Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Организация предпринимательской деятельности. Фирма






1. Предпринимательство и условия для его развития. Предпринимательская деятельность – вид хозяйственной деятельности, целью которой является получение дохода, прибыли.

Для развития предпринимательства важны следующие условия:

– наличие частной собственности в различных формах (интеллектуальной, имущественной, капитала и др.) и ее правовая защита;

– поддержка со стороны государства;

– обеспечение свободы предпринимательской деятельности;

– проведение разумной налоговой и таможенной политики без льгот и привилегий для избранных.

2. Виды предпринимательской деятельности. Предпринимательство охватывает различные сферы деятельности человека (рис. 17.1).

 

Рис. 17.1. Сферы предпринимательства

 

Производственное предпринимательство – деятельность по производству продукции, услуг и их последующая продажа потребителям. Его разновидность – государственное предпринимательство, при котором государственные предприятия работают на принципе самоокупаемости и самофинансирования.

Коммерческое предпринимательство – перепродажа уже произведенных и проданных товаров и услуг. Оно выполняет функцию доводки продукта до конечного потребителя в условиях рынка. Его разновидность – финансовое и страховое предпринимательство.

Посредническое предпринимательство – деятельность по сведению продавцов и покупателей друг с другом.

3. Предпринимательский риск. Предприниматель – ство, осуществляемое в условиях конкуренции, порождает риск.

Предпринимательский риск – вероятность потери прибыли, дохода. Риск может быть различным, но в любом случае он неизбежен из-за неопределенности и изменчивости рыночной конъюнктуры (рис. 17.2).

 

Рис. 17.2. Распределение риска по зонам

Банкротство – установленная судом неспособность предпринимателя платить по своим обязательствам, ведущая к ликвидации фирмы.

 

4. Организационно-правовые формы предпринимательства. Исходным уровнем предпринимательской деятельности в рыночной экономике является фирма.

Фирма – название организации, предприятия, компа – нии или корпорации предпринимательского сектора, осуществляющих экономическую деятельность в целях получения дохода, прибыли. Именно фирма является самостоятельным хозяйственным субъектом рыночной экономики, за которым закрепляется юридическое лицо. У фирмы – юридического лица имеются свой устав, бухгалтерия, счета в банках, право на заключение договоров.

Предпринимательством можно заниматься и без статуса юридического лица – в качестве физического лица – индивидуального предпринимателя.

Классификация действующих в экономике фирм разнообразна и зависит от их размеров, отраслевой принадлежности, организационной структуры и т. д. Гражданский кодекс РФ в качестве основного принципа классификации предусматривает использование той или иной формы собственности:

1) индивидуальная (семейная) фирма;

2) товарищество (общество) в трех разновидностях:

а) полное;

б) смешанное (коммандитное) товарищество;

в) общество с ограниченной ответственностью. Каждая из перечисленных форм имеет достоинства и недостатки, поэтому предприниматель вправе выбрать наиболее удобную для него организационно-правовую форму деятельности.

В государственном предпринимательстве создаются унитарные предприятия трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Разновидностью государственных унитарных предприятий являются казенные предприятия. Они учреждаются непосредственно Правительством РФ на федеральном уровне и имеют некоторые особенности в управлении по сравнению с обычными государственными предприятиями (например Гознак).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.