Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промежуточная аттестация качества усвоения знаний






Дисциплина завершается зачетом, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий и проверяется следующие компетенции:

· способность анализировать историко-литературные и общекультурные проблемы в русской традиции XVIII в.;

· способность понимать значение секулярной культурной традиции в истории русской литературы и руководствоваться этим в культурном диалоге;

· способность различать и осознавать основные закономерности в динамике историко-литературного процесса указанного периода;

· способность использовать полученный при изучении дисциплины опыт в преподавательской и культурно-просветительской деятельности.

Тематический план дисциплины

очное отделение

Раздел (модуль) дисциплины Всего Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа студентов
Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. Лекция № 1. 2      
Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. Лекция № 1. 2      
Раздел 3. Классицизм в русской литературе
Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения. Лекция № 2. Практическое задание № 1. 6      
Тема 2. Сатиры А. Кантемира. Лекция № 2. Практическое задание № 2. 6      
Тема 3.Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова. Практическое задание № 3. 4      
Тема 4.Творчество В.К. Тредиаковского. Лекция № 3. 2      
Тема 5.Творчество А.П. Сумарокова. Лекция № 3. Практическое задание № 4. 6      
Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.
Тема 1.Комедия В.И. Лукина. Лекция № 4. 2      
Тема 2.Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. Лекция № 4. 2      
Тема 3.Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков). Лекция № 5. Практическое задание №5. 6      
Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в. Лекция № 5. 2      
Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина. Лекция № 6. Практическое задание № 6. 6      
Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста. Лекция № 6. 2      
Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.
Тема 1.Лирика Г.Р. Державина. Лекция № 7. Практическое задание № 7. 6      
Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова. Лекция № 7. 2      
Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева. Лекция № 8. Практическое задание № 8. 8      
Тема 4.Проза Н.М. Карамзина. Лекция № 9. Практическое задание № 9. 8      
Итого        

ЗАочное отделение

Раздел (модуль) дисциплины Всего Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа студентов
Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. 2, 5 0, 5    
Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. 2, 5 0, 5    
Раздел 3. Классицизм в русской литературе
Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения.   7      
Тема 2. Сатиры А. Кантемира.   2, 5 0, 5    
Тема 3.Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова.   5      
Тема 4.Творчество В.К. Тредиаковского. 2, 5 0, 5    
Тема 5.Творчество А.П. Сумарокова. 5      
Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.
Тема 1.Комедия В.И. Лукина. 2, 5 0, 5    
Тема 2.Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. 2, 5 0, 5    
Тема 3.Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков). 4, 5 0, 5    
Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в. 2, 5 0, 5    
Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина. 4, 5 0, 5    
Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста. 4, 5 0, 5    
Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.
Тема 1.Лирика Г.Р. Державина. 4, 5 0, 5    
Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова. 2, 5 0, 5    
Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева. 6, 5 0, 5    
Тема 4.Проза Н.М. Карамзина. 6, 5 0, 5    
Итого        

Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в.

Рационалистическое мировоззрение (основные категории: разум, идеал, иерархичность). Своеобразие национальной литературной традиции. Взаимосвязи с древнерусской словесностью и смена эстетических ориентаций. Влияние западноевропейской литературы и философской мысли на формирование русского художественного сознания XVIII в. Секуляризация общества. Прагматизм. Идеология и мораль как ведущие факторы литературного процесса XVIII в.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? PageContentID=191& tabid=2349.

3. Погосян Е. Петр I накануне петровских реформ // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 13–40.

 

Дополнительная литература:

4. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.

5. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.

6. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

 

Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. Эпоха государственных преобразований первой трети XVIII в. и новый герой безавторских гисторий. " Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Иракли Флоренской земли" - типичный образец жанра бытовой повести Петровских времен. Влияние фольклорной сказки и любовно-авантюрного романа на формирование фабульно-сюжетной основы повести. Своеобразие героя гистории (эпичность, авантюризм, куртуазность, проблема жизнестроительства).

