Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов






интеллектуальной деятельности..............................................................128

4.1. Традиционные критерии разграничения стилей

и способностей.......................................................................................128

4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых

и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности..........................................................................................153


4_____________________________________________________________ Оглавление

Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей.............161

5.1. Когнитивный стиль как квадриполяриое измерение..............161

5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей..........................................................192

Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие»

способности?....................................................................................................224

6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности.......224

6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей

и интеллекта............................................................................................245

Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности........................255

7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей.........................................................................................................255

7.2. Когнитивные стили и свойства личности....................................265

7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей

с познавательной направленностью личности...........................280

7.4. Объяснение причин индивидуального поведения

в контексте стилевого подхода.........................................................286

Глава 8. Виды познавательных стилей...................................................................294

8.1. Уровни стилевого поведения............................................................294

8.2. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого поведения...................319

Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности...............................325

9.1. Определение понятия «с гиль учения».........................................325

9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения......340

Заключение........................................................................................................................359

Именной указатель.......................................................................................................... 363

Предметный указатель.................................................................................................. 364

Список литературы.........................................................................................................367


Предисловие ко 2-му изданию

Психология — одна из самых молодых наук. Неудивительно, что ее становление сопровождается многочисленными концептуальными катаклизмами: рушатся, казалось бы, ранее незыблемые постулаты; рождается множество новых теорий, часть которых исчезает так же внезапно, как появляется; понятийный аппарат изменяется на глазах у изумленной научной общественности, при этом введенные «новые» понятия (схема, ментальная репрезентация, неявные знания, копинг, эмоциональный интеллект, мудрость и т. п.) ошеломляют своей метафорической многозначностью; привычные тесты интеллекта и личностные опросники сменяются многочисленными и разнообразными методиками, при этом психологическое знание операционализируется до такой степени, что без знания процедуры уже невозможно понять описанные в научной статье факты; появляются немыслимые ранее претензии на так называемую психологически обоснованную «коррекцию» личности, психоаналитическую интерпретацию индивидуальной судьбы, контроль общественной жизни на основе психологического тестирования и т. п.

Следует признать, что все эти явления неизбежны: развитие науки, как известно, всегда сопровождается признаками кризиса роста научного знания. Психология когнитивных стилей (шире — изучение психических механизмов своеобразия индивидуального ума) выступает в качестве яркого и демонстративного примера сложности и противоречивости процесса становления научного психологического знания, а также заблуждений, в плену которых, даже не подозревая об этом, долгие годы может пребывать значительная часть научного сообщества.


В____________________________________________ Предисловие ко 2-му изданию

С этой точки зрения исследования когнитивных стилей представляют интерес не только в содержательно-научном плане, но и в плане особенностей их эволюции.

История стилевого подхода драматична: мощная волна энтузиазма на этапе его зарождения в 50-60-е годы прошлого столетия, затем несколько десятилетий интенсивных исследований, в ходе которых накапливалось все больше и больше фактов и с ними противоречий в понимании природы феномена когнитивных стилей, и, наконец, внезапное прекращение исследований в этой области к началу третьего тысячелетия (под пренебрежительную реплику-комментарий одного из моих коллег со ссылкой на западную психологию: «Изучать когнитивные стили сейчас не модно»). Действительно, с 2000-го года в зарубежных научных психологических журналах статьи, посвященные когнитивным стилям, встречаются в единичных случаях.

Почему столь ярко заявившее о себе научное направление фактически сошло на нет? Почему столь ценный потенциал стилевого подхода — по сути, новой парадигмы в изучении индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности — оказался невостребованным в полной мере?

Поиск ответов на эти вопросы — это серьезная профессиональная задача. 2-ое издание моей книги — расширенное и дополненное — прежде всего преследует профессионально-воспитательную цель: на основе ретроспективного и перспективного анализа стилевой проблематики показать читателю типичные для научной работы иллюзии, которые в конечном счете завели исследования когнитивных стилей в тупик, а также возродить оптимизм относительно этого научного направления. Когнитивные стили в данной книге рассматриваются в новых методическом и теоретическом контекстах, позволяющих, на мой взгляд, продемонстрировать значение стилевого подхода для современных теорий интеллекта и теорий личности.

От автора


Некоторые думают, что стиль — это фантазия.

В действительности стиль — это правда. Даже

если моя правда заключается в том, чтобы

слушать, как кричат динозавры...

Рэй Брэдбери







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.