Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-правовые концепции эпохи Возрождения






Отношение к человеку как к природно-общественному, а не божест­венному созданию определило развитие философско-правовой мысли эпохи Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.). В русле этой концептуальной установки поступки рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного пра­ва. Предопределенность действий человека божественной волей все больше отходит на второй план.

В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам об­ращались в той или иной мере практически все великие гуманис­ты — Л. Балла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Воден, Э. Роттер­дамский и др.

Так, французский философ Мишель Монтень (1533—1592) ут­верждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы — нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия».

«Законом законов» Монтень называет не догматы религии, а не­уклонное повиновение установлениям светского государства. Инте­ресны его рассуждения о взаимосвязи обычного и позитивного пра­ва, писаных и неписаных законов. В частности, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требо­вания обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.

В философско-политических трудах итальянца Никколо Макиа­велли (1469—1527) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов. Он подчеркивал, что Спарта 800 лет не переживала губительных смут именно благодаря скрупу­лезному соблюдению своих законов.

В то же время, отмечал Макиавелли, законы не всегда способст­вуют установлению должного правопорядка. Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кри­зисов, и, стало быть, не могут быть долговечными. Во-вторых, прочность и жизненность законов во многом зависит от умения законо­дателя связать новые и старью порядки, найти их оптимальное соче­тание. Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, не­долговечны по причине их неточной формулировки, открывающей возможности неоднозначного толкования.

Именем Н. Макиавелли (в значительной мере необоснованно) назван принцип коварной, безнравственной политики правителя. В сочинении «Государь» он утверждал, что для достижения благих це­лей вполне допустимы и аморальные способы — угроза, месть, под­куп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и поддан­ными должны строиться на страхе и любви одновременно; правите­лю, если он хочет оставаться правителем, надлежит быть суровым и безжалостным: «Вообще надо усвоить, что людей следует или лас­кать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяже­лые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится чело­веку, должно быть таково, чтобы уже не бояться его мести».

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрожде­ния занимает Гуго де Гроот Гроций (1583—1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации.

В генетическом плане Гроций рассматривал право как явление, вытекающее из естественной природы человека, а в функциональ­ном — как средство, делающее жизнь людей и государства благоуст­роенной и упорядоченной.

Человек уже от природы хорошо различает должное (дозволен­ное) и недолжное (недозволенное), он миролюбив и общителен, со­блюдает договоры, не посягает на чужую собственность. Впрочем, замечал голландский мыслитель, и войны вытекают из естественной природы человека, ибо «сама цель войны — сохранение в неприкос­новенности жизни и членов тела, сохранение и приобретение вещей, полезных для жизни, — вполне соответствует первым побуждениям природы...». Согласно его взглядам, человеческое (позитивное) право складывается на основе выполнения принципов естественно­го права (соблюдение договоров, воздержание от посягательства на чужую собственность и пр.).

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию обществен­ного договора, он считал, что государство возникает из «общежи­тельной койствия». Именно государство и правовая система являются хра­нителями мира. Где нет правовой системы, «где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война».

В основание права он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать в соответствии с совестью, обще­ственным мнением и благоволением Бога. Даже войну следует вести по «справедливым правилам», ибо и насилие, по его мнению, в оп­ределенных условиях может быть справедливым. Это означает, в ча­стности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить де­тей, женщин, стариков, священнослужителей, ученых, земледель­цев, торговцев, пленных, заложников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.