Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о правилах поведения в природе






Прежде чем приступить к изложению методических приемов разработки правил поведения посетителей на экологической тропе, следует иметь в виду очень важное замечание. Кратко его можно выразить изречением древнего пустынника: «Человек придумывает правила для других и исключения для самого себя». Другими словами, для того чтобы научить детей тем или иным правилам, необходимо, прежде всего, абсолютно исключить возможность нарушения этих правил самими учителями и сотрудниками школы. К сожалению, как показывает практика, это, казалось бы, очевидное и бесспорное положение соблюдается далеко не всегда и не всеми.

Предлагаемый ниже текст по сути представляет собой не свод правил поведения, а обращение, в котором вежливо и тактично разъясняют, чего не следует делать и почему. Учитывая, что каждая охраняемая территория имеет свои природные и исторические условия, отражающиеся на правилах ее посещения, это Обращение подлежит адаптации применительно к условиям каждого конкретного парка или заказника. Оно легко поддается корректировке. Основными принципами его разработки автору послужили доброжелательное отношение, ненавязчивость сообщения информации, а также попытка объяснить необходимость соблюдения тех или иных норм поведения.

Приводимое Обращение может быть использовано при составлении буклетов по охраняемой территории в целом или по отдельным экотропам, текстов для информационных стендов или листовок, при разработке экологических игр, проведении эколагерей, встреч и бесед.

При необходимости оно может быть дополнено и откорректировано в зависимости от условий местности, времени года, существующих правил техники безопасности и т.д.

При составлении настоящего Обращения были использованы отечественные и зарубежные источники, а также собственные наблюдения автора, полученные при посещении более 80 заповедников и национальных и природных парков. Всем им большое спасибо за предоставленную возможность увидеть, полюбить и познать выдающиеся образцы сохраненной природы.

Прежде чем изложить собственно Обращение, отметим несколько методических рекомендаций, согласно которым оно было разработано.

1. Собственно запреты и ограничения должны предваряться положительной информацией о том, где Вы находитесь и что Вы сможете увидеть на тропе.

2. Сами запреты должны быть выражены в вежливой форме и обязательно содержать краткие пояснения. Такой тандем (то есть органическое сочетание двух однородных частей, каждая из которых усиливает другую – в данном случае сочетание собственно запрета и объяснения его необходимости) действует гораздо сильнее, нежели «голое нельзя».

3. Необязательно все правила выражать в повествовательной форме. Можно это сделать гораздо короче, при этом не нарушая общего принципа упомянутого выше «тандема».

4. Если из правил есть исключения, надо обязательно их упомянуть.

5. Особенно тщательно необходимо продумать текст, посвященный одному из главных требований для всех охраняемых природных территорий – передвигаться только по тропам.

6. С этим же правилом связано и другое, не менее важное для охраняемых территорий всех категорий – не нарушать установленных границ участков абсолютной заповедности.

7. Заканчиваться Обращение должно так же, как и начинаться: добрыми словами по отношению к посетителю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.