Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование графических приемов.

Анализ задачи, которую решает художник (изобразительная, выразительная).

3.1 Степень условности или натурализма изображения.

3.2 Условность тяготеет к идеализации или к экспрессивному искажению.

Композиция

4.1 Составляющие, из которых складывается композиция.

4.2 Соотношение объекта изображения и фона (пространства) на полотне картины.

4.3 Композиция уравновешенная или нет, статичная или динамичная.

4.4 Если присутствует движение, каково его направление.(по диагонали…)

Решение пространства.

5.1 Угол зрения, который выбрал художник: сверху, снизу или вровень с изображенными объектами.

5.2 Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения.

5.3 Насколько выражено в картине линейное начало.

5.4 Позиция зрителя: вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине или ему отводится роль отстраненного созерцателя.

5.5 Построение картинного пространства:

-плоскостно;

- неопределенно;

- выгорожен пространственный слой;

- создано глубокое пространство.

5.6 За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины:

- различие в размере изображенных фигур;

- показ объема предметов или архитектуры;

- с помощью градаций цвета.

Использование графических приемов.

6.1 Подчеркнуты или скрадены контуры предметов, как достигается этот эффект.

6.2 Насколько выражен объём объектов, как создаётся иллюзия объёма.

6.3 Роль света в картине:

- характер света: ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический.

- прочитывается ли источник и направление света.

6.4 Силуэты изображенных фигур и объектов: насколько явно они читаются, насколько выразительны и ценны они сами по себе.

6.5 Насколько детализировано или обобщено изображение.

6.6 Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей.

7. Роль колорита в картине:

7.1 Подчинён ли колорит рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию.

7.2 Преобладают локальные цвета или тональный колорит

7.3 Насколько различимы ли границы цветовых пятен, совпадают ли они с границами объёмов и предметов.

7.4 Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками.

7.5 Каким образом написаны теплые и холодные цвета.

7.6 Пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов, для чего он это делает.

7.7 Анализ использования цвета:

- он является просто окраской объёма или чем-то большим;

- цвет оптически достоверный или экспрессивный;

- можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков;

- можно ли проследить развитие какого-либо цвета;

- есть ли доминирующий цвет или сочетание цветов.

7.8 Характер живописи:

- как переданы наиболее освещенные и затенённые места;

- есть ли блики, рефлексы;

- как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они);

- какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная;

- различимы ли отдельные мазки, какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены.

8. Вывод:

8.1 Что хотел сказать художник своим произведением.

8.2 Добился ли он свое цели, используя данные приемы.

 

Прежде чем приступить к практическому анализу, необходимо сделать одно существенное замечание: в картине не надо искать того, чего в ней нет, то есть ни в коем случае не надо задаваться целью подгонять живое произведение под определенную схему. Рассуждая о формах и средствах композиции, мы перечисляли возможные ходы и варианты действий художника, но совершенно не настаивали, что все они непременно должны быть использованы в картине. Тот анализ, который предлагаем мы, просто более активно проявляет некоторые особенности произведения и по возможности объясняет композиционный замысел художника.

 

Пример анализа картины

Анализ работы Автор Название

Выполнила студент(кА) 111д группы И.Ф.О

Размер картина «Над вечным покоем» составляет 150 х 206 см, в связи с этим можно говорить о монументальности работы. Формат картины прямоугольный, более вытянутый по горизонтали, чем по вертикали. За счет размера картины и ее композиционно построения Левитану удается добиться ощущения ее панорамности, и, самое главное, глубины. Несмотря на то, что передний план не предполагает панорамного эффекта, задний план раскрывает для нас длинную линию горизонта, что без сомнения, связанноне только с пространственными решениями, но так же и с монументальными размерами картины. «Над вечным покоем» открывается для зрителя как окно в иное пространство, уводя его вглубь воздушных просторов. Изображаемое время года – скорее всего, лето или весна в период гроз. Пространственное построение, строгое и ясное, условно делится на два плана. Передний план состоит из зеленого мыса, возносящегося над основным пространством, с небольшой, потемневшей от времени деревянной церковью и кладбищем с покосившимися крестами. Между церковью и кладбищем растут небольшие деревья. Второй план состоит из изображения широкого озера, уходящего к горизонту, леса, расположенного на левом берегу, острова посреди водяного пространства. Отражения в воде отсутствуют. На горизонте картины земля соединяется с небом, заполненным темными, грозовыми тучами. Тучи, заполняющие минимум одну треть пространства картины, довлеют над пейзажем. Такое расположение туч не случайно – оно обусловлено общей идеей произведения, именно это давление тяжелой массы облаков задает основной эмоциональный тон картины.

