Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность денежного рынка. Особенности проявления на нем спроса, предложения и цены.






Объекты и субъекты рынка

Денежный рынок - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются преимущественно краткосрочные (от одного дня до одного года) депозитно-ссудные операции, обслуживающие главным образом движение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений и частных лиц.

С развитием международных кредитных и валютных отношений сформировался международный денежный рынок (крупнейшими в мире рынками денег является Нью-Йоркский, а также рынки Лондона, Токио, Париж).

Денежном рынке присущи элементы обычного рынка - спрос, предложение, цена. Особенности денежного рынка определяют особенности каждого из элементов: спрос имеет форму спроса на займы, предложение - форму предложения кредитов, а цена - форму процента на заемные средства.

Размер процента определяется не величиной стоимости, а способностью предоставлять заемщику нужны блага. Поэтому размер процентного платежа зависит не только от размера ссуды, но и от срока ее действия.

На денежном рынке различают несколько видов процентов: облигационный, банковский, учетный, межбанковский и т.п..

Облигационный процент - норма дохода, установленная по ценным бумагам. Он должен обеспечить заинтересованность инвесторов во вложении денег в ценные бумаги. Этот процент должен иметь высокую ставку, чем процент по банковским депозитам, поскольку последние ликвидны, чем ценные бумаги.

Банковский процент - обобщенное название процентов по операциям банков.

Депозитный процент - норма дохода, которую выплачивают банки своим клиентам по их депозитам.

Ссудный процент - норма дохода, которую взимает банк с заемщиков за пользование заемными средствами. Ставки ссудного процента должны быть выше ставки депозитного процента, поскольку за счет этой разницы в ставках банки получают доход, который называется маржой, и формируют свой доход.

Облигационный и депозитный проценты определяют первоначальную цену, которую имеют деньги на начальном этапе поступления на денежный рынок.

Последствия изменения ставки процента могут быть разные.

Прежде изменения ставки процента влияют на спрос на денежном рынке: при росте ставки спрос снижается, а при снижении повышается. Поскольку предложение денег автоматически не ведет к изменению ставки, на рынке нарушается равновесие: при повышении ставки возникает избыток денег, что грозит инфляцией, а при снижении ставки - нехватка денег, что грозит дефляцией.

Дефляция - состояние экономики, характеризующееся процессами, противоположными тем, которые происходят в условиях инфляции.

Учетный процент нормой дохода, которую центральный банк взимает с коммерческих банков за займы, выданные под залог коммерческих векселей.

Так, центральный банк должен использовать ставку процента как инструмент выравнивания циклических колебаний - сдерживать их на стадии роста и стимулировать на стадии спада. Процент - важный инструмент банковской политики, банковской конкуренции, одновременно - важный фактор консолидации банков в целостную систему. Без правильного использования этого инструмента невозможно обеспечить эффективного функционирования банковской системы.

Конъюнктура денежного рынка зависит прежде всего от следующих факторов:

• циклических изменений в экономике;

• темпов инфляции;

• особенностей национальной кредитно-денежной политики.

Денежный рынок отражает спрос на деньги и их предложение.

Под предложением денег (МS) подразумевается общее количество денег, находящихся в обращении, она состоит из агрегатов М1, М2, МЗ.

Спрос на деньги - это платежеспособная потребность или сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за необходимые для них товары и услуги.

Спрос на деньги (МD)) формируется из следующих составляющих:

• спрос на деньги как средство обращения (деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок);

• спрос на деньги как средство сохранения стоимости (спрос на деньги как активы, спрос на залоговую стоимость, или спекулятивный спрос).

Чем выше уровень дохода в обществе, тем более заключается сделок; чем выше уровень цен, тем больше необходимо денег для заключения сделок в рамках национальной экономики.

Денежный рынок следует рассматривать как механизм отношений между юридическими лицами, которые требуют средств для своего развития, с одной стороны, и организациями и гражданами (населением, домашними хозяйствами), которые могут предоставить такие средства, - с другой.

Этот рынок объединяет три главных составляющих: учетный, межбанковский и валютный рынки. Все они выполняют несколько основных функций, в чем заключается их сходство:

• объединение мелких сбережений населения, государства, частного бизнеса, иностранных инвесторов и создание мощных денежных фондов;

• трансформация этих средств в ссудный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования предприятий (фирм);

• направление части средств на межбанковский рынок, что обеспечивает устойчивость кредитной системы, а также процесс расширенного воспроизводства через выдачу опосредованных ссуд по схемам: Центральный банк - коммерческий банк; коммерческий банк - ком рцийний банк; коммерческий банк - предприятие, населения;

• предоставление займов государственным органам для решения неотложных задач, покрытия дефицита бюджета.

Таким образом, денежный рынок позволяет осуществлять накопление, оборот, распределение и перераспределение денежного капитала между сферами национальной экономики. Одновременно - это синтез рынков различных средств платежа.

Так, денежный рынок может быть представлен рынком наличности и рынке долговых обязательств (учетных или долговых инструментов).

16. Сущность и особенности функционирования и инструменты денежного рынка

Ден. рынок - особый сектор рынка, на кот. продается и покупается такой специфич. товар, как деньги, формируется спрос и предложение и цена на деньги. Он - сов-ть всех ден.рес-сов страны, к-е постоянно перемещаются-распредел-ся и перераспред-ся под влиянием спроса и предл-я. Особенности ден.рынка -1) передача Д.осущ-ся на безэквивалентной основе. Собственники Д.продают Д.и взамен на это получают личное обяз-во покупателя возвратить эти Д.в опред-е время и на опред-х условиях.2) На ден. рынке процедура купли-продажи явл-ся условной, т.к. имеет обратный х-р. Собственник Д.при передаче их покупателю не теряет права собственности на них и может возвратить их в свое розпорядж. на опред-х условиях.3) На ден.рынке статус Д.и цели их купли-продажи другие, чем на товарном. На ден.рынке.передача Д.от покупателя к продавцу становится самоцелью. Продавец, передавая деньги покупателю, желает получить доход и покупатель, покупая деньги тоже ставит цель получить доход от использования этих Д. Под продажей Д. понимают передачу этих Д.их собственниками во временное распоряжение своим контрагентам в обмен на такие фин. инструменты, к-е дают возможность собственникам Д.сохранить право собственности на эти Д., т.е. восстановить право распоряжаться ими и получить доп. доход. Современные Д.лишены собственной ст-ти, фактически Д.не продаются на рынке денег, а обмениваются на другие фінанс.активы.

