Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16. 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.






1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою:

кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

И снова напоминание о событиях Воскресения Христова… Что тут добавлять?

Архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, и начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение было совсем коротким. Ектения заканчивается, и сразу же начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним. оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Еще перед этим предстоятель вешает одному из диаконов снятый с чаши и дискоса воздУх (большой плат, с проскомидии и до Херувимской песни покрывающий стоящие на жертвеннике Дары) и тот кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. Дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в итинные Тело и Кровь Христа Спасителя, лишь вместо «Достойно есть….» поется особый пасхальный задостойник: «Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.» После задостойника снова была пропущена так называемая выкличка, являющаяся особенностью архиерейского богослужения, когда диакон с амвона, как раз в момент молитвы в алтаре о живых и об усопших, призывает и верующих помолиться обо всех верных, от священноначалия и до своих ближних «и о всех и за вся». И вот, закрываются Царские врата. В это время верхний хор в качестве «концерта» пел пасхальный тропарь, после чего детский хор пытался петь какое-то песнопение, тоже посвященное Пасхе.

Причащение Святых Таин на сей раз совершалось на три Чаши, причем, в центре причащал народ сам Владыка…

Заканчивается литургия. Как и во все дни пасхального попразднества, многие песнопения в конце заменяет пасхальный тропарь и он же поется в конце – перед самым отпустом.