На картине изображено минимальное количество объектов, призванных, скорее, подчеркнуть основной смысл работы, чем играть собственную сольную роль. Не смотря на очень обособленное расположение церкви, чувствуется ее вписанность в окружающий ландшафт, в дальнейшем мы вернёмся к этому элементу, чтобы рассмотреть его подробнее.

В композиционном плане немаловажную роль играют геометрические фигуры. Одна из наиболее заметных фигур – это треугольный мыс на переднем плане, который способствует возникновению эффекта движения и создает направление взгляда. Повтор фигуры в более дальнем плане – треугольнике бледно-лиловой воды только усиливает движение, подводя нас к горизонту. Для завершения движения художник помещает на задний план два дополнительных треугольника – берега озера, сходящихся практически в одной точке.

Эффект движения также чувствуется в устремленности вверх церкви, с довольно крутым скатом крыши и тоненькой маковкой, и в изгибе деревьев, направленном в сторону вершины треугольника.

Помимо этого, в картине присутствуют два элемента, тормозящих движение – это остров посреди озера и светлое облако над ним, выделяющееся на общем фоне. За счет своего расположения они способствуют созданию динамического баланса в картине.

Созданная крестами линия на переднем плане соединяется с едва заметной тропинкой, идущей от зрителя, замыкая пространство этой части картины.

Это визуального ограничение переднего плана связанного с церковью, которая в совокупности с кладбищем является единственным напоминанием о причастности людей к изображенному на картине пространству, можно интерпретировать как наличие рамок человеческих возможностей и жизни.

Логическим центром является мыс с церковью, смещенный влево и вниз относительно геометрического центра. Еще двумя притягивающими взгляд пятнами являются упоминаемые выше светлое облако и остров, образующие вместе с церковью треугольник, по которому движется взгляд зрителя. Так же интересен момент повторения общего силуэта церкви и деревьев в крупном грозовом облаке в правом верхнем углу картины, что создает еде одну, дополнительную диагональ из левого нижнего в правый верхний угол.

Таким образом, при безусловном образе движения в картине, оно оказывается заперто между темным горизонтом и мысом на переднем плане. Движение, запертое в пространстве картины, в конечном счете упершись в верхнюю границу, возвращается вниз, создавая таким образом бессмысленный круговорот, обостряющий настроение тоски и тревоги в картине.

Линия горизонта опущена и располагается ниже уровня взгляда, что создает ощущение полета и включенности зрителя в пространство картины. Точка зрения, избранная художником, расположена достаточно близко к изображаемым объектам и немного сверху, подобное можно было бы увидеть с более высокого холма неподалеку или с высоты полета птиц.

Свет в картине играет очень неоднозначную роль. Время суток, скорее всего, вечернее, предзакатное, хотя, возможно, что это утро до полудня. Источником света является довольно узкая полоска неба, расположенная вблизи от зрителя.

С одной стороны, световое наполнение пространства полностью подчинено созданию эффекта давления, поэтому мы не найдем в картинеяркие световые птяна в картине отсутствуют. С другой стороны, именно этот подход создает необходимую глубину и объем пространства полотна.

Самым освещенным участком картины являются мыс и церковь на первом плане. Зато очевидное преимущество получает тень. По мере удаления от зрителя тень начинает преобладать над светом, влияя на колорит произведения. Помимо погруженного в тень от грозовых туч горизонта, на первом плане также присутствуют глубокие, черные тени деревьев, притягивающие взгляд и, следовательно, привлекающие внимание к логическому смыслу композиции. Со светотенью в картине тесно связан используемый автором колорит.

Общий колорит работы – холодный и тональный, хотя в картине присуствуют теплые и светлые тона, за счет чего создается контраст. В картине используется большое количество темных тонов. Это напрямую связанно с отсутствием прямого света и ярких световых пятен. Погруженную в тень линию горизонта художник изображает темно-синим цветом, на том же участке присутствуют лиловые тона. В сочетании с темно-серым цветом неба, это даёт уже описываемое выше давящее ощущение безысходности. Более светлая часть облаков над левой частью горизонта говорит о том, что, вероятнее всего, там уже идет дождь. На фоне единой серой массы облаков особенно выделяется два облака, отличающиеся друг от друга и по тону, и по теплоте. Более крупное облако написано с использованием нежно- голубого цвета, ярко выделяющегося на свинцовом фоне.