На ден.рынке ср-ва осущ-т движ-е от их собственников к заемщикам через 2 осн.группы каналов: 1) каналы прямого финансирования - когда средства перемещаются путем непосредственного взаимодей-я заемщиков и собственников. Прямое финансирования осущ-ся 2 способами: - Ден.ср-ва передаются заемщикам для инвестиций в обмен на право участия в собств-ти (покупка акций)

- Ден.ср-ва передаются фирме для осущ-я инвестиций в обмен на обяз-ва возвратить эти ср-ва в будущем с % (облигация). Субъектами этого сектора могут быть фирмы, дом.хоз-ва, гос-во, иностранные юр.и физ.лица. Активное участие здесь могут брать и банки — как продавцы и покупатели своих ценных бумаг и как обычные посредники-брокеры.2) Каналы косвенного финансирования - перемещение ден.средств происходит при помощи фин-х посредников (ком.банки, инвестиционные компании, фонды, фін. кред. Учреждения, страховые, лизинговые компании). Фин. посредники формируют институционную стр-ру ДР.

Субъектами ДР. являются: 1) Сберегатели – инвесторы (дом.хоз-ва потребляют меньше, чем их доходы, вследствии чего у них формируются сбережения, к-е используются для вкладов в банки, приобретение ценных бумаг, наличности); 2)Заемщики-потребители фин-х рес-сов(фирмы, предприятия, для расширенного воспр-ва нуждаются в деньгах больше, чем у них есть. Т.о.осущ-ся прямые инвестиции); 3)фин.посредники(ком.банки); 4)гос-во – чаще выступает в роли заемщика, но явл-ся создателем «правил игры» - законодат-й и правовой базы.

Банки – учреждения, к-е созданы для привлечения ден.средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности. Осн.задачей банка явл.осуществление посредничества в перемещении средств от кредиторов к заемщикам. Банки выполнют комппекс базовых операций ден.рынка: мобилизацию средств, предоставление их в ссуду, осуществление расчетов между эк-ми субъектами. Небанковских кредитные учреждения - осуществляют аккумуляцию сбережений и размещение их в доходные активы(ценные бумаги, кредиты, преимущественно долгосрочные).К небанковским финансово-кредитным институтам належат лізінгові, факторінгові, инвестиционные, страховые, финансовые компании, пенсійні фонди, ломбарды, кассы взаимной помощи. Харак-й особенностью всех фін. Посредников явл-ся создание вторичных обязательств - наличие к-х уменьшает риск инвестирования.

 

17. Институциональная модель денежного рынка

В общем виде институциональную модель денежного рынка можно представить как схему потоков денег и инструментов между тремя группами экономических субъектов: теми, что экономят деньги; теми, что заимствуют деньги; финансовыми посредниками.

Кредиторами могут быть любые экономические субъекты, сэкономили денежные средства. Это прежде всего семейные хозяйства (население), а также фирмы, правительственные структуры, включая органы местного самоуправления, иностранные физические и юридические лица. Заемщиками могут быть те же виды экономических субъектов, но на первое место по частоте и объему заимствований следует поставить деловые фирмы, а затем - правительственные структуры, семейные хозяйства, иностранцев.

По институциональным критерием денежный рынок можно поделить на два сектора:

• сектор прямого финансирования;

• сектор опосредованного финансирования.

В секторе прямого финансирования связи между продавцами и покупателями денег осуществляются непосредственно, и все вопросы купли-продажи они решают самостоятельно друг с другом. Функционирующие здесь брокеры и дилеры выполняют скорее техническую роль обычных посредников, помогая им быстрее найти друг друга. В этом секторе выделяют два канала движения денег:

• канал капитального финансирования, по которому покупатели навсегда привлекают средства в свой оборот; для этого используются как инструмент акции;

• канал заимствований, по которому покупатели временно привлекают средства в свой оборот, используя для этого как инструмент облигации и другие подобные ценные бумаги.

В секторе опосредствованного финансирования связи между продавцами и покупателями денег реализуются через финансовых посредников, которые сначала аккумулируют у себя ресурсы, которые предлагаются на рынке, а затем продают их конечным покупателям от своего имени. Они создают собственные обязательства и требования, которые могут быть самостоятельными инструментами денежного рынка, предопределять появление новых денежных потоков. Поэтому финансовые посредники этого сектора существенно отличаются от технических посредников первого сектора как по своей роли в экономике, так и по технологическим процессам функционирования.

Сектор опосредованного финансирования является объективно необходимой составляющей денежного рынка. Он не просто дополняет сектор прямого финансирования, а создает специальный механизм реализации тех связей между кредиторами и заемщиками, которые не могут быть реализованы через сектор прямого финансирования.

Благодаря деятельности финансовых посредников удается наиболее полно реализовать все возможности и выгоды, которые свойственны денежном рынке вообще. Поэтому между секторами прямого и косвенного финансирования существуют не только конкурентная борьба, но и интеграционные процессы, в частности активное проникновение финансовых посредников в сектор прямого финансирования как технических посредников, кредиторов и заемщиков.

По характеру посреднических операций различается много видов финансовых посредников: банки, страховые компании, инвестиционные, финансовые и трастовые компании, пенсионные фонды, кредитные общества и т.п.. По месту на денежном рынке их можно разделить на две группы: банки и небанковские финансово-кредитные учреждения.

 

18. структура денежного рынка. Экономическая структура денежного рынка. Рынок денег и рынок капиталов.
Рынок ценных бумаг и валютный рынок. Каналы прямого и опосредованного финансирования

По видам инструментов, которые применяются для перемещения денег от продавцов к покупателям выделяют: рынок ссудных обязательств, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Хотя эти рынки функционируют самостоятельно между ними существует тесная связь. Денежные средства легко перемещаются с одного рынка на другого, одни и тіж самые субъекты могут осуществлять операціїодночано на любом из них. Например, банк может разместить средства от продажи ценных бумаг на приобретение валютных ценностей или под ссудные обязательства.По институционным признаками денежных потоков: фондовый рынок, рынок банковских кредитов, рынок услуг небанковских кредитных учреждений. На фондовом рынке осуществляется перемещение небанковского кредитного капитала, который приводится в движение с помощью фондовых ценностей(акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондів и т.п.). Значение - финансирование инвестиций в экономику, финансирует расширение основного и оборотного капитала. Рынок банковских кредитов - предоставление клиентам ссуд и создания новых платежных средств. Рынок небанковских кредитных учреждений - осуществление аккумуляции сбережений и размещение их в доходные активы(ценные бумаги, кредиты преимущественно долгосрочные). КР небанковских кредитных учреждений относят договорные фін-во - кредитные учреждения (страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, лизинговые компании, факторингові компании) и инвестиционные финансово-кредитные учреждения (інвестицйні фонды, финансовые компании, кредитные общества и союзы).По экономическими назначению купли денег выделяют -рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег покупаются денежные средства на короткий срок, используются в обороте заемщика как деньги, то есть для приведения в движение уже накопленного капитала. Этот рынок очень чувствительный к изменениям в экономике и в финансовой сфере, спрос и предложение здесь весьма непостоянные, а процент часто изменяется под их влиянием. На рынке капиталов денежные средства покупаются на больший срок, используются для увеличения массы основного и оборотного капиталов. Здесь проводятся операции с фондовыми инструментами - акциями, средне - и долгосрочными облигациями, купленными для сохранения, долгосрочные депозиты и ссуды коммерческих банков и т.п.. Особенность - спрос и предложение есть менее подвижными, уровень % более стабильный. Между всеми названными элементами денежного рынка существует внутренняя взаимосвязь, которая подтверждает его внутреннее единство.

