Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там, где время остановилось.






За последнее время у нас на Урале проявляется все больший интерес к пещерам, до сих пор остававшимся сравнительно мало популярным. Пещеры занимали лишь маленький круг любителей, проявлявших к ним, главным образом, чисто спортивный интерес. Между тем пещеры заслуживают гораздо большего внимания, и спорт здесь должен играть второстепенную роль.

В этой статье я постараюсь показать, что карстовые известняковые пещеры – это такие своеобразные народные богатства, которые по исключительному многообразию связанных с ними удивительных вещей стоят особняком в ряду других ценностей природы. Без преувеличения можно сказать, что пещеры представляют отдельный мир, мир со своими закономерностями, своим развитием, по-своему отражающий события и изменения, происходящие во внешнем, «дневном» мире, или порой наглухо от них загороженный…

По существу еще только начинается выявление и охрана пещер как объектов природы (область «Общество охраны природы») и как исторических памятников (предмет заботы «Общества охраны памятников истории и культуры»). Это тем более неотложное дело, что с каждым годом на спелеологической карте мира, в частности и нашего Урала, продолжают появляться все новые и новые пещеры, притом нередко такие, которые не только не были известны науке, но, как выясняется, никогда не посещались людьми нашей эпохи, то есть они сохранили до наших дней свою нетронутую первозданность. Другое дело, если в этих «нетронутых» пещерах когда-то побывали люди тех или иных эпох и оставили в них следы своей деятельности. Это и составляет для нас наибольший интерес и одновременно требует к пещерам особенно внимательного и бережного отношения.

В деле обнаружения и первого обследования пещер большая заслуга туристов: географов, историков, руководителей физической культуры, начинающих краеведов и всех любителей путешествий и приключений. Совершить новые открытия небольших пещер гораздо больше шансов, но в то же время эти «малые пещеры» по своей красоте или научному значению могут представлять не меньший интерес, чем давно прославленные крупные подземные системы.

Люди малосведущие нередко имеют превратное общее понятие о пещерах. С ними обычно связываются самые неприятные ощущения: отпугивающая кромешная темнота, спертость воздуха, грязь, сырость, холод. Да, действительно, темнота – это общее свойство всех протяженных пещер. Но, чтобы развеять любой мрак, достаточно, скажем, вооружиться самой обычной стеариновой свечой (кстати, свеча – самое надежное в пещерах средство освещения). Все остальные неудобства относительны. Более того, воздух большинства карстовых пещер по чистоте и свежести сравним только с воздухом горных вершин (заметим: существуют пещеры, которые уже оборудованы на этой основе в качестве специальных лечебных клиник). И разве можно иметь какое-то представление о пещерах, не побывав в величественных подземных залах, не увидев своим глазами их естественных архитектурных и минеральных украшений. Сколько здесь еще нерешенных наукой вопросов и удивительных загадок! Вот что писал о красоте пещер и их слабой минералогической изученности советский академик А. Е. Ферсман:

«Что может быть замечательнее и интереснее пещер? Узкий, извилистый вход, темно и сыро; постоянно привыкаешь к свету дрожащей свечи. Ходы тянутся, ветвятся, то неожиданно расширяясь в целые залы, то круто спускаясь вниз, то обрываясь пропастями, то превращаясь в узкие щели. Замечателен наряд пещер: иногда пышное убранство из белоснежных узоров, или длинных высоких колонн, стройных, как молодой лес, или из длинных свешивающихся сверху сосулек, гирлянд, занавесей. Белые, желтые, красные минералы своими отложениями покрывают стены пещер; в их причудливых формах таятся таинственные диковины, напоминающие фигуры каких-то застывших великанов или кости гигантских ящеров».

Далее Ферсман описывает еще множество интересных минеральных образований в других пещерах и заканчивает словами: «Минералогия пещер еще не написана, и каждый молодой наблюдатель может принести пользу науке, если будет точно изучать диковинные формы. Но при этом он не должен забывать и об их охране: слишком часто несведущие посетители наносят им непоправимый вред, отбивая красивые сталактиты, делая надписи, и этим губят всю их красоту и научное значение».

Это было сказано более ста лет назад. Конечно, с того времени специальная наука о пещерах, спелеология, значительно продвинулась. Ряд загадочных ранее явлений и процессов уже раскрыт. Но, как и во всякой науке, так и здесь каждая решенная проблема рождает дюжину новых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.