Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие управленческого решения.






Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком смысле.

В узком смысле - это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым ЛПР с помощью определенных правил.

В широком смысле принятие решения - это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.

Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Поэтому сущность решения заключается в следующем:

- диагноз проблемы

- формулировка ограничений критериев для принятия решений

- выявление альтернатив

- оценка альтернатив

- окончательный выбор

- установление обратной связи: оценка последствий решения и сопоставление результатов с предполагаемыми.

Принятие решения – это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. С этих позиций подписание руководителем документа под названием, например, «О подготовке к отопительному сезону» не является принятием решения, хотя иногда так и называется.

Таким образом, характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение ЛПР. Причем варианты действий направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение (поддержание) существующего положения, например высокой рыночной доли, производительности труда. Наиболее сложные решения связаны с проведением различных изменений, прежде всего стратегического характера.

 

13. Методы менеджмента: типологии, сферы использования.

 

Мен-т – это понятие интегральное и в литературе по теории упр-я наиболее часто при раскрытии сущности мен-та используются следующие подходы6

Мен-т – это:

  • искусство (практика) выполнения работы;
  • наука (область человеческого знания);
  • функция;
  • процесс;
  • люди, управляющие орг-ией;
  • аппарат или орган упр-я.

Понятие об упр-ии как об искусстве, т.е. способности эффективно использовать опыт, накопленный на практике, сложилось еще в глубокой древности (не было границы между наукой и искусством). На функционирование орг-ии (социально-экономической системы) влияет много факторов (внутренних и внешних). Люди, работающие в орг-ии – самый главный фактор, учет которого требует не только научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Мен-т как наука. Мен-т выделился в науку в конце 19 – начале 20 века. Упр-е как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические подходы к их изучению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об упр-ии, накопленных за тысячелетнюю практику и представленных в виде концепций, теорий, принципов, методов, способов упр-я.

Упр-е как функция. Функция – это действие, выполняемое человеком или орг-ией в рамках разделения труда. Упр-е как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функции. Упр-е – это процесс планирования, орг-ии, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь цели орг-ии. (по Мэскону)

Упр-е – как процесс. Процессный подход к мен-ту фокусирует основное внимание на взаимосвязь отдельных этапов, в рамках которых должны выполняться, в результате чего получается формирование и использование ресурсов орг-ии.

Эти этапы выполняются в определенной последовательности и имеют временную протяженность:

  • целеполагание;
  • определение ситуации (того состояния в орг-ии в данный момент времени по отношению к цели);
  • определение проблемы;
  • выработка управленческого решения, чтобы решить эту проблему.

Люди, управляющие орг-ией. Умение ставить и реализовывать цели - это искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, которые должны обеспечивать условия для производительного и эффективного труда в орг-ии, т.е. люди, управляющие орг-ией, выполняющие процесс упр-я – это профессионально подготовленные специалисты в области упр-я, кот. формируют функции и управляют орг-ией путем постановки цели и разработки способов их достижения.

Упр-е как орган или аппарат упр-я. Мен-т – это специфический орган современных организаций, как коммерческих так и некоммерческих, без него современная орг-ия не может работать, поэтому аппарат упр-я является составной частью любой орг-ии и ассоциируется с понятием ее мен-та. Главная задача управленцев – координация и эффективное использование всех ресурсов орг-ии для достижения цели. Аппаратный подход фокусирует основное внимание на его структурном составе, на связях, кот. существуют между звеньями аппарата упр-я, на степени централизации и децентрализации распределения функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные должности

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.