 

19. спрос на деньги и факторы, которые его определяют

Спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент., Это желание иметь определенную часть своего портфеля активов в ликвидной форме. Спрос на деньги состоит из двух частей: 1) текущая касса (деньги необходимы субъектам для текущих расчетов и для покрытия непредвиденных вит-т. Эти средства необходимы для поддержания безпосер процесса в-ва и сохраняются в наиболее ликвидной форме) 2) деньги, которые хотят иметь субъекты с целью получения прибавочной стоимости.

Цели спроса на деньги: 1) создание запаса покупательных и платежных средств (спрос на текущий запас платежных средств), 2) накопление денег как капитала (спрос на постоянный запас денег как форму богатства), 3) комбинированные (спрос на длительный запас денег на осуществление будущих платежей и получения дополнительных доходов).

Мотивы: Трансакционный мотив - постоянная потребность в запасе гр-и для их немедленного использования; мотив предусмотрительности - для удовлетворения непредвиденных потребностей; спекулятивный мотив - желание иметь запас денег, чтобы при благоприятных условиях превратить их в высокодоходные финансовые документы.

Факторы, влияющие на спрос на деньги: 1) изменение объемов производства, 2) изменение уровня цен, 3) скорость обращения денег, 4) изменение нормы процента, 5) накопление богатства, 6) инфляция, 7) ожидания ухудшения конъюнктуры рынков

График:

Спрос на деньги - это потребность економ. агента в наличных и безготов- кових деньгах на определенный момент времени другими словами ПГ определяет какую часть своего портфепя актива субъекты желают держать в форме денег, а не в іншах видах активов. Чем больше кассовых активов тем более спрос на деньги Кейнс в своій теории - ликвидности выделял 3 мотивы что побудят субъектов держать часть своего богатства в ликвидной форме. 1. Трансакційний - связанный с потребностью людей в деньгах для осуществления расчетов. 2Предусмотрительности - возникает через желание забеспечити в будущем возможность распоряжаться деньгами в случае непредусмотренных затрат. Велечина спроса на деньги в обоих указанных мотивах зависит от развития банк. системы (как легко можно превратить неликвидные активы в ликвидные), социальной структуры общества (богатые люди экономят большее, ПГ в них пропорционально меньший чем у бедных людей), условий оплаты работы. В этих двух мотивах грош. служат для расчетов поэтому эти два мотива часто объединяют и называют Трансанційним спросом на деньги. 3Спекулятивный мотив вытекает из повышения риска сохранение актиів в отличных от грош. формах. Доходы могут размещаться в деньгах а также в других фінанс. Активах. Деньги которые не викор-ся для трансакций Кейнс назвал спекулятивным остатком. В отличие от кассовых остатков они приносят доход, но содержат риск. Если растут ПС то возрастает альтернативная стоимость для собственников денег. Альтернативная стоимость - это потеря дохода через сохранение активівіу ликвидной но малодоходній форме. Напр.5% облигация для собственника 100гр. Есть альтернативной стоимостью в размере 5 грн. Если рыночная норма % падает то вигідніше перевести активы в денежную наличность во избежание потерь и риска. Эту ситуацию Кейнс назвал спекулятивным мотивом больше того Кейнс смоделировал ситацію если при очень низкой ПС спрос на деньги становится практически неограниченной то есть в ликвидной форме держатся все деньги которые предлагаются банк. системой. Эта ситуация носит назвук ловушка ликвидности. Спекулятивный мотив определяет спекулятивный спрос на деньги. Факторы от которых зависит ПГ: 1.Реальный доход(на макроуровне ВВП,) возрастание доходов а также кіл-ті товаров требует больше грош. для забеспе-ня обмена а потому приводят к увеличению ПГ. Мd=f (y), Уровень цен Р. Підвищен- ня цен требует больше грош. для обмена товаров. Рост цен также отрицательно влияет на склонность к сбережению поскольку инфляция есть дополнительной альтернативной стоимостью. Чем больший рост цен тем более ПГ. Мd=f (y. P)3. Уровень ПС. Чем више ПС тим низший ПГ и наоборот В общем виде функциональная зависимость Мd=f (P.Y.R) оскількі уровень эти н и ПС есть альтернативными стоимостями то их можно представить как единую альтернативную стоимость. Md=f (Y.R.) Формула спроса на деньги. 4. Скорость оборота грош. од..Современная монетарная теория трактует w как зависимую велечину от процента. Скорость оборота грош. од. V падает прямо пропорціонально с уменьшением номинальной нормы % и наоборот. Md=PY\V(R).

 

20. предложение денег факторы, которые его определяют

Суть предл. гр. - Эконом. субъекты в любой момент времени имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот. Предложение следует рассматривать на макро и микро уровнях. Предл на микро уровне - это средства, которые имеют эк субъекты и предлагают их для продажи на денежном рынке. Предложение на микро уровне зависит от% ставки и количества денег, которое имеют эк субъекты в своем владении. Пропози на макроуровне равна сумме денежных средств, которые имеют все эк субъекты, т.е. = массе денег в обороте.

Предложение денег: М1 = mМб,

где М1 - предложение денег в виде наличности вне банков и депозитов на текущих счетах; т - коэффициент денежно-кредитного мультипликатора; Мб - денежная база.

Изменение предложения денег (Ми) может быть вызвана действием факторов, влияющих на объем денежной базы и на коэффициент мультипликатора. Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем центрального банка, то объем ее может изменяться вследствие определенных операций этого банка - операций на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, валютной интервенции. На коэф-т мульт-ра влияют: 1) изменение нормы обязательных резервов - вызывает противоположную по направлению изменение коэф-та (m) мультипликации гр. массы, 2) изменение типовой рыночной процентной ставки - при ее росте по ссудам и облигациям расширяются возможности получать ссуды рефинансирования, вследствие чего возрастают денежная база, банковские резервы и коэффициента. мультипликации, и наоборот, 3) изменение богатства - при его росте депозитная составляющая денежной массы возрастет быстрее чем наличная, это усилит мультипликационный эффект и приведет к увеличению предл-й, 4) тенизация предпринимательской деятельности - предопределяет изменение структурных запасов в пользу наличных, А следовательно последняя выходит из банковского оборота - уменьшается предл-я, 5) низкое состояние доверия к банкам.

М1 - масса денег не меняется при изменении% ставки;

М2 - масса денег изменяется при неизменной% ставке;

М3 - масса денег меняется и меняется% ставка.

