Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение взаимосвязей человека с природной средой.






Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, ко­торая не создана человеком. Природа делится на живую и нежи­вую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключает­ся в обмене веществ. В процессе обмена веществ с окружающей средой живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают. Все живое стремится приспособиться к окружающей среде.

Неживое тело в результате взаимодействия с окружающей средой не самовозобновляется, а разрушается. К неживой приро­де относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля. Кажется, что неживая природа не из­меняется. Но, если внимательно присмотреться, то мы увидим, что в неживой природе постоянно происходят изменения. Например, вода и воздух движутся, зимой вода превр-тся в лед, камни рассыпаются на куски и т. д.

Живая природа — это растения, животные, грибы, бактерии.

Человек — часть живой природы. Он относится к миру живот­ных, отличается умением работать и создавать продукты труда.

К природе не относится лишь то, что сделано руками челове­ка. Человек строит дома, дороги и так далее, используя природные материалы.

Некоторые дети считают, что растения относятся к неживой природе. В таком случае нужно спросить: «Чем живые существа от­личаются от неживых?», выяснить, что дети знают о питании расте­ний, актуализировать знания о способности живой природы к росту и подвести учащихся к выводу, что растения, как и животные, жи­вые, так как они питаются, растут, размножаются.

Начинать урок по теме «Природа живая и неживая» целесооб­разно с актуализации знаний учащихся. С этой целью предлагают­ся следующие вопросы: что такое природа? Какие предметы обра­зуют неживую природу? Что относится к живой природе?

В процессе беседы на доске вычерчивается или монтируется (если таблички или рисунки заготовлены заранее) опорная схема. В опорных схемах лучше всего использовать рисунок. Образ рисунка ближе к образу самого предмета. Так, для символического изображения понятия «природа» выбирают рисунок ели и солнца: (можно взять любой рисунок), солнце – неживая природа, елочка – живая.

Затем задаются вопросы, устанавливающие связь между живой и неживой природой: для чего нужны вода, солнце, земля? Что нужно человеку для жизни? Может ли человек жить без воды, воз­духа, почвы, растений и животных?

Последний вопрос помогает осознать, что человек – часть природы, которая дает ему все необходимое для жизни, человек не может жить без природы.

На закрепление предлагаются следующие задания:

1. Практическая работа, (нахождение на рисунках или в коллек­циях предметов живой и неживой природы).

2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой.

3. Ответы на вопросы. Например, какое выражение правильно?

Заяц, гриб, трава, пчела, человек — это живая природа.

Камень, туча, озеро, яблоня, гриб — неживая природа.

На уроках мы будем изучать человека, животных, растения, грибы.

4. Дидактическая игра «Предметы природы».

5. Распределение картинок, слов или карточек на 2(3) группы:

предметы живой природы;

предметы неживой природы;

3) предметы, сделанные человеком.

6. Игра «Четвертый лишний».

7. Игра «Нежив. природа или предметы, сделанные руками человека» (для чего?).

В сильном классе возможен второй вариант изучения темы, предложенный Е. В. Чудиновой и Е. Н. Букваревой (см. Чудинова Е. В., Букварева Ё. К Естествознание: 2 класс. М. 1994),

У: «У меня есть разные картинки. Мы будем их рассматривать и попытаемся понять, что же такое природа».

Показывает картинки с изображениями объектов неживой природы (облака, горы, камни, вода).

Д: Называют, что изображено на картинках.

У: Выписывает на доске в колонку названия объектов неживой природы (ветер, облака, озеро, ручей, море, горы, скалы, камни и т. д.).

«А сейчас я покажу картинки тоже о природе, но уже совсем другой».

Показывает картинки с объектами живой природы. «Это тоже природа?» Д: «Да».

У: «А почему я сказал(а), что это «другая» природа?» Д: «На этих картинках — живое, на первых картинках — неживое.»

У: Пишет над первой колонкой «неживая», над второй — жи­вая и объединяет их сверху надписью «ПРИРОДА».

Учитель подводит детей к выводу, что эти предметы сделаны человеком из природных материалов. Человек своим трудом пре­образует (изменяет) природу. На образце «овощи-суп» учитель еще раз объясняет, как человек преобразует природные материалы.

У: «Много ли сейчас на Земле мест, где природа не испыты­вала бы влияния человека, не была бы изменена им?»

Д: «Таких мест мало или их совсем нет».

У: «Правильно, человек не может существовать вне природы. Человек изменяет природу, строит заводы и фабрики. Заводы и фабрики иногда свои отходы сбрасывают в реки, леса, загрязняют окружающую среду. Можно это делать?»

Д: «Нет!»

У: «Правильно, Земля — наш дом. Вы знаете, что в собственном доме нельзя ничего портить, нельзя сорить. Также мы должны йосги себя и по отношению к природе».

«Теперь представьте себе, что вы попали на необитаемый ■ " 11 > ов, вы — Робинзон Крузо. Что должно быть на острове, чтобы | |('инзон смог выжить там?» (Игровая ситуация «Мы на необитае-I к > м острове. Что нам может понадобиться?»).

Д: «Вода, растения, животные, чтобы охотиться; воздух, Г* та».

У: «Ну вот, теперь мы определили основные компоненты при-! > < > ды, без которых жизнь невозможна. Мы лучше понимаем, поче­му человек не может жить без природы».

Формирование у школьников с интеллектуальной недостаточностью элементарных природоведческих знаний, представлений о правилах поведения в природе, положительно-действенного отношения к объектам природы.

Перед всеми без исключения парками, заказниками и другими охраняемыми природными территориями стоит задача информирования посетителей о том, что можно и что нельзя делать в пределах их границ. Соответственно та же задача входит в круг обязанностей организаторов экологических знаний. При этом те правила поведения, которые в основном представляли систему запретов, составленных в директивной форме, в большинстве случаев утратили свою эффективность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.