Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему Добролюбов назвал Катерину сильным русским характером?






В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали " тёмного царства", и шаткость этой морали.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни -мотив неминуемой гибели (" Ты убей, загуби меня со полуночи... "): " Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой? "; " Зачем ты моей погибели хочешь?

"; " Ты меня загубил! " Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! " Не жалей, губи меня! " -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно: " Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на " вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки.

Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на " ты" (как к равной), и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. " Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами.

Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но " громко, во весь голос" зовёт любимого: " Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись! " Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: " Для чего мне теперь жить, ну для чего? " Борис говорит о себе: " Что обо мне-то толковать! Я вольная птица". В сцене свидания Катерина ему завидует: " Ты вольный казак". Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен?

Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: " Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь! ". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами " тёмного царства".

" Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! " Характерно здесь слово " нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. " А поймают меня, да воротят домой насильно... " Как страшно звучит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: " Ах, скорей, скорей! "

Жажда освобождения торжествует и над тёмными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своём праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. " Всё равно, что смерть придёт, что сама... а жить нельзя! " -размышляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представление: " Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... " Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах, -они обращены к любимому: " Друг мой! Радость моя! Прощай! " Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут " тёмного царства" на волю.

 

Идея обреченности " темного царства" в драме " Гроза"

Где ты, гроза - символ свободы? А. С. Пушкин Драма Островского " Гроза" - самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями " темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом " ест" домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев " темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: " Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиренной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Развитие действия в " Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. " Но чудное дело, - пишет Добролюбов в статье " Луч света в темном царстве", - самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров". Таково " темное царство" - воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между " темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. " А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! " - говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость " темного царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини - это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом " самодурной силы", значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма " Гроза" имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной литературе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.