 

21. графическая модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке спроса и предложения и процент

Если две кривой - спроса и предложения - наложить одну на Друге в одной системе координат, то получим завершенную графическую модель денежного рынка. В ней спрос и предложение подаются во взаимодействии и определяется результат этого взаимодействия: уровень их уравновешения и норма равновесной ставки процента, который отвечает этому уровню (рис. 3.8).

Кривые спроса (МД) и предложения (М1) пересекаются в точке А, какой адекватные масса денег в обороте на сумму 4, 0 млрд грн. и пруда ожидаемого дохода (номинального процента) на равные 8%. Это значит, что экономические субъекты в данной экономической ситуации желают иметь в своем распоряжении денег на сумму 4, 0 млрд грн., а банковская система может обеспечить предложение денег на этом же равные, чтобы уравновесить спрос и предложение. За этого условия пруда процента (ожидаемого дохода) стабилизируется на равные 8%. Этот уровень есть равновесной ставкой процента, которая будет удовлетворять требования обеих сторон рынка: покупатели смогут сформировать нужен им запас денег, что равняется 4, 0 млрд грн., и будут его держать на руках, а продавцы смогут разместить имеющийся в них запас денег по приемлемой ставке процента.

Ни за какой другой ставки процента подобная зрівноваженість спроса и предложения невозможная. Предположим, что каким-то чином удалось в этой ситуации установить ставку процента на равные 6%, то есть низшей от равновесной. Реакцией на это изменение будет снижение альтернативной стоимости сохранения денег и возрастание спроса на деньги - точка спроса сместится по кривой спросу вправо у положения A1 (при потому, что точка предложения останется в предшествующем положении А). Увеличение спроса на деньги окажется в усилении требований экономических субъектов к банкам предоставить им денежные ссуды. Тем не менее банки не смогут удовлетворить этих требований, поскольку их резервы остались неизменными. Отдельные банки попробуют закупить дополнительные резервы на межбанковском рынке, и между банками усилится конкурентная борьба за ресурсы. Следствием этой борьбы станет возрастание процентной ставки до тех пор, пока она не достигнет предшествующего (равновесного) уровня. Но по мере приближения ставки к тому уровня будет возрастать альтернативная стоимость денег и сокращаться спрос на деньги. Как только пруда достигнет 8%, весь дополнительный спрос на деньги исчезнет и все показатели займут равновесное положение: спрос и предложение - 4 млрд грн., ставка процента - 8%.

Затронутое равновесие рынка можно было " успокоить" другим способом - увеличением предложения денег к новому уровню спроса. Для этого центральный банк должен увеличить резервы коммерческих банков, купивши в них соответствующую массу ценных бумаг ли увеличив рефинансирования. За счет дополнительных резервов банки удовлетворили бы дополнительный спрос на деньги, и равновесомая восстановилась бы. Но уровень ее был бы совсем другим - объем денежной массы возрастет до 5 млн грн., а ставка процента снизится до 6%. Тем не менее такое равновесие может иметь отрицательные следствия для реальной экономики, прежде всего для товарных рынков, где значительно возрастет платежеспособный спрос.

Нарушение равновесия на денежном рынке может обуславливаться также факторами, которые действуют на стороне предложения денег и на стороне спроса на деньги. В этих случаях равновесие может восстановиться только на других уровнях как процента, так и денежной массы.

 

22. сбережения и инвестиции в механизм денежного рынка

Важную роль в сбалансировании денежного оборота, а также спроса и предложения на денежном рынке сыграют сбережение и инвестиции. Это обуславливает необходимость более подробно рассмотреть их сущность и взаимосвязь.

сбережение семейных хозяйств в закрытой экономике является единым источником поступления средств на денежный рынок. Только за счет этого источника сектор «фирмы» может увеличить свои чистые инвестиции, а сектор «вряд» - увеличить свои закупки свыше доходов от налогов, т.е. профинансировать бюджетный дефицит. Отсюда можно сделать несколько общих выводов относительно взаимосвязи сбережений и инвестиций.
1. Сбережение семейных хозяйств является единым источником чистых инвестиций в закрытой экономической системе.
Если формирование сбережений замедляет или совсем останавливается, начинаются сокращение инвестиций и «проедание» прежде нагроможденного капитала. Такая ситуация обычно возникает в условиях продолжительной инфляции, когда население перестает делать новые сбережения и даже тратит предыдущие под угрозой потери их через инфляцию. Поток 5 (см. рис. 2.1) приобретает обратную направленность, а расхода на потребление (поток 3) превысят национальный доход. При таких условиях роста инвестиций в секторе «фирмы» прекращается, что подрывает основу для развития экономики в будущем.

Эти процессы четко проявлялись в экономике Украины в 1992—1994 гг., когда вследствие гиперинфляции предыдущие сбережения населения полностью обесценились, а новые сбережения в национальных деньгах не создавались. Инвестирование в развитие производства в этот период фактически прекратилось, за исключением незначительных вложений за счет централизованных средств государственного бюджета.

2. Рост объема сбережений создает верхнюю границу наращивания инвестиций в секторе «фирмы».
Тем не менее рост объема инвестиций, как правило, не достигает этого верхнего предела. Часть средств, которые поступили на денежный рынок за потоком сбережений, мобилизует правительство для государственных закупок и других расходов. В конкурентной борьбе за ресурсы на денежном рынке правительство обычно имеет преимущества над фирмами в связи с высшим уровнем гарантий за его обязательствами (ценными бумагами) сравнительно с обязательствами фирм и финансовых посредников, через которые сбережения трансформируются в инвестиции. Только сокращение бюджетного дефицита дает возможность максимально приблизить фактический объем инвестиций к его верхней границе и даже превысить ее за счет других источников.

3. Сбережение населения, которые поступили на денежный рынок и не мобилизованные правительством для своих нужд, должны быть одолженные сектором «фирмы» для инвестирования.
Иначе на денежном рынке возникнет излишек средств, а на товарных рынках (на рынке продуктов прежде всего) - отсутствие спроса на товары. Неинвестированные сбережения неизбежно вызовут кризис сбыта, сокращение производства, снижение доходов и сбережений в секторе «семейные хозяйства». В нереализованных товарных запасах будут «замороженные» значительные капиталы.

На основании приведенных трех выводов можно формализовать связь между инвестициями и сбережениями в таком виде:
,
где Ір — инвестиционные ресурсы, которые поступают в распоряжение фирм;
З - общая масса сбережений, которая поступила на денежный рынок;
Дп — сумма прироста государственных займов, размещенных на денежном рынке.
Соблюдение этого равенства является необходимой предпосылкой сохранения равновесия на денежном рынке, а итак - предпосылкой сбалансированности денежного оборота, нормального функционирования банков и других финансовых посредников, поскольку формирование кредитных ресурсов будет отвечать спросу на кредит.
В проблеме «сбережение - инвестиции» важное значение имеет не только накопление достаточного объема сохранений в семейном секторе, а и полная трансформация этих сохранений в инвестиции. Денежный рынок призван создать эффективный механизм такой трансформации.