Влияние риторических жанров на становление русской литературной традиции XVIII в. Светское ораторское " Слово" Ф. Прокоповича и секуляризация церковной проповеди. Соотношение утилитарных и художественных моментов в жанре Слова. Основные принципы и приемы похвального Слова (речь на случай, задача убеждения и эмоционального давления на слушателя, формулировка общественно-политического или морального тезиса, разворачивание системы его аргументации, устойчивые риторические формулы, интонационно-стилевые приемы). " Слово похвальное о флоте российском", " Слово на похвалу... Петра Великого" Ф. Прокоповича как представители жанра светского панегирика. Проблема " русского" барокко.

 

Основная литература:

1. Киселева Л. К формированию концепта национального героя в русской культуре первой трети XVIII в. // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 69–92.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

3. Прокопович Елисей (Елеазар) // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=851.

4. Прокопович Ф. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/p/prokopowich_f/.

 

Дополнительная литература:

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php

6. Вдовина Л.Н. Феофан (Прокопович) // Общественная мысль России XVII – начала ХХ века: Энциклопедия. – М., 2005. – С. 577–579.

7. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сборник 9. – М., 1974. – С. 50–80. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6961.

 

 

Раздел 3. Классицизм в русской литературе.

 

Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения.

Общественно-исторические и философские основы возникновения классицизма. Нормативная эстетика классицизма как отражение рационалистического миропредставления. Типология героев произведений классицизма (общественное - личное, добродетельное - порочное). Формирование русского литературного языка и системы изобразительно-выразительных приемов. Этапы реформы русского стихосложения: " Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий" (1735) В.К. Тредиаковского, " Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) М.В. Ломоносова, " Две эпистолы" (1748) А.П. Сумарокова, " Предисловие о пользе книг церковных в русском языке" (1758).

 

Основная литература:

1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1937. См.: https://libelli.ru/works/boilau_n.htm.

2. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

4. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства. О пользе книг церковных в российском языке (предисловие) // Ломоносов М. В. Избранные произведения. - М. -Л., 1965. См.: https://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0250.shtml.

5. Сумароков А. П. Две эпистолы // Сумароков А. П. Избранные произведения. - М. -Л., 1957. См.: https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/06epistles/041.htm.

6. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. - М. -Л., 1963. См.: https://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/02theory/140.htm.

6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. – М.-СПб., 2004.

 

Дополнительная литература:

7. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.

8. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.

9. Модзалевский Л.Б. Литературная полемика Ломоносова и Тредиаковского в «Ежемесячных сочинениях» 1755 года // XVIII век. Сборник 4. – М., 1959. – С. 45–65. См.: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6280.

10. Сквозников В.Д. К понятию творческого метода // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.

11. Томашевский Б.В. Русское стихосложение. Метрика. – Пг., 1923.

12. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996. См.: https://philologos.narod.ru/tomash/poetika.htm.

 

Тема 2. Сатиры А. Кантемира. Жанр сатиры в европейской литературной традиции (Гораций, Марциал, Ювенал, Буало). Роль риторических жанров в формировании сатиры. Своеобразие поэтики сборника сатир А.Д. Кантемира (бытовой мирообраз, два типа героев: герой быта и герой идеи, назидательная позиция автора). Роль сатиры Кантемира в русской литературной традиции.

 

Основная литература:

1. Бахтин М.М. Собр.соч.: в 6 тт. Т. 5. – М., 1996.

2. Кантемир А. Собрание стихотворений. – Л., 1956. См.: https://www.rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm.

3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

5. Римская сатира. – М., 1989. См.: Гораций. Сатиры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russianplanet.ru/filolog/horatius/sermones.htm.

6. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. – Л., 1985.

 

Дополнительная лиетратура:

7. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php.

8. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984.

9. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6279.

10. Прийма Ф.А. А.Д. Кантемир [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rvb.ru/18vek/kantemir/03article/article.htm.

 

 

Тема 3. Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова. Литературная позиция Ломоносова, ее отражение в " Письме о пользе стекла" (1752) и в " Разговоре с Анакреоном" (1771). Торжественная ода как ораторский жанр. Одический канон. Своеобразие одического мирообраза и поэтика оды. Влияние религиозных текстов на формирование поэтики духовной оды.

Анакреонтика (основные темы и проблемы, ключевые метафоры, автобиографизм как основа поэтического изображения). Значение поэзии Ломоносова в развитии русского литературного процесса.