После многолетия Владыка Феогност поздравил всех с праздником, сказав о нем несколько слов. Господь сотворил мир, не побоюсь банальности, весьма премудро, так что все в этом мире имеет свое предназначение. Многие ученые, открывая законы, по которым живет даже этот падший мир, поражаются премудрости его устроения и по слову, апостола Павла, Бог, через рассмотрение творений Его, становится видим. Также все устроено и в человеческих отношениях. Человек не самодостаточен, но каждому даются силы и способности, смотря по тому, что ум его способен вынести и душа – способна заставить плоть обратить на добро, но и если рассматривать человечество в целом, то каждый человек – зависит от другого и не может делать абсолютно все и устраивать жизнь свою без участия других, а это заставляет его смиряться, подчас терпеть причуды ближних, прощать, в чем-то самому уступать и эти человеческие взаимоотношения часто показывают ему все его нутро – способен ли он прощать, уступать или гордость его так велика, что не терпит уступок, а это страшно. Тогда гордость рушит семьи, коллективы, делает друзей врагами. Да что там, гордость способна сокрушать целые государства, когда братья по крови и духу обращают скрытое в них зло друг против друга. Но Бог дает нам эту потребность в обществе не для этого, а дабы мы научились жить вместе, а это возможно лишь в чем-то уступая. Так и в отношении полов. Сегодня феминистское движение приписывает женскому полу некую особую роль и подстрекаемые агитаторами, женщины бросают семьи и пускаются в соревнование с мужчинами, стремясь доказать, что они – лучше, сильнее, умнее, они вообще должны быть выше. Каждому, конечно, Бог дает по силам его и в мужской и в женской среде есть разные люди – хорошие и плохие – слабые и сильные и глупо характеристику отдельной ЛИЧНОСТИ приписывать целой группе, нации, полу. Но функция женщины – прежде всего – хранение домашнего очага, материнство, воспитание детей, пусть сегодня феминистские агитаторы называют это чуть ли не заточением. На Западе общество смущается криками, дескать, дискриминация это, когда женщина не может быть священником и так далее. Но не в этом назначение женщины. Конечно, с Божией помощью, человек может делать все, но за развитие тело, силу мышц отвечают в теле центры, вырабатывающие МУЖСКИЕ ГОРМОНЫ, даже в женском теле и дамы, стремящиеся занимать эти, веками являющиеся сугубо мужскими, сферы, требующие силы, теряют женский облик, становятся все более мужиковатыми, как говорит народ. Это аргумент, доступный даже плотскому человеку, впрочем, не всякому, ибо гордость ослепляет человека, пуская его в погоню за призраками, погоню, которая смешна для человека разумного. Не поэтому ли, когда мужья и жены сегодня гонятся друг за другом, стремятся превзойти друг друга, стать выше, сильнее, обойти кого-то, их дети предоставлены неизвестно кому, тому, кому на них, по большему счету, наплевать и они открыто говорят – это – не наша работа, но кроме них в данном случае, заниматься воспитанием некому, ибо родители заняты собой, не находя на детей ни сил, ни времени. И потом, спустя годы, родители идивляются и ужасаются, видя ЧТО получилось из их детей, пока они сами гонялись за призраками, махая руками на собственных чад. И теперь, когда время упущено – они в ужасе бегают – спасите – наши дети погибают. Так, гордость уродует человеческие отношения. Увы нам, эта сатанинская зараза есть во всех нас и во мне и она часто определяет наши с вами поступки и смирение – умение видеть себя, свои недостатки и адекватно реагировать на критику, когда обличают твои пороки (а в 9 случаях из десяти нас с вами обличают вполне по делу) часто воспитывает в нас именно взаимоотношение с ближними нашими. Изгнав человека из рая – Бог сказал ему, что теперь удел его – в поте лица добывать хлеб свой и веками это было, в основном, мужским занятием. Сегодня – не так, увы, также неприятно, что феминистская пропаганда так въелась в нас, что разум наш не может даже понять того, почему Бог сотворил женщину после мужчины. Но Бог сотворил ее, как помощницу, а не рабу – о том, что она будет должна покоряться мужу, Бог сказал уже по грехопадению, то есть и это – плод греха первых людей. Конечно, это часто заметно и сегодня во всем, но в Церкви не может быть унижения женского пола, просто потому, что мы, почитая Богородицу, ЧЕСТНЕЙШЕЙ ХЕРУВИМ И СЛАВНЕЙШЕЙ БЕЗ СРАВНЕНИЯ СЕРАФИМ, не можем не почтить и всякий женский пол, тем более сегодня, когда, как заметил Владыка, даже и в мужских монастырях часто многие функции отданы женщинам (чаще – уже в среднем и старше возрасте, дабы никого не смущать), о приходах уже и не говорю, особенно доминирует женский пол в хорах (хоть в былые века все было наоборот, в Греции до сих пор хор церковный состоит исключительно из мужчин), именно женщины в храмах, чаще всего, поддерживают чистоту, так что без них – нельзя. Но также важен именно труд женщин как раз дома, в семье, ибо от них, как сказано, зависит многое – приготовление пищи и многое другое. Тут он привел отрывок из жития преподобного Макария Египетского, который, смущаем помыслом о собственном величии, был вразумлен Богом через указание на двух женщин, которые превзошли его в подвигах. Придя по указанному в видении адресу, он узнал, что названные женщины – обычные жены, даже не несущие монашеского или иного подвига, а просто живущие друг с другом и с мужьями своими в мире и никого не осуждающие. И это терпеливое несение подвига семейной жизни было поставлено выше, чем суровый подвиг пустынножителя, живущего в одиночку, претерпевая пустынные колебания температур от дневного зноя, до ночного холода, доходящего до отрицательных температур (хоть днем было + 50), голод и борения от духов злобы. Не это ли должно вразумлять всех нас? Бог милует и дает награду даже и за малый труд во имя Его. Но ныне чествуются также и все, посвятившие свои силы во имя Господне, ибо чествуем мы не только одних Жен-Мироносиц, но и праведного Никодма и Иосифа Аримафейского, которые, напомню, погребали тело Христово, так что и все верные могут отнести этот праздник на свой счет. Боже, настави мя на путь правый, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой!

По окончании проповеди Владыка поздравил с праздником, преимущетвенно, женщин, назвав его «православным женским днем», после чего, всем женщинам из числа молящихся были розданы шоколадки (также что-то было роздано и хористам, в том числе, и из детского хора). После этого о.Евгений Кузнецов напомнил всем, что в 11.30 будет чин закладки камня в основание храма во имя Святых Жен-мироносиц на кладбище Кабахаха (фактически он уже вовсю строится) пригласил всех на это знаменательное событие, напомнив всем, что перед храмом стоят автобусы, на которых все желающие могут приехать на место праздника. Я начинаю спешить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.