Тем не менее или в возможности денежный рынок справиться с этой задачей? Однозначного ответа на этот вопрос не дала ни западная, ни отечественная экономическая наука. Представители разных экономических школ дают разные ответы: монетаристы отвечают «да», а кейнсианцы - «нет».

Если признать правоту монетаристов, надо согласиться с тем, что рыночная система имеет внутренний механизм саморегулирования, способен отвернуть экономические кризисы. Если же признать правоту кейнсианцев, то следует согласиться с тем, что рыночная экономика не способная к саморегулированию и внутренне неустановившаяся, нуждается в постоянном регулятивном вмешательстве извне.
Монетаристы исходят из того, что денежный рынок имеет механизм, который одновременно влияет на предпринимателей (фирмы) и на семейные хозяйства (физический лиц), стимулируя первых и вторых инвестировать и экономить равновеликие массы денежных средств. Таким механизмом является динамика процентной ставки как платы за использование денежных сбережений.

 

23. сущность, назначение и структура денежной системы и основные ее элементы. Структура денежной системы

Денежная система - это форма организации денежного оборота в стране, установленная общегосударственными законами. Эти законы определяют основные принципы, правила, нормативы и другие требования, регламентирующие отношения между субъектами денежного оборота. Учитывая чрезвычайно важную роль денежных отношений в экономической жизни общества, во всех странах, независимо от их строя, формирования денежных систем осуществляют центральные органы власти. Местные органы власти, даже в странах с федеративной строем, по сути отстранены не только от формирования денежных систем, но и от контроля за функционированием их отдельных элементов.
Учитывая, что организация денежного оборота осуществляется с участием банков, а обеспечение нормального функционирования кредитных денег является одним из основных задач банковской системы, денежная система формируется и функционирует на базе банковской системы и может рассматриваться как составная последней. Поэтому во многих странах правовые нормы, которые формируют денежную систему, определяются непосредственно в банковском законодательстве, прежде всего в законах, регламентирующих деятельность центральных банков. Более того, согласно этим законам центральным банкам предоставляются широкие полномочия по регулированию денежного оборота. Поэтому есть все основания считать центральный банк институциональным центром денежной системы. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении эффективного функционирования денежной системы страны.
По сфере охвата экономических отношений денежная система - явление чрезвычайно широкое, адекватное всему денежном обороте. Все денежные потоки, независимо от сферы экономики, которую они обслуживают, и формы, в которой осуществляются, являются объектами регулятивного воздействия денежной системы. Поэтому есть основания для выделения в составе денежной системы отдельных, относительно самостоятельных подсистем:
- Системы безналичных расчетов;
- Валютной системы;
- Системы наличного обращения.
Каждая из названных подсистем имеет свой особый объект регулятивного воздействия, который ограничивается определенной формой или сферой денежного оборота.
Поскольку денежная система каждой страны определяется ее внутренним законодательством, само явление денежной системы встает на поверхности как сугубо национальное. Каждое государство формирует свою собственную денежную систему, стараясь предоставить ей полную независимость и способность противостоять внешним воздействиям, когда они угрожают интересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одним из ключевых признаков политической и экономической самостоятельности государства.
Особенно убедительно национально-государственная обусловленность денежных систем проявилась в период становления независимых государств, возникших на территории бывшего СССР. Каждая из них, провозгласив свою политическую независимость, по сути, одновременно заявила о выходе из единого рублевой пространства, другим государством - Российской Федерацией, и о создании собственных денег и денежной системы. Одной из первых среди этих стран встала на путь построения собственной денежной системы.

Национально-государственная обусловленность и назначение денежной системы должны учитываться правительствами стран, когда они принимают решение о реконструкции своих денежных систем в направлении их объединения. Такое объединение неизбежно означает потерю существенного защитного механизма для национальной экономики, которым является денежная система. Отказ от такого механизма экономически возможна лишь при условии, что эти страны имеют одинаковые по уровню развития и структуре экономики и политические устройстве. Иначе возникнет угроза потери как для экономически слабых, так и экономически сильных стран, которые объединяются. Об этом убедительно свидетельствуют большие трудности, с которыми столкнулись страны - члены ЕС в попытке объединить свои денежные системы в одну с единой валютой - евро. Осознав значительные угрозы от объединения денежных систем стран с разным уровнем экономического развития и невозможность в установленные сроки (1999 г.) ликвидировать эти различия, руководство ЕС решило, что допустить к объединенной денежной системы можно только некоторые страны-члены, имеющие малейшие различия в экономическом и финансовом положении.
Общенациональное назначения и особая миссия денежной системы в функционировании государства обусловливают важную роль исторического фактора, традиций, национальных особенностей, экономического развития страны в ее формировании. Это проявляется не только во внешнем виде денежных знаков и монет, но и в более сложных и ответственных элементах денежной системы, таких как масштаб цен, денежных знаков, организация расчетов и т.д. Благодаря этому денежная система каждой страны имеет свои специфические признаки, которые отличают ее от денежных систем других стран, обеспечивающие им иммунитет против внешнего вмешательства.
Вместе с тем в денежных системах различных стран есть много общего. Это проявляется прежде всего в однотипности методов регулирования денежных потоков и массы денег в обращении, идентичности инструментов регулирования денежного рынка и т.д. Эта общность некоторых черт денежных систем разных стран обусловлена однотипностью их экономических систем, построенных на рыночных принципах. Когда экономическое развитие обеспечил достаточные условия для демонетизации золота, страны с рыночной экономикой довольно единодушно отказались от системы золотого монометаллизму и ввели денежные системы, базирующиеся на кредитных деньгах. Ныне эти страны так же дружно вводят в своих денежных системах оборот электронных денег в виде платежей на основе современных электронных технологий.
При нормативно-правовом подходе к денежной системы в ее составе можно выделить несколько отдельных элементов, каждый из которых законодательно зафиксирован. В этой связи в денежной системе Украины можно выделить следующие элементы:
- Наименование денежной единицы;
- Масштаб цен;
- Виды и купюрность денежных знаков, имеющих статус законного платежного средства;
- Регламентация безналичных денежных расчетов;
- Регламентация наличного денежного оборота;
- Регламентация режима валютного курса и операций с валютными ценностями;
- Регламентация режима банковского процесса;
- Государственные органы, которые осуществляют регулирование денежного оборота и контроль за соблюдением действующего законодательства.

