Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-правовая мысль Средневековья






Философско-правовые идеи в Средние века, как и само право, носи­ли идеациональный (божественный) характер Все правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных по­нятий: Бог и человек. Jus divinum, jus sacrum — «божественное право есть священное право» — тезис, сопровождавший философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.

Философия права стремится не только обосновать правовые ос­новы бытия Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей. Однако в оценке роли благодати Бога мнения средневековых мыслителей разделились.

Так, христианский монах Пелагий (настоящее имя Морган; IV— V вв.) считал, что человек может совершенствоваться без божествен­ной силы (благодати), а Августин Блаженный (354—430), напротив, убеждал, что человек греховен, зол и направляет его к добру только воля Бога. Причем человечество обрело греховность, нарушив запрет Бога и пожелав жить не по божественным установлениям, а по сво­им законам. Первородный грех предопределил образование двух ми­ров — «градов»: «града Божьего» (его на земле представляет церковь) и «града земного» (его олицетворяет светское государство). Соответ­ственно и люди: одни (праведники) живут в «граде Божьем» по зако­нам Бога, другие (грешники) — жители «града земного» — руковод­ствуются иными законами, вторичными по отношению к божест­венным. Законы «града земного», учил Августин, должны подчи­няться законам «града Божьего» и формулироваться как заповеди Бога, а церковь может и обязана осуществлять контроль над всей де­ятельностью светского государства.

Проблема взаимоотношения светского государства и церкви явля­ется центральной и для Фомы Аквинского (1225—1274), который од­нозначно встает на сторону церкви и провозглашает: «Вся власть от Бога». Под правом он, как и Аристотель, понимал уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Причем право, по Фоме Аквинскому, подразделяется на три уровня:

  • божественное право, установления, данные Богом человеку
    как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божь­ей власти на земле;
  • право народов, понимаемое как естественное право в его ари­стотелевской трактовке;
  • человеческое право как писаное, позитивное право светского
    государства.

Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное пра­во претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолже­нию рода, уважение достоинства), соответствующих природе чело­века; человеческое право — в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворе­чия низших законов высшим. Если человеческие законы противоречах естественным, то они не должны исполняться и подлежат за­мене. Понятно, что Вечный закон ни пересмотру, ни даже обсужде­нию не подлежит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.