Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что нужно знать о характере педагогам и воспитателям?






Школьным учителям и психологам при общении с подростками надо бы быть психотерапевтами или хотя бы не мешать, не обострять своим отно­шением и без того острые и значимые для подростков проблемы. Поэто­му предлагаемая нами программа " Я и мой характер: кто кого? ", посвя­щенная адаптации подростка к собственному неповторимому характеру, строится на следующих основных положениях:

> нет " плохих" и " хороших" характеров, все типы характеров могут быть успешно использованы для достижения человеком своих целей, ни один характер не создает ограничений для интеллектуальной дея­тельности или для профессиональных достижений любой сложности;

> " Я" и характер — не одно и то же. Знание своего характера позволяет

использовать его максимально эффективно; незнание своего харак­тера формирует опыт неудач.

Эти принципы обычно излагаются учителям и воспитателям в виде лек­ции или выступления на педсовете и сводятся к следующим тезисам:

1. Самосознание (отношение к своему поведению, чувствам и мыслям как к чему-то внешнему) возникает не ранее определенного возраста, как правило, в 13-15 лет. В этом возрасте, но не ранее, имеет смысл говорить с подростком о том, что его характер и его личность (его " Я") — не одно и тоже.

2. Характер подростка к 13-15 годам — это уже нечто сложившееся, го­товое (разговор с подростком о том, что в его характере — от природы, наследственности, а что — от родительского воспитания — интересный, но бесполезный для решения его проблем). Характер для него — дан­ность, а сам подросток не является ни источником, ни виновником того, что его характер именно таков. Он может долго переживать обиду по по­воду " неподходящего" доставшегося ему характера, но это ничего не из­менит. Он не сможет изменить что-то " в лоб", просто приказав себе не делать того, чего требует его характер, не поможет и опасная затея " пе­реломать, побороть и уничтожить" в себе что-то (вообще агрессия, на­правленная на себя, бесполезна). Нет плохих и хороших характеров, есть люди, которые умеют использовать свой характер в своих целях и есть такие, которые не хотят знать себя и боятся себя, оставаясь неудачника­ми, не достигшими цели.

3. Конструктивным в отношении с характером может быть следующее:

принять свой характер, подружиться с ним и отнестись к нему, как к инст­рументу для постановки и достижения своих жизненных целей, как к ин­струменту общения с миром.

4. Подобное отношение требует от подростка хорошего знания и по­стоянного изучения своего характера. В этом спокойном и увлекатель­ном деле педагог или психолог может помочь подростку, используя ком­пьютерную психодиагностическую методику " ТИНЭЙДЖЕР" (Кривцова, 1994).

Описанная трансформация отношений закономерно происходит с че­ловеком по мере взросления.

Структура и содержание программы

Программа строится из 3 блоков:

> когнитивного (информационного), содержащего сведения об особен­ностях акцентуаций и их роли в достижении целей личности;

> эмоционального (поддерживающего), этот блок выполняет психоте­рапевтическую функцию и работает на принятие себя;

> поведенческого — посвященного моделям поведения и жизненным целям, которые подросток выбирает, сообразуясь со своими индиви­дуальными способами решения жизненных задач.

Опишем подробнее содержание этих блоков и методические приемы, используемые для их усвоения на занятиях подростковой тренинговой группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.