 

24. виды денежных систем и их эволюция. Основные типы денежных систем и их эволюция

В результате эволюции товарного хозяйства и присущих ему экономических отношений денежные системы постепенно менялись, приобретали различных форм, которые можно классифицировать по нескольким критериям
В зависимости от формы, в которой функционируют деньги, выделяют следующие виды денежных систем:
= Система металлического обращения, когда денежный металл непосредственно находится в обороте и выполняет все функции денег, а банкноты остаются разменных на металл;
= Система бумажно-кредитного обращения, при которой в обращении находятся только на денежный металл знаки денег - казначейские билеты или банкноты.
Металлические денежные системы исторически выступали в формах биметаллизму и монометаллизму. В эпоху первоначального накопления капитала (XVI - XVIII вв.) Денежные системы, как правило, основывались на биметализм, возникший еще во времена феодализма.
Биметаллизм - это денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно за двумя металлами - золотом и серебром; монеты из этих металлов и оборачивались на равных началах, банкноты подлежали размена на оба эти металлы.
Исторически первым видом биметаллизму была система параллельной валюты, по которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалась на рынке стихийно, т.е. при осуществлении платежей золотые и серебряные монеты принимались согласно рыночной стоимости золота и серебра. Это создавало некоторые трудности, которые были связаны с существованием на рынках двух общих эквивалентов, а значит - двух мер стоимости, двух систем цен. Ситуация осложнялась постоянным изменением соотношения между золотом и серебром по стоимости. Чтобы упростить ситуацию, государство устанавливала в законодательном порядке обязательное стоимостное соотношение между двумя металлами, которые оборачивались на равных началах с их открытого чеканки.
Такой вид биметаллизму получивший название «система двойной валюты».
Но установлено фиксированное стоимостное соотношение часто не совпадало с реальным рыночным. Это было связано с неравномерностью роста производительности труда при добыче золота и серебра и приводило к тому, что стоимость одного денежного металла, а другой. Тот металл, который был по закону недооцененным, из обращения металлом, стоимость которого по закону была завышена. В этом проявлялась действие закона Коперника-Грешема: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие».
Так, в конце ХVII в. в Англии было официально установлено стоимостное соотношение между золотом и серебром 1: 15, 5, в то же время во Франции и Голландии этот показатель составлял 1: 15, а рыночное стоимостное соотношение между слитками золота и серебра - 1: 14, 9. Таким образом, в Англии стоимость золота по закону была завышена на 4%.
Поэтому выгоднее было платить золотом, так как плательщик при этом получал экономию в размере 4% от суммы платежа. Они в слитки и вывозились за границу с целью покупки золотых слитков для их в монеты для обращения. Именно этим объяснялся тот факт, что за 15 лет - с 1702 до 1717 г. - в Англии золотых монет было по стоимости в 32 раза больше, чем серебряных.
В начале XIX в. в США официальное соотношение между золотом и серебром было установлено 1: 16, а в европейских странах - 1: 15, 6. Поэтому недооцененное по закону серебро вывозилось из США в Европу в обмен на золото. В США из обращения серебро, а в европейских странах - золото.
Разновидностью биметаллизму была так называемая система «прихрамывая» валюты, по которому один из видов монет в закрытом порядке. Примером является французская денежная система, когда в 1873 г. было запрещено свободное чеканка серебра, но за 5 франков серебряными монетами осталась неограниченная сила законного платежного средства. Это была попытка спасти биметаллизм.
Однако биметаллизм не отвечал потребностям развитого рыночного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости двух металлов противоречило сути этой функции денег. С развитием капитализма место полноценных денег в обороте все чаще занимали кредитные деньги и безналичные расчеты.
В начале второй половины ХIХ ст. несколько европейских стран прибегли к попытке сохранить биметаллизм посредством заключения международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза. На конференции 1865 г. было заключено соглашение между Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией для поддержания стабильности денежного обращения на базе биметаллизму. Это была первая попытка межгосударственного регулирования денежных систем. На территории стран Латинского монетного союза хранились свободная чеканка монет из золота и серебра при поддержании твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами (1: 15, 5), одинаковый металлический содержание (вес и проба) денежных единиц, свободное обращение монет одних государств-членов на территориях других. Такой союз должен укрепить позиции стран-членов относительно других европейских стран, прежде всего Великобритании и Германии. Но он просуществовал не долго. Обесценение серебра в конце XIX в. через удешевление его производства привело к тому, что фактическое рыночное соотношение золотых и серебряных монет по стоимости составляло 1: 20, 1: 22. Как следствие, недооценены по закону золотые монеты начали переходить из сферы обращения сокровищ. Это в итоге привело к распаду Латинского монетного союза. В 1878 г. свободная чеканка серебра в странах союза было запрещено, и все эти страны перешли к золотому монометаллизму

 

25. создание и развитие денежной системы Украины

Становление Украины как независимого, суверенного государства обусловило необходимость создания собственной денежной системы, которое обеспечивало бы вероятность украинским властным структурам самостоятельно руководить финансовым оборотом и финансовым рынком в интересах развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания денежной системы Украины были заложены в Законе Украины " О банках и банковской деятельности", принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г. Этим законом Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию финансов на местности Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность финансов, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права вмешиваться в эту сферу. Затем оборот финансов на нашей местности становился подвластным исключительно органам украинского государства.
Первые практические шаги относительно создания собственной денежной системы были сделаны после выхода Украины с состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные украинские купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денежной массе. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты -- предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства к РФ, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено за НБУ. Весь безналичный оборот продолжал обслуживаться исключительно предшествующей, теперь уже русской, валютой -- рублями.
Чтобы ослабить отрицательные следствия параллельного оборота двух валют, Президент Украины указом " О реформе денежной системы Украины" от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець в сферу безналичного оборота и изъял из него рублевые денежки. Новые денежки были названы " украинский рубль", получили статус временных национальных финансов и стали единой на местности Украины средством платежа. Украинский рубль как временные денежки взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот украинского рубля завершился первый период формирования национальной денежной системы Украины.
На втором этапе Национальный банк Украины, опираясь на нормы Закона Украины " О банках и банковской деятельности" (1991 г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития денежной системы на этом этапе можно отнести:
1. Развитие собственного эмиссионного механизма, который включает:
-- создание Банкнотно-монетного двора НБУ, которое имеет полный цикл высококачественного производства бумажных финансов и монеты;
-- разработка дизайна, установление номинала, платежных признаков, обеспечение системы защиты дензнаков и монет;
-- разработка правил выпуска в обращение, сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение кассовых сделок и т.п.
2. Формирование механизма регулирование НБУ предложения финансов, задачей которого есть:
-- отрабатывание механизма централизованного регулирования банковскими резервами;
-- внедрение механизма рефинансирование коммерческих банков;
-- развитие операций на открытом рынке.
3. Разработка методики и методологии денежно-кредитной политики НБУ, накопление опыта практического применения инструментов денежно-кредитной политики, размежевание сфер применения фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики.
4. Развитие национальной платежной системы, которая охватывает:
создание системы электронных платежей на межбанковском уровне;
--разработка методических и инструктивных документов относительно организации безналичных расчетов на межхозяйственном уровне;
--разработка методических и организационных основ создания электронной системы массовых платежей.
5. Формирование механизма валютного регулирования, которое включает:
--развитие инфраструктуры валютного рынка и формирование методических и организационных основ осуществление операций на нем;
--порядок регулирования валютного курса;
--создание механизма формирование и использование золотовалютных резервов;
--формирование отчетности относительно платежного баланса страны, осуществление его анализа и прогнозирование.
6. Разработка и испытание на практике специальных мероприятий из преодоления гиперинфляции и регулирование инфляции.
Перечисленные мероприятия дали вероятность сформировать на протяжении 1993--1996 гг. правовые и организационные основы национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить надлежащее менеджмент финансовым оборотом соответственно потребностям экономики страны.
Новой ситуации, которая сложилась в менеджменте финансовым оборотом, не отвечал статус временной валюты, что сохранялся за украинским рублем. Временные денежки не могут надлежащим образом осуществлять одну из важнейших функций -- функцию накопления. Это подрывает интересы экономических субъектов к накоплению финансов как источника инвестирование, сдерживает экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики, укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы -- гривны. 25 августа 1996 г. Президент Украины подписал Указ " О денежной реформе в Украине", согласно которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и введенная постоянная денежная единица -- гривна и ее сотая часть -- копейка.
Этим закончился второй период развития денежной системы Украины и начался третий.
На третьем этапе происходит дальнейшее усовершенствование механизмов и инструментов денежной системы, которые были разработаны на предшествующем этапе. Важной вехой в этом месте стало принятие Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона " О Национальном банке Украины". Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, в частности, раздел IV " Денежно-кредитная политика", раздел V " Управление наличным финансовым обращением", раздел VIII " Деятельность Национального банка относительно операций с валютными ценностями". В них четко выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности национальных финансов, регулирование денежного оборота, определенные методы и инструменты денежно-кредитной политики и прочие виды деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны

