Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и способы толкования норм права. Толкование права необходимо осущ-ть правоприменителем, когда они осуществляют правоприменение с избранием прав.нормы






Толкование права необходимо осущ-ть правоприменителем, когда они осуществляют правоприменение с избранием прав.нормы, толкование права нужно практикующим юристам, это приобретает прикладной характер. Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации.

Толкование права-представляет собой сложный интеллектуально-волевой процесс. направ.на объяснение знаковой системы, с однйо стороны, а с другой-результат процесса, выраженный в сов-ти высказываний и придающий указанной системе опред.смысл. -особый вид деят-ти гос.органов, должн.лиц, граждан и их объединений, напрвленный на арскрытие смыслового содержания прав.норм и на выявление содержащейся в них гос.воли.

объект толкования-нпа, отд.положения(нормы), -текст,; предмет-воля законодателя.

Толкованием норм права считают особый мыслительный процесс. связанный с уяснением и разъяснением прав.норм. Уяснение(1этап-объяснение для себя) и разъяснение(передача смысла и содержания для другого).

Толкование-уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них, процесс познания подлежащих применению прав.норм для себя.

Толкование-разъяснение-представляет собой сов-ть выработанных гос.ораганми, обдщ.организациями и гражданами рекомендаций и поясненйи, направленных на на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм.работает Для других. не имеет обязат.хар-па поо отношению в каждой норме или к кажд.закону.

Способ толкования-сов-ть однородных приемов, а также средств толкования, кот.направлены на установ-ие содержания прав.норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практич.реализации прав.норм. Гл.способы:

1.грамматический(языковой, текстовый, -состоит в уяснении смысла прав.норм на основе анализа текста нпа.при его испол-и определяют значение отд.понятий и оценочных понятий. с пом.этого способа проводят синтаксический или стилистич.анализ текста нпа. использ-е правил рус.языка)

2.систематический(уяснение норм в их связах с др.нормами. -учитывается их место и роль в законном нпа, отрасли, праве в целом. способст.выявлению юр.коллизий)

3.историко-политический(уяснение смысла прав.нормы историч. и полит.обстановка. в кот.она принималась, задачи и цель, кот.ставил заокнодатель.значение имеют поправки, печати об обсуждении проекта) 4.логический(прим-ся с использ.правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы, соотношения с иными, устранения неясностей при толковании -использ-логич.анализ понятий, выводы по аналогии и т.д.) 5.спец.-юридический(содержание выявляется через анализ юр.терминов. способ базируется на правилах юр.техники) 6.телеологический(целевой, -уяснение цели создания нпа) 7.функциональный(связан с реализацией, -основан на необходимости учета в процессе уяснения опред.условий и факторов, в кот.действует и прим-ся конк.норма

35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты.

Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации. Толкованием норм права считают особый мыслительный процесс. связанный с уяснением и разъяснением прав.норм. Уяснение(1этап-объяснение для себя) и разъяснение(передача смысла и содержания для другого).Виды толкования по субъекту:

Официальное -осущ-ся компетентными в этой области гос.органами или уполн. общ. организациями. облекается в спец.юр.форму(постанов, иснтрукция..). имеет обязат.характер

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла прав.ном. Это делает орган, который издает толкуемый норм.акт. Спец.полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2) легальным называют толкование, кот.осуществляет не законодат.орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. (Конституция РФ дает правоКС толковать Конституцию РФ, а ВС РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов суд.практики;

3) казуальным толкованием (судебное, администр.)не имеет общеобязат.значения. называют разъяснение нормы права, его смысла, кот.дается компетентными органами гос. власти в отношении какого-то конкр.случая (казуса). относится к офиц. толкованию, т.к имеет прав. последствия. Оно обязательно только для конкр.дела и используется однократно. очень часто содержится в мотивир.части правоприм.акта, (суд.решения, в актах админ.органов.

