Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование гигиенических навыков самообслуживания у учеников младших классов вспомогательной школы.






Простейшая предметно-манипулятивная практическая деятельность является наиболее легко осваиваемой детьми дошкольного возраста. Именно эта деятельность, как правило, обеспечивает переживание успеха и обладает наибольшей побудительной силой для ребенка. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью даже она вызывает серьезные затруднения, и элементы самообслуживания, принятия пищи далеко не всегда осуществляются ими должным образом.

Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью уже в младенческом возрасте. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения детей с интеллектуальной недостаточностью неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети с интеллектуальной недостаточностью, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно отрабатываются в специальном детском саду с использованием тренажеров.

Элементы трудовой деятельности (прежде всего навыки самообслуживания) у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Этот процесс требует значительных усилий со стороны родителей и воспитателей. Поэтому в семье, как правило, идут по линии наименьшего сопротивления: родители сами раздевают, одевают, кормят ребенка. Однако существуют семьи, в которых родители пытаются ставить перед ребенком определенные задачи и добиваются некоторых успехов. Поэтому дошкольники с интеллектуальной недостаточностью имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Характер умений и навыков таких детей заслуживает более детального рассмотрения. Движения детей, связанные с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или, наоборот, беспорядочно суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность движений обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло и, не намочив его, кладут на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого действия, входящего в состав навыка. Например, умея пользоваться ложкой, ребенок держит ее, зажав в кулак, набирает неумеренное количество пищи и большую ее часть разливает, не донеся до рта. С точки зрения сформированности элементов трудовой деятельности умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста представляют собой еще более неоднородную категорию. Но тот факт, что дети, к которым предъявлялись последовательные требования с учетом их индивидуальных особенностей, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует о достаточной потенциальной возможности развития у них практической деятельности.

При работе над темой «Гигиена тела человека» учащиеся знакомятся со средствами и предметами гигиены, необходимыми для поддержания чистоты тела;

ü ухода за зубами;

ü ухода за одеждой;

ü ухода за обувью.

ü режим питания

Называются личные предметы, которые не следует никому давать (расческа, зубная щетка, носовой платок, лента для волос, шапка и др.). Необходимо сообщить детям основные правилами гигиены.

Умывание:

ü рассуждение: что было бы, если бы человек не умывался; можно посчитать, сколько раз дети умывались вчера и когда нужно мыть руки; провести дидактическую игру «Да! Нет!» (Дети хором отвечают на вопросы: утром руки нужно мыть? Перед едой? После принятия пищи? А после туалета? А после прогулки? Если погуляешь с котом? С собакой? и т. д.),

ü вопрос-ответ: какой водой лучше смывается грязь: горячей, теплой или холодной? (Следует подчеркнуть, что холодная вода закаляет организм, что умываться нужно прохладной водой, а затем тщательно вытереться личным полотенцем). Спросить у детей, как они понимают пословицу: «Чистая вода — для болезни беда».

Говоря об уходе за зубами, учитель предлагает детям взять зеркало, улыбнуться, рассмотреть свои зубы и сообщает, что зубы помогают не только пережевывать пищу, но и украшают человека, особенно, когда человек улыбается; рассказать о причинах болезни зубов (много едят сладкого, жевательные резинки, редко или совсем не чистят зубы, кусают твердые предметы), что вместо молочных скоро вырастут новые зубы — коренные. Зубы чистить нужно тщательно, не менее трех минут: сначала — наружную сторону, внутреннюю сторону и жевательную поверхность (круговыми движениями).

Необходимо актуализировать знания учащихся о правилах ухода за глазами, ушами, ногами, волосами, руками, ногтями, за одеждой, обувью, а также правилах подготовки ко сну: не играть в подвижные шумные игры, проветривать комнату, помыть ноги, почистить зубы, аккуратно постелить постель.

Урок может пройти в форме устного журнала. Первая страничка — «Уход за ногтями». Вторая — «Уход за зубами». Третья — «Уход за одеждой и обувью».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.