 

26. государственное регулирование денежного оборота и роль в нем фискально-бюджетной и денежно кредитной политики

Современная экономическая мысль, независимо от ее конкретного теоретического направления, признает ответственность государства за состояние развития экономики страны, а следовательно и ее право влиять на экономическую жизнь общества. Различия во взглядах отдельных теоретиков касаются лишь степени и методов реализации такого влияния. Одни из них, назовем их условно кейнсианцами, считают, что такое влияние должно быть прямым, непосредственно направленным на отдельного экономического субъекта, индивидуализированы стимулировать соответствующую его поведение. Другие - назовем их условно монетаристамы, считают, что экономические субъекты по природе своей «запрограммированы» на высокоэффективную деятельность в рыночной среде, способные самостоятельно обеспечить наиболее целесообразную поведение с позиций отдельного индивида и общества в целом. Поэтому государству нет необходимости непосредственно вмешиваться в поведение отдельных экономических субъектов, а свое влияние на экономику она должна свести к гарантирования им благоприятных условий деятельности, то есть опосредованно.
Одной из таких гарантий считается законодательное обеспечение каждому экономическому субъекту таких прав и свобод:
• свободу предпринимательства, в том числе свободный перелива капитала;
• защита частной собственности, в том числе защита прав кредитора и денежных сбережений;
• свободу торговли, в том числе защиту от монополизации цен и рынков;
• свободу при заключении договоров и защиту прав участников договорного процесса;
• свободу потребления и защита прав потребителя от недобросовестного продавца;
• свободный выбор профессии и места работы.
Необходимость обеспечения государством указанных прав и свобод каждому экономическому субъекту признается и монетаристамы и кейнсианцямы как общие предпосылки успешного функционирования рыночной экономики. Однако монетаристы считают, что при наличии этих предпосылок «невидимая рука рынка» сама отрегулирует целесообразную поведение экономических субъектов, а кейнсианци считают, что это может сделать только «рука государства». Наиболее весомым аргументом кейнсианцив против монетаристив в этой дискуссии является ссылка на незбиг экономических и социальных последствий деятельности отдельных субъектов рыночной экономики - в погоне за высокой эффективность (прибыльностью) они упускают из поля зрения социальные аспекты. Устранить это противоречие целей может, якобы, только государство. Дискуссии вокруг этой проблемы привели к существенному сближению позиций кейнсианцив и монетаристов относительно влияния государства на экономику страны.
Сегодня все признают, что для реализации своего влияния на экономику государство должно разрабатывать соответствующую экономическую политику. Сблизились позиции и относительно целей этой политики. Ими признаются:
= Обеспечения определенного уровня экономического роста;
= Обеспечение максимальной занятости;
= Контроль над инфляцией в целях ее минимизации и стабилизации цен;

Фискальная политика сводится к экономическому регулированию через механизмы налогообложения, других изъятий к централизованным фондам финансовых ресурсов, финансовых затрат государства, связанных с выполнением ею своих общественных функций. Если уровень фискальных изъятий доходов экономических суб'ктів возрастает, это уменьшает их возможности и ослабляет

Денежно-кредитная политика - это совокупность взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через свой центральный банк, сводится к экономическому регулированию через механизмы изменения предложения денег и их цены на денежном рынке. Увеличение предложения денег, при прочих равных условиях, предопределяет подвавлення процента и возрастания инвестиций, а также возрастание платежеспособного спроса на рынках. Все это на коротких временных интервалах оживляет конъюнктуру рынков и усиливает стимулы к расширению производства. В зависимости от направления и темпов изменения предложения денег и уровня процента различают такие виды денежно-кредитной политики: експанційна (допускавється неконтролируемое, произвольное возрастание предложения денег, налідок - инфляция, то есть, это " политика инфляции",), рестрикційна (допускавється резкое, недостаточно взвешенное, обвальное сокращение предложения грошекй, следствие - деньги " дорожают", Супо сокращается, - снижение цен и резкое падение экономической активности). Учитывая на отрицательные следствия этих политик, правительства, стараясь избегнуть их, применяют кое-что альтернативные к ним политики: дезінфляції и политику рефляції.

Проблема монетизації бюджетного дефицита состоит в поиска денежного средства, достаточных для покрытия (финансирование) превышение бюджетных затрат над бюджетными мероприятиями, которые формируются на основании требований действующего законодательства, прежде всего налогового. Мобилизовать необходимые для монетизації бюджетного дефицита средство можно несколькими способами: 1)Увеличить налогообложение екон. субъектов через повышение налоговых ставок, введение новых налогов, отмена льгот за старыми налогами и т.п..2)Разрешить правительству (казначейство) выпустить собственные долговые обязательства (казначейские билеты) в размере, достаточном для покрытия бюджетного дефицита, и предоставить их статус законного платежного средства. 3)Разрешить правительству выпустить собственные ценные бумаги и реализовать их на внутреннему ли зрвнішньому рынках. 4)Разрешить центральному банку прокредитувати правительство в размере бюджетного дефицита, купивши на соответствующую сумму правительственные обязательства на первичном рынке. Найдоцільнішим есть третий - путем реализации держ ценных бумаг на вторичном рынке, поскольку он не изменяет денежной массы и не усложняет задач, определенных в монетарной политике (при условии - бюдж дефицит не хронический и не весьма большой относительно ВВП). Систематический, возрастающий бюдж дефицит, которым бы способом не монетизувався, представляет потенциальную угрозу для постоянства денег. Монетизація через вторичный рынок может лишь отсрочить эту угрозу, но не отстраняет ее совсем.