Неофициал. толкование – это разъяснение норм права, кот.дают не уполномоченные на то субъекты. (различные научные учреждения, адвокаты, пол.партии или общ.организации). Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Неофиц.толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым. Виды неофиц.толкования:

1) обыденное; пояснения и идеи о законе, юр.практике, кот.может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. осущ-ся гражданами в повседн.жизни, быту

2) профессиональное; базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. (судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юр.журналов в спец.консультациях и т. д). разъяснение не является юридически обязательным. осущ-ся специалистами в процессе их повседн.деят-ти

3) научное. (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, кот.осуществляют спец. научно-исследоват.учреждения, научн.работники, преподаватели в экспер.заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего зако-ва, правильно раскрывает суть и содержание прав.норм.

толкования норм права по объему: 1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;

2)Расширительное(распространит-е) – смысл, кот.вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

3) Ограничительное – смысл, кот.вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.

Интерпритац.акты (акты токования)- акты-документы, кот.содержат конкретизирующие норматив. предписания, выражающие разъяснение юр.норм. результаты офиц.толкования.— это офиц.документ компет.органа, направленный на разъяснение содержания прав.предписаний.

Сходны с норм.актами: являются продуктом волевой деятельности; имеют целевой характер; обладают обязательностью; им присуща иерархичность, определяемая статусом объекта и субъекта толкования Особенности: не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют их; содержат результаты толкования; не имеют самос.регулятивного значения, действуют только с актами, подлежащ.разъяснению; имеют юр.силу и практ.значение только в течение срока действия прав.предписания, т. е. разделяют его юр.судьбу; способны разрешать противоречия, возникшие между прав.предписаниями;

36. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы. Виды.

Юр.ответственность --применение мер гос.принуждения к правонарушителю для восстановления нарушенного правопорядка и\или наказания лица, совершившего правонарушение. –мера гос. принуждения, основанная на юр.и общ.осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него опред.отрицат.последствий в форме ограничений личн. и имущ.порядка. - это есть обязанность (необх-ть) лица подвергнуться мерам гос.принуждения за совершенное правонарушение. (признаки: -одна из форм соц.отв-ти, -выступает в виде общ.отношения между гос-м и правонаруш-м, -опирается на гос.принуждение, -применяется уполномоч.гос.ораганми, -влечет за собой опред.отри.последствия для правонаруш-я, -осущ-ся строго в рамках закона.

Выделяют след.функции: 1-штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинением ему личных, имущ. либо организационных обременений, в неблагоприятных последствиях. 2-правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причинённый вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая неудовлетворённый интерес управомоченного субъекта. 3-воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, 4-профилактическая (предупредительная)- призвана предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответ-ти (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая).

Принцип юр.отв-ти – это Основнопологающее начало, на котором построена ю.ответственность.

Принципы наиболее полно характеризуют юр.ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средства. Выделяют следующие основные принципы:

1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уг.санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

2) гуманизм, выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеч.достоинство; 3) законность, требующая, чтобы юр.ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусм.законом;

4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкр.правонарушения и соотв.нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;

5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юр.ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;

6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юри.ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

Виды юр.ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности):
1-уголовная - применяется только за преступления – наиб. жёсткая форма гос.принуждения, направленная преимущественно на личность –лишение свободы. 2-административная – наступает за совершение адм.правонарушения, и выражается в таких мерах как штраф, лишение спец.права.

3-гражданская – наступает за нарушение договорных обязательств имущ.характера или за причинение имущ.внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда – основой принцип гр.ответственности. 4-дисциплинарная – применяется только за нарушение труд., учебной, служеб, воин.дисциплины, для наложения взыскания дб затребованы объяснения от нарушителя мера-выговор, строгий, увольнение. 5-материальная – наступает за ущерб причинённый предприятию, учреждению, организации, рабочими или служащими при исполнении ими своих труд.обязанностей.
6- Фина.ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с ден.ресурсами. (взыскание неуплаченных налогов, и штрафы, и арест банк.счета. 7-Семейная ответственность назначается за сем.проступки, кот.носят весьма разнообразный характер. (лишении род.прав). 8-Проц.ответственность возлагается в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия. (от предупреждения до удаления из зала с.заседания, от штрафа до принуд.привода).
2- В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами госу.власти, гос.управления, судами и другими структурами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.