

право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения,

представляемого императору на утверждение, выносить протест и

приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии

" присутствал на заседаниях коллегий, чтобы " " в судах и расправе правильно и"

" нелицемерно поступали" ", осуществлял надзор за работой учреждения, "

контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы

и другую документацию коллегии.

 

53. Церковная реформа при Петре 1.

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г. В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.