Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема лекции: активизация познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе изучении предмета «человек и мир».






1. Педагогические методы и приемы активизации познавательного интереса школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения предмету «Человек и мир».

При проведении уроков по предмету «Человек и мир» в специальной школе возникают особые трудности, связанные со сниженной познавательной активностью детей, бедностью собственного практического опыта, затруднениями в анализе и понимании явлений действительности, отсутствием готовности к решению познавательных задач и т.д. В связи с этим необходимо искать дополнительные пути, способствующие повышению коррекционного значения уроков.

Цель курса «Человек и мир» – формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитании высоконравственных отношений школьников к окружающей среде, своему организму, подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.

На занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью очень полезно использовать занимательный материал, поскольку он не только вызывает интерес к предмету, но и развивает речь, внимание, память и мышление.

В основу работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью положены сложившиеся представления о структуре дефекта, где на первый план выступает нарушения. Которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, в физической ослабленности, нарушении поведения, речи.

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольного внимания и памяти. Потребность в общении элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Занимательный материал оказывает влияние на развитие речи. Если ребёнок не может высказать свои пожелания, понять словесную инструкцию, он не может выполнить и задание. Через такой материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения. В процессе использования занимательного материала возникают и воспитываются интерес и уважение к труду, расширяется кругозор. Этот материал доставляет детям удовольствие.

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, формируется интерес к предмету, компенсируются дефекты развития. При работе с детьми младшего возраста интерес к предмету обеспечивается в большей степени с использованием сказочных сюжетов, и тогда ребятишки переносятся в мир волшебства. Они воспринимают предложенное задание как реальное событие.

С помощью сказочных персонажей создаются ситуации с заданиями, активизируется словарь детей, воспитываются оценочные суждения при анализе нравственных поступков.

Любая игровая ситуация подчинена теме занятия, поэтому она даёт хорошие результаты.

Используются в работе загадки, которые всегда интересны детям. Они развивают любознательность, внимание, память, мышление.

Несомненно, успешному использованию занимательного материала способствует умелое педагогическое руководство. Учитель своим поведением и эмоциональным настроем должен вызвать положительное отношение к материалу, только тогда возникает сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе со взрослыми и добиваться положительных результатов.

Важными условиями правильных взаимоотношений педагога с детьми для воспитания интереса являются:

– создание эмоционального контакта с ребёнком;

– положительное отношение учителя к деятельности ребёнка;

– поддержание уверенности детей в своих силах;

– предупреждение неудач через учёт индивидуальных особенностей;

– наглядный показ результата деятельности;

– создание преодолимых трудностей;

– последовательное увеличение самостоятельности в работе.

Цель работы по развитию интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью – приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для независимой (частично независимой) и самостоятельной (частично самостоятельной) жизни в дальнейшем.

Для поддержания устойчивого интереса детей к заданиям, развивающим упражнениям и задачам, дидактическим играм они преподносятся в эмоциональной, занимательной форме. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности развивающую задачу, выполнить упражнение, педагог использует различные методические приёмы: задаёт наводящие вопросы, исправляет ошибки в суждениях, помогает правильно сформулировать мысль, предлагает вспомнить, что они наблюдали, или организует наблюдение.

Используются следующие традиционные формы обучения: уроки, экскурсии (в природу, по школьным помещениям), целевые прогулки (на перекрёсток для закрепления ПДД), игры, подготовка к праздничным дням и нетрадиционные (нестандартные) формы, такие, как воображаемые путешествия и экскурсии, уроки-праздники, уроки-утренники, уроки-конкурсы и даже уроки-конференции. Желательно, чтобы уроки были нестандартными, здесь больше подойдет новая форма организации учебно-воспитального процесса – свободные занятия, когда ученики не скованы излишней регламентацией урока, диктатом учителя. Учащиеся могут. Выполняя учебное задание, свободно перемещаться по классной комнате, разговаривать, показывать свои работы и рассматривать чужие, обсуждать какие-либо ситуации и т.д.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков по предмету «Человек и мир»:

1. урок-викторина,

2. урок-поиск,

3. урок-экскурсия,

4. урок-конференция,

5. интегрированный урок (знания из разных областей)

6. урок-сказка,

7. урок-спектакль,

8. урок-игра,

9. урок-соревнование,

10. урок-суд (алкоголь, курение)

11. урок-экзамен,

12. урок-тестирование,

13. урок-рассказ,

14. урок-праздник,

15. урок-путешествие,

16. урок-аукцион,

17. урок-устный журнал,

18. урок-КВН

Любой нестандартный урок украшает сюрпризные моменты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.