 

27. денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты

Главным результатом функционирования денежной системы является разработка и реализация определенной денежно-кредитной политики. Положительное влияние этой политики на развитие экономики определяет эффективность самой денежной системы.
Сущность денежно-кредитной политики. В литературе используется несколько подходов к определению сущности денежно-кредитной политики. Представители одного из них трактуют монетарную политику слишком узко - как правительственную политику влияния на количество денег в обороте. Представители другого подхода определяют ее слишком расширено - как один из секторов экономической политики вышестоящих органов государственной власти. В первом случае механизм монетарной политики ограничивается только влиянием на количество денег и явно его результативные возможности, во втором - не определен специфического характера монетарной политики, ее отличий от других секторов экономической политики, ее особого механизма воздействия на экономические процессы.
Более полно и точно выражает сущность монетарной политики определение ее как комплекса взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк. Как следует из этого определения, монетарной политике присущи комплексность, регулятивных мер; направленность на достижение определенных, заранее определенных общественных целей; меры эти реализуются центральным банком через механизм денежного рынка. При таком подходе монетарная политика приобретает четкие, экономически обусловленных очертания. Она должна внутренне единую институциональную основу - денежный рынок и банковскую систему. В такой трактовке монетарная политика представляет собой организационно оформленный регулятивный механизм со своими специфическими целями, инструментами и ролью в экономическом регулировании.
Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные меры монетарной политики, есть такие переменные денежного рынка:
= Предложение (масса) денег;
= Ставка процента;
= Валютный курс;
= Скорость обращения денег и др.
В зависимости от экономической ситуации в стране объектом монетарного регулирования может быть выбрана одна из них или даже несколько одновременно.

 

28. монетизация бюджетного дефицита и ВВП в Украине

Монетарная политика является ключевым механизмом в денежной системе страны, благодаря которому реализуются ее основные общественные предназначения:
-поддерживается стоимость денег на относительно стабильном уровне путем постоянного уравновешивания спроса и предложения на денежном рынке;
-гибко обеспечиваются потребности экономики в деньгах благодаря их выпуску в меру роста потребностей и изъятие из оборота в меру сокращения потребности.
В связи с этим основными индикаторами правильности монетарной политики и эффективности функционирования денежной системы в целом являются стабильность стоимости денег на товарном и валютном рынках и обеспеченность экономических субъектов достаточной массой платежных средств. Первый индикатор - стабильность стоимости денег - проявляется в относительной стабильности покупательской способности и валютного курса национальных денег. Второй индикатор не имеет таких четких форм выражения, как первый.
Проблема монетизации бюджетного дефицита состоит в поиске денежных средств, достаточных для покрытия (финансирования) превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами, которые формируются на основе требований действующего законодательства, прежде всего налогового. Если необходимые средства не будут найдены, правительство не сможет расплатиться по своим обязательствам, и возникнет просроченная задолженность его перед экономическими субъектами (по заработной плате, пенсиям, дотациям, по оплате государственных закупок и т.д.). Мобилизовать необходимые для монетизации бюджетного дефицита средства можно несколькими способами:
1.Увеличить налогообложение экономических субъектов через повышение налоговых ставок, введение новых налогов, ликвидация льгот по старым налогам и т.д. для этого необходимо будет изменить действующее налоговое законодательство, что делает этот способ малоэффективным. Но если бы он был реализован, то это привело бы к изменению денежной массы денег. Произошло бы перемещение их между отдельными группами экономических субъектов, а общая их масса осталась на том же уровне.
2.Позволить правительству (казначейству) выпустить собственные долговые обязательства (казначейские билеты) в размере, достаточном для покрытия бюджетного дефицита, и предоставить им статус законного платежного средства. Подобный ход в мировой практике принято называть сеньйораж. Этот способ также требует внесения существенных изменений в действующее законодательство и поэтому является малоэффективным. Такой способ монетизации бюджетного дефицита может привести к инфляции, из-за этого мировая монетарная практика от него отказалась.
3.Позволить правительству выпустить собственные ценные бумаги и реализовать их на внутреннем или внешнем рынках. При реализации облигаций на внутреннем рынке этот способ не повлияет на массу (предложение) денег, а только перераспределит их между группами субъектов и поэтому временно приостановит совокупный спрос на товарных рынках подобно первому способу. Поэтому этот способ монетизации дефицита не содержит угрозу и широко применяется в мировой практике. Другое дело с реализаций государственных облигаций на внешних рынках. В этом случае выручка от реализации государственных облигаций на еврорынках поступит в валютной форме, которая не дает возможность прямо использовать ее для финансирования бюджетных расходов. Правительство должно продать валютную выручку центральному банку за национальные деньги, которые и будет использовать для финансирования своих потребностей. В результате этой операции центральный банк увеличит на определенную сумму свой золотовалютный резерв. Увеличатся также банковские резервы в национальных деньгах и предложение денег на рынке. Это может существенно увеличить предложение денег и совокупный спрос.
4.Позволить центральному банку прокредитовать правительство в размере бюджетного дефицита, купив на определенную сумму правительственные обязательства на первичном рынке. Этот способ монетизации бюджетного дефицита кажется на первый взгляд очень простым и эффективным - правительству не нужно иметь дело с тысячами кредиторов на вторичном рынке, и необходимую сумму средств он может получить сразу. На самом деле это очень опасный способ монетизации дефицита

 

Проблема монетизации валового внутреннего продукта состоит в доведении массы денег в обороте до уровня, достаточного для успешной реализации всего объема произведенных товаров и услуг, погашение долговых обязательств. Из чисто теоретического взгляда решение этой проблемы обеспечивается уравновешиванием спроса и предложения денег на денежном рынке, независимо от фактического объема денежной массы. В какой степени не изменилась последняя, если предложение денег отвечает спросу, имеющаяся денежная масса является объективно определенной, т.е. не чрезмерно большой или малой.
Но, с практической точки зрения, решение этой проблемы является значительно сложнее, т.к. невозможно на будущее определить нормативную величину (спрос на деньги), на которую следует ориентировать регулирование предложения денег. Поэтому о достаточности монетизации ВВП, а значит и всей экономики, можно судить не по отклонению фактического ее уровня от нормативного, а по динамике некоторых индикаторов рынка, прежде всего среднего уровня цен, средней процентной ставки, состояния платежной дисциплины, уровня ликвидности банков и т.д. Если все эти индик






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.