Помимо этого в картине используется холодный зеленый цвет, бледнеющий по мере удаления от зрителя. Два треугольника берегов озера написаны зеленым цветом с оттенком голубого, потому более чистый зеленый цвет мыса, на котором стоит церковь, выглядит более близким и более теплым, хотя, без сомнения, проигрывает в этом отношении желтому цвету тропинки. Темно-зеленый цвет деревьев, переходящий в черное, оттеняет более светлый цвет мыса. В картине также присутствует коричневый цвет, представленный стенами церкви, крестами и, кое-где, голой землей.

Цвета, использующиеся в изображении водной поверхности, помогают передать контрастность верха и низа полотна – светлая поверхность воды, выполненная по большей части в светло-голубых, холодных тонах, соседствует с намного более темным небом

Светлые и теплые тона представлены в картине довольно скудно. Ближайшим пятном теплого светлого тона является крыша церкви, в которой использован желто-коричневый цвет. Строение сильно выделяется на фоне холодного зеленого тона травы и выделена с правой стороны бледно-коричневым тоном тропинки. Желто-оранжевый огонек в окне церкви – самый яркий из всех используемых теплых оттенков картины.

Ближайший к зрителю фрагмент неба так же выполнен в теплом нежно-желтом цвете. Максимально светлый тон используется ближе к правому углу, где достигается максимальный контраст с темно-свинцовой тучей. Необходимо заметить, что он композиционно расположен над церковью.

Интерес представляет вытянутое облако над островом. Всего несколькими мазками дополненное светло-желтыми тонами, оно, расположенное горизонтально, перекликается с полосой светло неба над собой. Таким образом, получается своеобразное ограничение – основная, давящая масса темных и холодных тонов, находящаяся в центре картины, сверху и снизу ограничивается теплыми и светлыми тонами

В конечном счете, подобранный колорит создает общее гнетущее настроение, и автор предоставляет нам единственный выход – путь по тропинке к церковке с ее огоньком в окне, что дополнительно подчеркивается светлым небом над ней, как знаком божественного благословения. Контраст, создаваемый верхом (темные тучи) и низом (светлая поверхность воды) картины, в совокупности с теплыми колоритом церкви и переднего плана и холодным вторым планом тоже подчинен замыслу автора. Одна из возможных интерпретаций этого сочетания – давление неумолимого рока над радостями земной человеческой жизни, которая оказывается маленькой и беззащитной перед грозящей ей силой, надвигающейся во всю ширину горизонта.

Мазок, в основном, используется гладкий. Дальние облака решены цельно, в виде единой массы, вместо цветовых пятен тут используются мазки одно цвета с плавным переходом в другие оттенки. Точно так же, гладким мазком выполнен горизонт и оба берега озера. В проработке более близких облаков фактура поверхности становится динамичней и сильнее, видны отдельные мазки цвета. Также открытым мазком выполнена поверхность озера, что усиливает эффект движения воды.

Передний план имеет более сложную, неоднородную фактуру: поверхность мыса по фактуре более открытая, чем стоящая на мысе церковь. Так же различается и величина мазков - в проработке церкви и находящейся рядом растительности они более мелкие, чем при проработке травы мыса. Можно сказать, что фактура травы выполнена более небрежно, по сравнению с остальной плоскостью картины.

Для того чтобы оценить замысел автора в целом, с учетом размеров картины, необходимо рассматривать ее с расстояния. С этой точки зрения отдельные мазки, даже несмотря на достаточно крупный размер некоторых, сливаются в единое полотно, создавая общее впечатление детализированной, тщательной работы.

Картина «Над вечным покоем» представляет собой цельный, хорошо продуманный образ, из которого удалено практически все лишнее, препятствующее восприятию смысла и ощущения картины. Два плана картины тесно связаны между собой, подчиненные одной цели. Эта картина, безусловно, прекрасная по исполнению, тем не менее, так же несет определенную философскую функцию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розмелювальні машини і механізми. | От автора.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.