Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XVI. Чечено-Ингушетия в эпоху советской модернизации: индустриализация, коллективизация и культурная революция






Грозненский нефтепромышленный район играл важную роль в экономической жизни как Российской империи, так и впоследствии и Советского союза. Поэтому сразу после окончания гражданской войны Советское правительство уделило большое внимание восстановлению грозненских нефтепромыслов, направляя туда крупные материальные ресурсы.

К концу 1923 г. добыча нефти в Грозном достигла довоенного уровня. Успешная деятельность «Грознефти» шла на пользу и всему Грозному. «Грознефть» вкладывала значительные средства в развитие инфраструктуры города. Долгое время Грозный оставался вторым после Баку нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим центром страны, и его развитию уделялось особое внимание.

Однако, в отличие от города Грозного, остальная Чечено-Ингушетия, основу экономики которой составляло сельское хозяйство, продолжала оставаться одним из наиболее бедных и отсталых регионов СССР.

В 1920 г., то есть сразу после окончания гражданской войны на Северном Кавказе был опубликован приказ Терского ревкома о национализации земли, которая объявлялась отныне собственностью государства. Вместе с тем декларировалась бессрочная и безвозмездная передача государственной земли в пользование крестьянам. Подавляющее большинство крестьян, в том числе и в Чечне, восприняли национализацию с одобрением. Однако произвести юридическое распределение и размежевание земель между крестьянами из-за недостатка необходимых специалистов и средств оказалось непросто. На этой почве повсеместно возникали конфликты не только между отдельными семьями, но и целыми селениями. Нередко эти конфликты перерастали в военные действия.

По большому счету советская власть собиралась решить многочисленные конфликты в деревне (в том числе и в чеченской) одним способом – ликвидацией индивидуальных крестьянских хозяйств путем их коллективизации.

Кампания по коллективизации сельского хозяйства конца 1920-х – начала 1930-х гг. встретила серьезное скрытое и открытое сопротивление со стороны чеченских крестьян. Несмотря на жестокие репрессии в отношении так называемых «кулаков», к 1936 г. лишь 84% крестьянских хозяйств в Чечено-Ингушетии состояли в колхозах. Но и большинство колхозов существовали лишь формально. Внутри «социалистических» чеченских аулов в скрытой форме сохранилась и частная собственность, и частная инициатива.

То, что коллективизация в Чечне не была доведена до своего логического конца, имело важные положительные последствия для местного населения. Благодаря тому, что чеченские крестьяне сумели уберечь собственное хозяйство, «спрятав» его в колхозах, подавляющее большинство чеченцев сумело сохранить минимальный достаток и не вымереть от голода, как миллионы русских и украинских крестьян в 30-е гг. в тех областях, где коллективизация была проведена в полном соответствии с партийными установками. С другой стороны, не случилось и массового бегства разоренных крестьян в города, как это было в центральных районах России.

В сфере образования и духовной культуры политика советского руководства с первых лет существования СССР была направлена на придание духовной сфере исключительно светского, «коммунистического» характера. Но реальная ситуация в Чечне складывалась таким образом, что решение советской власти об отделении церкви от государства и школы не могло быть сразу претворено в жизнь. Примерно до 1925 г. в Чечне мирно сосуществовали светские и религиозные школы. Преподавание чеченского языка и в тех, и в других велось с использованием арабской графики. До 60% чеченских учителей одновременно работали и в государственных светских, и в духовных школах, а дети зачастую посещали сразу две школы – духовную и светскую.

Но, по мере укрепления советской власти в Чечне, курс на искоренение религиозных школ был ужесточен. Ускоренно готовились педагогические кадры для новых школ Чечни. Расширялась сеть начальных и неполных средних школ, которые, однако, не обеспечивались достаточным количеством национальных учителей. Поэтому преподавание все чаще переводилось на русский язык.

Наряду со школами за первые 20 лет советской власти в Чечне складывалась система среднего и высшего образования, центром которой стал г.Грозный.

Широко распространилась практика направления молодых чеченцев и ингушей на учебу в вузы и техникумы многих городов СССР. Это способствовало тому, что уже к середине 30-х гг. ХХ в. за пределами Чечено-Ингушетии обучались свыше 3 тыс. чеченцев и ингушей, а численность национальной интеллигенции достигла 8 тыс. человек.

Чрезвычайно негативно отразились на состоянии чеченской культуры и образования государственные кампании по переводу чеченской письменности с одной графической системы на другую. В 1925 г. состоялся переход с арабской графики на латинскую, что в одночасье превратило в неграмотных значительный слой людей, пользовавшихся чечено-арабским алфавитом. Через 13 лет – в 1938 г. – чеченская письменность переводилась уже на русскую графику (кириллицу), что превратило чеченцев на время в почти поголовно неграмотную нацию.

Тем не менее, несмотря на эти и другие трудности, к 40-м гг. на чеченском языке ежегодно выходили в свет десятки книг и журналов, издавались 17 газет. Развитие книгоиздания служило дополнительным стимулом для развития чеченской литературы. Появлялись первые литературные произведения А.Нажаева, С.Бадуева, Х.Ошаева, С.Арсанова и других классиков чеченской литературы. Кроме того, многие чеченские писатели занимались переводами на родной язык произведений русской и мировой литературы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.