 

Основная литература:

1. Абрамзон Т.Е. «Письмо о пользе Стекла» М.В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. – М., 2010.

2. Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. – М., 2005.

3. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1975.

4. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984.

5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

6. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – М.-Л., 1965. См. также: Ломоносов М.В. Тексты // Библиотека Комарова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilibrary.ru/author/lomonosov/index.html.

7. Серман И.З. Наука на службе поэзии // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 50–83.

8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 227–252. См.: https://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet2.htm.

 

Дополнительная литература:

9. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. – СПб., 2005.

10. Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века. Текст. Перевод. Исследование. – М., 2006.

11. Аннушкин В.И. М.В. Ломоносов и задачи изучения его «Краткого руководства к красноречию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.centr-zlatoust.ru/index.php? name=encyclopediya& id=1.

12. Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова // XVIII век. Сборник 5. – М., 1962. – С. 5–32. См.: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6333.

13. Западов А.В. Ломоносов и журналистика. – М., 2011.

14. Карпеев Э.П.Русская культура и Ломоносов. – СПб, 2005.

15. Михаил Васильевич Ломоносов. Электронная научная библиотека. См.: https://iling.spb.ru/lomonosov/Publications.htm.

16. Поэтический строй русской лирики. – Л.. 1973.

17. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.-Л., 1966.

 

 

Тема 4. Творчество В.К. Тредиаковского. " Стихи на разные случаи" (1730) В.К. Тредиаковского: проблема циклизации лирических текстов, формирование категории лирического героя, универсализм авторского мышления, проблема создания метафорического языка поэзии, принципы словоупотребления, особенности формы. Переводы западноевропейского романа в творчестве Тредиаковского: " Езда в остров Любви" (1730) - прообраз романа воспитания чувств. " Тилемахида" (1766) - социально-политический роман. Своеобразие поэтического языка романа, создание русского гекзаметра. Перспективы, намеченные Тредиаковским в русской литературе XVIII в.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Пумпянский Л.В. Тредиаковский // История русской литературы: В 10 т. – М.; Л., 1941–1956. – Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. – 1941. – С. 215–263. См.: https://feb-web.ru/feb/irl/il0/il3/il322152.htm.

3. Серман И.З. Поэзия на службе науке: «Феоптия» // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 84–108.

4. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. – М.-Л., 1953. См.: https://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/toc.htm.

5. Тредиаковский В.К. Сочинения, написанные как стихами, так и прозою. – М., 2010.

6. Лотман Ю.М. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века (1985) // Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). – СПб., 1997. – С. 168–175.

 

Дополнительная литература:

7. Гречаная Е.П. Первый поэтический сборник Тредиаковского и французская галантная поэзия конца XVII – начала XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/grechanaya-trediakovskij-i-francuzskaya-poeziya.htm.

8. Русская литература XVIII в. Классицизм. – М., 2009.

9. Топоров В.Н. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и «Le voyage de l’Isle d’Amour» Талемана // Из истории русской культуры. Т. IV: XVIII – начало XIX века. – М., 2000.

10. Тредиаковский В.К. Собрание сочинений // Libru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/.

11. Тредиаковский В.К. Тексты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.knigafund.ru/authors/2231.

 

Тема 5. Творчество А.П. Сумарокова. Жанровое своеобразие трагедий А.П. Сумарокова (смешение трагического и комического в сюжетно-композиционном целом пьес драматурга, конфликт как отражение национального своеобразия жанра, риторические приемы изображения: самохарактеристика, раздвоение системы персонажей; организующая роль идеи общезначимого в структуре трагедий).

Комедия А.П. Сумарокова: основная проблематика, разработка комических приемов изображения персонажей (каламбур, зооморфизация, овеществление), финал комедии как отражение жанрового синкретизма.

Влияние традиций жанров оды и сатиры на формирование драматургии Сумарокова.

Поэзия Сумарокова. Драматическое изображение внутреннего переживания в песнях; риторические (дидактические) и художественные элементы в баснях, разработка вольного ямба в качестве басенного размера. Специфика пародии Сумарокова.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3465102.

3. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. - Л., 1982.

4. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

5. Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Сумароков А.П. Избранные произведения. – М., 1957. См.: https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/02tragedies/262.htm.

 

Дополнительная литература:

6. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. См. также: https://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt.

7. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982.

8. Гуковский Г.А. О сумароковской трагедии // Поэтика. - Л., 1926.

9. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедии А.П. Сумарокова // XVIII век: Сб. 5. - М.-Л., 1962. См.: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6344.

10. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.

11. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. – М., 1999.

 

 

Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.

Тема 1. Комедия В.И. Лукина. " Елагинский кружок". Теоретические размышления о жанре комедии в предисловиях Лукина. Своеобразие " прелагательного" направления в русской драматургии XVIII в. " Мот, любовью исправленный" как комедия нравов. Синтез жанровых тенденций комедии и трагедии. Мотив нравственной метаморфозы как отражение дидактической позиции автора.

Национальное своеобразие комедии в одноактной пьесе " Щепетильник": отсутствие интриги, сатирическая направленность, тип " драмы для чтения".

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Лукин В.И. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/l/lukin_w_i/.

3. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. См. также: https://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt.

Дополнительная литература:

4. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982.

5. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.

 

 

Тема 2. Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. Общественно-политическая ситуация 1760-70-х гг. Своеобразие взаимоотношений государственной власти и частного человека, монархии и литературы в русской культуре XVIII в. Фигура Н.И. Новикова и формирование общественно-политического сознания второй половины XVIII в. Полемика журналов Новикова со " Всякой всячиной" (спор о функциях сатиры, крестьянский вопрос). Традиции " старших" жанров и их пародирование в публицистических изданиях Новикова. Роль журналов Новикова в развитии русской литературы в целом и формировании русской прозы.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95.

3. Клейн Й. «Немедленное искоренение всех пороков»: о моралистических журналах Екатерины II и Н.И. Новикова // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 153–165.

4. Новиков Н.И. Избранные сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rvb.ru/18vek/novikov/01text/02criticism/09.htm.

Дополнительная литература:

5. Степанов В.П. Новиков Николай Иванович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=962.

6. Рак В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII в. – СПб., 1998.

 

Тема 3. Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков).

Традиции прозаических жанров в русской литературе XVIII в. Демократизация героя и романная форма. Эпистолярный роман " Письма Ернеста и Доравры" (1766, опубл. в 1769г.) Ф.А. Эмина. Полемика русских прозаиков с концепцией " естественного человека" Ж.-Ж. Руссо.

Роман-путешествие М.Д. Чулкова " Пригожая повариха, или похождения развратной женщины" (1770). Своеобразие сюжетно-композиционного построения, проблема нравственного преображения героев, авантюризм и рефлексия героини, структура рассказывания, " открытый" финал и реалистические тенденции.

Роль новаторских открытий Эмина и Чулкова в формировании русской художественной прозы.

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Николаев С.И. Оригинальность, подражание и плагиат в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 23. – М., 2006. – С. 3–19.

3. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95.

Дополнительная литература:

4. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.

5. Русская литература XVIII в.: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / под ред. проф. О.М. Буранка. – М., 2007.

6. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.

 

Тема 4. Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в.

Жанр поэмы в русской литературе XVIII в. Понятие ирои-комической поэмы, травести, бурлеска. Европейская традиция бурлеска. Распад жанровой системы классицизма. Поэма В.И. Майкова " Елисей, или раздраженный Вакх" (1771). Сатирическая направленность сюжета, мифо-героический и бытовой планы поэмы. Своеобразие формы (александрийский стих и просторечная лексика).

Поэма И.Ф. Богдановича " Душенька" (1775): синтез античных, западноевропейских и русских фольклорных традиций, ирония и игра со стихом. Проблема нравственного выбора героев и скрытый дидактизм автора.

Значение ирои-комической поэмы для формирования русского художественного сознания. Традиции бурлеска в раннем творчестве А.С. Пушкина (" Монах", " Гавриилиада", " Руслан и Людмила").

Основная литература:

1. Западов А. Творчество В.И. Майкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/m/majkow_w_i/text_0050.shtml.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

3. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

Дополнительная литература:

4. Кочеткова Н.Д. И.Ф. Богданович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=573.

5. Стенник Ю.В. В.И. Майков // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=1004.

