Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности древнегреческой культуры. Периодизация.






Под античностью принято понимать греческо-римские древности, получившие свое развитие с начала I тыс. до н. э. по V в. н. э. На достижениях античной культуры основана вся европейская цивилизация. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – важнейшее для античности. Идеал античности – свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин. Расцвет в Древней Греции института гражданства в VI–IV вв. до н. э. стал одновременно и золотым веком античной культуры, ее классикой. Античная культура отличалась глубоко светским характе­ром. При всем значении почитания богов в античном мире не религия, а само общество санкционировало существующий строй и этику. Античная культура была ориентирована не на царей и приближенных, а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива. Поэтому античная культура глубоко гуманна, она прославляет и возвеличивает человека. В развитии истории и культуры Древней Греции принято выделять следующие пероды: 1. Гомеровский период (ХІ–ІХ вв. до н. э.) 2. Архаический период (VIII –VI вв. до н. э.) 3. Классический период (V–IV вв. до н.э.) 4. Эллинистический период (конец IV–I вв. до н.э.)

34. Архаический период в развитии др/гр культуры.

Главным источником наших знаний о гомеровском периоде выступают поэмы Гомера " Илиада" и " Одиссея" (IX–VIII вв. до н. э.). В основе их лежит сказание о походе греков в Трою. Но содержание этих эпических памятников не ограничивается только событийной стороной. Мир греческих богов напоминал мир людей с идеалами греческой аристократии. Верховным правителем выступал Зевс. Кроме него божественной силой обладали и другие олимпийские божества: Гера, Аполлон, Артемида, Афина, Гестия, Деметра, Аид, Гермес, Посейдон, Арес, Дионис и Афродита. Со временем у греков появилась тенденция восхищаться и богоподобными героями – Агамемноном, Аяксом, Гераклом и др. Наиболее распространенным видом изобразительного искусства была вазовая роспись, где господствовал геометрический стиль. Образцами этого стиля являются дипилонские вазы, надгробные амфоры, найденные в Афинах (IX в. до н. э.). Узор на этих памятниках представлен геометрическими фигурами, а также персонажами и сценами из гомеровского эпоса.Существенные изменения в Древней Греции происходят в архаическую эпоху: формируются основы классического рабства, системы денежного обращения и рынка, возникают основные формы политической организации – полис, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. В VIII–VI вв. до н. э. зародились этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности, а также такие основные феномены античной культуры, как философия и наука, ведущие литературные жанры, театр, ордерная архитектура и Олимпийские игры. В VII в. до н. э. возникла система ордеров, т. е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Постепенно определились художественные особенности 2 ведущих архитектурных ордеров: дорического и ионического. Дорический ордер получил распространение в Южной Греции и отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой капителью, стремлением к монументальности, мужественности. Для ионического ордера характерно легкое изящество, прихотливость линий, капитель имела форму, похожую на рога барана. Дорические храмы этого периода – храм Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Ионические (почти все уничтожены) – святилище Артемиды в г. Эфесе, храм Геры на о. Самое, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). В скульптуре этого периода выделяется несколько обобщенных скульптурных типов. Это так называемые " куросы " (юноши), именуемые архаическими Аполлонами. До наших дней дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная статуя Аполлона из Теней. Женские статуи назывались " корами " (девушками) – их изображали в длинных ниспадающих одеждах. Совершенствуется вазовая роспись. Господствующими в этот период являлось два стиля: чернофигурный стиль на светлом фоне изображали черные фигуры (ваза Эксекия " Ахилл и Аякс, играющие в кости"); к раснофигурный стиль – светлые фигуры на темном фоне (" Эвтимид и Эвфрония").

35. Классическая др/гр культура.

Высшей точки культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н. э. Центр культурной жизни греческого мира переместился в Афины. Но вскоре Афины вступили в войну со Спартой и проиграли ее. В этот период развиваются наука, театр, литература, а архитектура и скульптура достигают наивысшего расцвета. Ни один из периодов не дал в истории Греции такого количества мыслителей, как классический. Воплощением мудрости V в. до н. э. стали философы – Анаксогор из Клазомены, родоначальник учения об атомах Демокрит из Абдеры, Сократ, избравший ради истины смерть, а также “отец истории” Геродот. Театр занимал особое место в жизни греков, он выступал общественным институтом и выполнял воспитательные функции. Театральные представления зародились в связи с культом бога Диониса. Во время праздника Великих Дионисий в VI в. до н. э. стали ставиться сценки из мифов, которые сопровождал хор сатиров. Эти театральные действа стали зачатком трагедий. В V в. до н. э. появляются комедии. Славу греческой трагедии принесли три афинских драматурга Эсхил (“Персы”, “Прикованный Прометей”), Софокл и Еврипид. Расцвет комедии был связан с творчеством Аристофана (“Всадники”). В архитектуре окончательно сложился классический тип храма (с одним рядом колонн по периметру). С 445–427 гг. до н. э. в Афинах был воздвигнут архитектурный ансамбль Афинского акрополя, ставший символом античной Греции. Строительными работами руководил скульптор Фидий. Центральный храм акрополя – Парфенон. Его создателями являются Иктин и Калликрат. В ионическом ордере построен храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея – Эрехтейон. В скульпторе стремятся к передаче сложного человеческого тела. Утверждение человеческого достоинства и величия человека. Идеал человеческой личности был воплощен Фидием в статуе Зевс Олимпийский. Всемирно известен “ Дискобол” скульптора Мирона. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказал Поликлет, создатель теории о пропорциях человеческого тела, которая сформулирована в его трактате “Канон”. Идеалы Поликлета нашли воплощение в мощных, величественных образах “ Дорифора”, “Раненой амазонки”. В Афинах основал свою школу ученик Сократа Платон. Среди учеников Платона незаурядностью мышления выделялся Аристотель, который выступил автором самостоятельного философского учения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.