Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный блок.






Для психолога

У каждого человека есть природные, натурные черты и желания и есть социальные, культурные. Первые непосредственны, они как бы присущи человеку, формируются в раннем детстве, тесно связаны с органически­ми особенностями, часто заданы генетически. Вторые — результат вос­питания, они формируются постепенно и именно благодаря им человек становится человеком. В характере взрослого переплетено природное и социальное. Если человек научился удовлетворять свои природные по­требности социально приемлемыми способами, можно говорить о его нормальной социальной адаптации. У подростков социальная адаптация проходит очень тяжело. С одной стороны, их натурные потребности уже сложились и многие из них усиливаются в период полового созревания. С другой стороны, социальные, культурные нормы регуляции своего по­ведения еще не отработаны. Они не могут устоять под натиском новых чувств, острых желаний и ощущений. Все это позволяет предполагать, что у подростков, в отличие от людей взрослых, поведение более связа­но с телесными, определяющимися характером причинами и потому бо­лее шаблонно, более предсказуемо.

Предсказуемость, являющаяся следствием неприятия и неконструк­тивного отношения к природным данным, может быть серьезной причи­ной для социально-психологической дезадаптации. Поэтому проблема характера, работы с характером является одной из центральных тем со­циально-психологической проблематики.

Характером, согласно " Основам общей психологии» С.Л.Рубинштейш являются наиболее устойчивые черты человека. Те, которые практическ не поддаются изменению. Поданным К.Леонгарда (Леонгард, 1986) 40%, людей имеют так называемый сбалансированный тип характера, то гибкий, устойчивый к стрессам, с умеренной тревожностью и относи­тельно невысокой чувствительностью. По данным А.Е. Личко (Личко, 1983), приблизительно у 5% подростков от 13 до 17 лет встречается сбалансированный характер. По данным нашего исследования, прове­денного в 1996-97 годах, на 925 подростках Москвы и Московской обла­сти сбалансированный характер составил 0, 1%.

Таким образом, у большинства взрослых людей и практически у всех подростков обнаруживаются те или иные акцентуации характера. Акцен­туациями характера называют " крайние варианты его нормы, при кото­рых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаружи­вается избирательная уязвимость в отношении определенного рода пси­хогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" (Личко, 1983). Иными словами, человеку, имеющему акцентуа­цию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации, в то время как в других ситуациях он чувствует себя нормально (спокойно, уверенно, бодро).

Акцентуации — это вариант психической нормы. Однако у каждой ак­центуации есть " точка наименьшего сопротивления", то есть тот набор уязвимых черт, который проявляется в определенных, вполне предсказу­емых ситуациях.

Вслед за А.Е. Личко мы будем говорить о" точке наименьшего сопро­тивления" в характере.

Планируя работу по программе " Я и мой характер: кто кого? ", мы ис­пользовали возможности компьютерной психодиагностической про­граммы " Тинэйджер". Все желающие старшеклассники прошли компью­терную диагностику по данной методике и получили " письма" с описани­ем собственных характеров. Вот фрагменты таких подростковых писем:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.