 

 

Тема 5. Комедия Д.И. Фонвизина. Комедия " Бригадир" (1769). Своеобразие сюжета (Бытописательная, идеологическая, метафизическая линии) и многоуровневая структура конфликта. Проблема статичной " драмы разговоров". Синтез комического и трагического в драме. Образ Страшного Суда. Поэтика названия.

Комедия " Недоросль": одические и сатирические традиции (герой идеи и герой быта). Трагический финал для сатирических персонажей и комическое разрешение конфликта для добродетельных героев. Поэтика названия. Проблема " трех единств".

 

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3465102.

3. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

4. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания " Недоросля" // XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 204-229. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=7262.

5. Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. – М., 1959. См.: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html.

 

Дополнительная литература:

6. Всеволожский - Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. - М., 1960.

7. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д.И. Фонвизине. - М., 1985. См.: https://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0120.shtml.

8. Бухаркин П.Е. О философской проблематике " Недоросля" Д.И. Фонвизина // Вестник Ленинградского ун-та. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. - 1986. - Вып. 3. - С. 32-38.

9. Назаренко М.И. Типы и прототипы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0100.shtml.

10. Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. - 1987. - № 3. - С. 57-71.

8. Щеблыкин И.П. " Недоросль" Д.И. Фонвизина в историческом объяснении В.О. Ключевского // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С. 17-18.

 

 

Тема 6. Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста.

" Ябеда" В.В. Капниста. Многоуровневая структура конфликта. Роль библейских аллюзий и реминисценций. Символика каламбура в пьесе (взятка - даяние, обед - обедня и др.). Поэтика названия. Своеобразие развязки.

Основная литература:

  1. Капнист В. Ябеда // Русская комедия и комическая опера. – М., 1950. См.: https://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0090.shtml.
  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
  3. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3465102.
  4. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

Дополнительная литература:

  1. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в. – М., 2006.
  2. Смирнов-Сокольский Н. Арестованная комедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0070.shtml.

 

Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.

Тема 1. Лирика Г.Р. Державина. Феномен преромантизма в поэзии Державина. Основные тематические группы лирики Державина: трансформированная торжественная ода, духовная ода, гражданская поэзия, тема поэта и поэзии, " легкая" поэзия. Традиции оды и сатиры в поэзии Державина. Автобиографизм как особая форма проявления автора. Античные и фольклорные образы. Роль поэзии Державина в русской литературе.

 

Основная литература:

1. Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1957. См.: https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/toc.htm.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

3. Западов А.В. Державин. - М., 1958. Или: Западов А.В. Поэтический путь Державина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0090.shtml.

4. Западов В.А. Работа Державина над " Рассуждением о лирической поэзии, или об оде" // XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 229 - 282. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=7264.

5. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX вв. - Л., 1969. – (XVIII век. Сборник 8). См.: https://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=5023.

 

Дополнительная литература:

6. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.

7. Афанасьева К.А. Г.Р. Державин и преромантизм // Филологические науки. - 1994. - № 3.

8. Жирмунская Т. Библия и Державин: Беседа 1-3 // Юность. - 1994. - №№ 1-3.

9. Ионин Г.Н. Г.Р. Державин // Литература в школе. - 1997. - № 6. - С. 127-138.

10. Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии. - СПб., 2002.

11. Машевский А. " Подай, Фелица, наставленье..." // Вопросы литературы. - 2000. - № 2. - С. 198-215.

12. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.

13. Пэн Д. Рождение лирического " я" в русской поэзии // Дон. - 1998. - № 2. - С. 208-227.

14. Серман И. Державин в новом веке // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 27. - С. 54-66.

 

Тема 2. Пародия в творчестве И.А. Крылова. Журнал " Почта духов" (сюжетно-композиционные особенности, проблематика и сатирические приемы). Ложный панегирик " Похвальная речь в память моему дедушке" (1792). Восточная повесть " Каиб" (1792): своеобразие сюжета и композиции, пародия на образ идеального монарха, использование символики восточной сказки в целях пародии, литературная полемика с классицизмом (пародия на жанры оды, панегирика, сказки, идиллии). Шутотрагедия " Подщипа" (1800) как политический памфлет и литературная пародия.

Основная литература:

1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – М., 2005.

2. Коровин В. Поэт и мудрец. – М., 1996.

