Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление бухгалтерской отчетности

 

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организации, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Все организации, независимо от форм собственности (за исключением бюджетных), представляют в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами:

· учредителям, участникам организации или собственникам имущества; органам, уполномоченным управлять государственным имуществом;

· органам государственной налоговой инспекции;

· территориальным органам государственной статистики по месту

· регистрации;

· другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерской отчетности, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров, работ и услуг, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончанию квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончанию года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров, работ, услуг, представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о прибылях и убытках;

· отчет о целевом использовании полученных средств.

Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородних организаций считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородних – дата ее отправления, обозначенная на штемпеле предприятия связи.

В случаях, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день.

Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер организации.

Если в организации учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель организации и специалист, ведущий бухгалтерский учет.

Годовая бухгалтерская отчетность организации до ее представления должна быть рассмотрена и утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами[9].

К годовой бухгалтерской отчетности организации должна быть приложена пояснительная записка, в которой приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено в п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, а также других нормативных актах по бухгалтерскому учету (об изменениях учетной политики организации, о материально – производственных запасах, основных средствах, о доходах и расходах организации, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной жизни, об информации по аффилированным лицам, об информации, не нашедшей отражения в формах бухгалтерской отчетности). Информацию о соответствующих данных целесообразно располагать в пояснительной записки в виде отдельных разделов.

В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

Доверенность бухгалтерской отчетности подтверждается заключением независимой аудиторской фирмы или аудитором, имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности.

Бухгалтерская отчетность – основной источник информации, из которого заинтересованные юридические и физические лица могу получить сведения о финансовом положении и финансовых результатах организации. К ним относятся администрация организации, его персонал, акционеры и инвесторы, покупатели и поставщики, кредиторы, налоговые органы, органы статистики. Каждая из этих групп потребителей бухгалтерской (финансовой) информации заинтересована в получении достоверных финансовых показателей, на основании которых ими принимаются управленческие (экономические) решения. Например, банк, выдающий кредит организации, интересует в первую очередь показатель ликвидности, инвестора – показатель рентабельности.

Бухгалтерская отчетность, предназначенная для внешних пользователей, как правило, публикуется в средствах массовой информации. Данное положение закреплено в ряде законодательных актов, например, в ст. 97 части первой Гражданского кодекса РФ, в ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и, наконец, в уже упоминавшемся Федеральном законе «О бухгалтерском учете», где в ст. 16 записано: «Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным».

Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и их представительства, филиалы на территории субъектов РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного

медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную и бухгалтерскую отчетность.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространенных среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Действующим законодательством предусмотрено административная или уголовная ответственность руководителей организации и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, за искажением бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации.

Налоговым инспекциям предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета и ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, расчетов и других документов.

1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности.

В России продолжается работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283. Цель преобразований системы отечественного бухгалтерского учета - привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, - с требованиями, установленными международными стандартами финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень составляет законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второму уровнюотносятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.

На основе положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.

К третьему уровню документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

 

 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

 

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертый уровень.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

· выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;

· способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

· особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.

 

1.3. Современные проблемы формирования бухгалтерской финансовой отчетности.

 


[1] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 333с.

 

 

[3] Козлова Е. П., Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учёт. — М.: Финансы и статистика, 2005.

 

[4] Патров В.В, Быков В. А. Составление годовой бухгалтерской отчётности - / В. В. Патров, В. А. Быков// Бухгалтерский учёт. – 2005. - № 1. – С. 7- 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

[9] Бакина С.И., Злобина Л.В., Исаева И.А., Исаев С.Г. Самоучитель по бухучету. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Бератор, 2003

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения | Дать понятие силовой и энергетической характеристики электрического поля.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.