Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В каждой субгруппе и значений центроидов






Названия кластеров % испытуемых Количество групп Коэффициент категоризации
1. «Категоризаторы» 31, 1 6, 1 0, 91
2. «Дифференциаторы» 55, 5 9, 1 0, 67
3. «Глобалисты» 13, 3 5, 3 0, 35

Глава 5 феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей ______________ 205

Второй кластер проинтерпретирован как субгруппа «дифференциаторов», поскольку для его представителей наряду с относительно высоким значением коэффициента категоризации характерно минимальное наличие единичных групп, состоящих только из одного слова (среднее значение этого показателя 1, 24). Данная субгруппа преобладает в рамках обследованной выборки.

Таблица 16 «Расщепление» полюса широты диапазона эквивалентности

«Категоризаторы» (п- 14) «Глобалисты» (п- 6) Значения Р
Мколичества групп 6, 1 М количества групп 5, 3 Не значимо
М коэффициента категоризации 0, 91 М коэффициента категоризации 0, 35 0, 01
Высокий показатель словесно-речевого компонента понятийных структур, балл (14, 7) Низкий показатель словесно-речевого компонента понятийных структур, балл (8, 0) 0, 05
Поленезависимость, с (25, 5) Полезависимость, с (37, 6) 0, 01
Высокая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (49, 6) Низкая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (44, 8) 0, 05
Высокая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (14, 4) Низкая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (10, 7) 0, 05
Высокая структурная проработанность стимула в тесте Торренса, балл (32, 2) Низкая структурная проработанность стимула в тесте Торренса, балл (25, 3) 0, 01
Низкая оригинальность названий в тесте Торренса, балл (11, 2) Высокая оригинальность названий в тесте Торренса, балл (19, 5) 0, 01

В таблице 16 приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе широты диапазона эквивалентности по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности. В верхней части таблицы указывается количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние


206 _____________________________________________________ Когнитивные стили

арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.

Таким образом, психологическая неоднородность полюса «широкий диапазон эквивалентности» просматривается с достаточной очевидностью. Характерно, что «глобалисты», будучи полезависимыми, отличаются низким уровнем развития как конвергентных, так и дивергентных способностей. Высокие показатели оригинальности названий по тесту Торренса, согласно ранее полученным данным, могут свидетельствовать не только о творческой продуктивности, но и о своеобразной форме гиперкомпенсации проявлений когнитивной несостоятельности (в частности, низкой способности к пространственным и категориальным преобразованиям информации) в виде «парадоксальной креативности» (Холодная, 2002). Что касается полюса «узкий диапазон эквивалентности», средствами кластерного анализа он «расщепился» в весьма своеобразной форме — как «выпадение» второй теоретически ожидаемой субгруппы («д етализаторов»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.