Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Направления, представители и главные идеи западной философии второй половины XIX в.






Краткая характеристика следующих философских направлений: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), антиинтеллектуализм и экзистенциализм С. Кьеркегора, «университетская философия» (А. Тренделенбург, Р. Лотце), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), психологизм В. Вундта, прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс), второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус), философия А. Пуанкаре.

Тема 2 О. Конт: позитивная философия.

 

Творческая эволюция О. Конта. Представление о философии, задача «позитивной» философии, «позитивное». Современная наука как форма позитивного знания. Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития, его истоки. Метафизичное и позитивное. «Условия торжества позитивной школы». Историческое развитие наук и зависимость одной науки от другой. Естественная неорганическая и органическая философия. Социальная философия: закона трех стадий, социальная динамика. Позитивное понимание этики: инстинкт к совместному проживанию, формирование представления о нравственном. Религия человечества.

Тема 3 Дальнейшее развитие позитивизма: Дж. Ст. Милль.

 

Милль и Конт: классификация наук, значение социологии, свобода индивида. «Система логики»: первоначальные и выводимые истины. Логика как учение об обоснованности истин. Логика и психология, принцип ассоциативного мышления. Различие ощущения и его причины, предмета и мысли о нем. Различие тела и его качеств, духа и его содержания. «Дух» как ряд «сознательных состояний». Принцип единообразия природы, «тродукция». Законы природы: единственное сходство, единственное различие, сходство и различие, закон сопутствующих изменений, закон остающейся части причины. Науки о духе и науки о природе. Утилитаризм в этике: развитие нравственных понятий. Новая этика, взаимодействие личного и общественного.

 

 

Тема 4 Дальнейшее развитие первого позитивизма: Г. Спенсер.

 

Философия как объединенное знание, основания философского знания. Закон непрерывного распределения материи и движения (закон постоянства силы). Эволюция: концентрация и рассеивание материи и движения, переход от однородности к разнородности, общее состояние равновесия. Уровни действия закона эволюции. Общество как живой организм. Религия, философия и наука. Непознаваемость Абсолюта. Социальная эволюция: социальные институты, состояния общества, мораль.

 

Тема 5 «Университетская» философия.

А. Тренделенбург: «Логические исследования». Оценка существующей философии, природа философского исследования. Нежелательные пути развития «логических исследований»: «формальная логика», «диалектика», «безусловный скептицизм». Факт как основание логической проблемы. Логика как «осознающая себя наука», логика как изложение «реального значения мышления». Постижение процесса познания, его соотнесенность с постижением бытия. Единство мышления и бытия. «Двойственность установки»: мыслимость бытия и бытийность мышления. Описание условий осознания соотнесенности мышления и бытия как задача «логических исследований». «Деятельность» как объединяющий бытие и мышление элемент. Объективные характеристики бытия: «движение», «пространство» и «время», «категории», «цель». Суждение как обоснование бытия.

Р. Лотце: Аксеология и эмпирическая метафизика. Учение об «элементах познания». Сознание и истина. Вещи, чувственные восприятия, дух. Переживание действительности. Оценка философии Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Тема 6 С. Кьеркегор: экзистенциальный тип философии.

Связь некоторых биографических фактов С. Кьеркегора с развитием его философских идей. Критика философии Гегеля: существование и сущность, действительность и понятие, противоречие и жизнь. Действительные задачи философии. «Повторение»: повторение и воспоминание. Счастье. Жизнь как повторение. Обретение целостного Я. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»: Я и выбор. Эстетический тип существования: физическая непосредственность, наслаждение жизнью. Скука, отчаяние. Этический тип существования: выбор, долг, всеобщие нормы. «Стадии жизненного пути»: переход к религиозному типу существования. Вера в невозможное. Свобода человека.

 

Тема 7 Философия Ф. Ницше: эволюция взглядов, основные идеи и их место в истории западной философии.

 

Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре, пересмотр традиционного отношения к греческой культуре. «Проблема Сократа». Влияние учения о «воле» Шопенгауэра на формирование философии Ницше. Учение о познании и о действительности, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля и интеллект. Критика научного познания. «Так говорил Заратустра»: два типа поведения, «аморализм» философии Ницше и ее моральные ценности, критика догматизма в этических взглядах. Жизнь и поступок. Этика «любви к дальнему» (С.Л. Франк). «По ту сторону добра и зла»: анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Философские истины и природа философии. Метафорическое и образное мышление, досократическая философия. Понятие «аристократичного», учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. «Антихрист»: Ницше о любви к человечеству. Преемственность тематик философии Ницше, поэтапное формирование идеи критики современной западной культуры и традиционных ценностей. Отражение идей Ницше в других философских учениях 19-20 вв.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.