3. Крылов И.А. Сочинения: В 2 т. – М., 2006. См.: Крылов И.А. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/k/krylow_i_a/.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

Дополнительная литература:

5. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – М., 2003.

6. Степанов Н. Л. Крылов: Жизнь и творчество. – М., 2003.

 

Тема 3. Сентиментальная проза А.Н. Радищева. Историко-философские предпосылки европейского сентиментализма. Эстетика и поэтика сентиментализма, его своеобразие по сравнению с классицизмом. Особенности русского сентиментализма.

" Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" А.Н. Радищева (1782): формирование повествовательной структуры (временное - вечное, общезначимое - личное, рациональное - эмоциональное). Трансформация жанра жития в " Житии Ф.В. Ушакова" (1788): своеобразие композиции, автобиографизм и структура повествовательной речи, мотив испытания. " Путешествие из Петербурга в Москву" (1790): проблематика, своеобразие композиции, формирование системы рассказчиков и повествователей, эмоциональный и аналитический пласты сюжета, символика образов. " Дневник одной недели": попытка психологического исследования человеческой личности, полемика с Руссо.

Национальное своеобразие прозы Радищева и ее значение для русской художественной повествовательной традиции.

 

Основная литература:

1. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева) // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 83–138.

2. Коптева Э.И. «Видения» и «разговоры в царстве мертвых» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 27–30.

3. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев " Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий. - Л., 1974.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

5. Лотман Ю.М. А.Н. Радищев[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sobolev.russianeurope.ru/index.php? option=com_content& view=article& id=78: 2011-03-03-20-51-17& catid=30: xviii-& Itemid=6.

6. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. - М., 1956.

7. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М., 1975. См.: https://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml.

8. Серман И.З. А.С. Шишков и А.Н. Радищев: стилистический симбиоз // Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005. – С. 109–131.

 

Дополнительная литература:

9. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб.: Алетейя, 2005.

10. Западов В.А. Александр Радищев - человек и писатель // Радищев А.Н. Сочинения. – М., 1988.

11. Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы: В 4 тт. – Л., 1980. – Т.1.

12. Лотман Ю.М. О русской литературе. История русской прозы. – СПб., 1997.

13. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. – М., 2007.

14. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.

15. Радищев: исследования и комментарии. – Тверь, 2001.

16. Радищев: русское и европейское Просвещение. – СПб., 2003.

 

Тема 4. Проза Н.М. Карамзина. " Письма русского путешественника" (1791-1792): структура повествования, автор и герой-повествователь, проблема жизнестроительства. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести " Бедная Лиза" (1792). Жанр исторической повести: " Наталья, боярская дочь" (1792) и " Марфа-посадница" (1802). Предромантические тенденции и традиция готического романа в повести " Остров Борнгольм" (1794). Своеобразие романного повествования в " Рыцаре нашего времени" (1803). " История государства Российского" как синтез исторических и художественных начал. Значение творчества Карамзина для русской литературной традиции XIX в.

 

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – Л., 1984. См.: https://ilibrary.ru/author/karamzin/index.html.

2. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. - Л., 1994.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

4. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987. См.: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/01.php.

5. Топоров В.Н. " Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения. - М., 2006.

6. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век: Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л., 1969. – С. 259–268. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6922.

7. Бухаркин П.Е. О " Бедной Лизе" Н.М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) // XVIII век: Сб. 21. - СПб., 1999. - С. 318-326. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=7661.

 

Дополнительная литература:

8. Алпатова Т. Карамзин-филолог на страницах «Писем русского путешественника»: О механизме взаимодействия «своего» и «чужого» // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 159–175.

9. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-7262.htm.

10. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0290.shtml.

11. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.

 

Основные понятия (тезаурус)

Рационалистическое мировоззрение (основные категории: разум, идеал, иерархичность), гистории, риторические жанры, ораторское " слово", секуляризация, классицизм, нормативная эстетика классицизма, система жанров классицизма, риторические жанры, демократизация, поэма, ирои-комическая поэма, травести, бурлеск, преромантизм, сентиментализм, ода, сатира, песня, комедия, трагедия, пародия, анакреонтика, «легкая» поэзия, роман, повесть, малые эпические жанры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.