Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Социальная философия






1. Социальный мир во всем его многообразии и единстве является объектом изучения...


а) социальной философии;

б) философской культурологии;

в) философии истории;

г) философской антропологии.


2. Социально-философское знание состоит из двух относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой теорий:...


а) натурфилософии и философской антропологии;

б) философской антропологии и аксиологии;

в) аксиологии и гносеологии;

г) социальной онтологии и философии истории.


3. Первый и основной вопрос социальной онтологии – вопрос об отношениях между...


а) человеком и природой;

б) наукой и техникой;

в) обществом и человеком;

г) философией и религией.


4. Область или сфера реальности, определяемая человеческими взаимодействиями, характеризуется понятием...


а) социальное;

б) социетальное;

в) асоциальное;

г) культурное.


5. Социальную статику и социальную динамику как два основных раздела позитивной науки об обществе выделяет...


а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Дюркгейм;

г) В. Парето.


6. Рассматривает общественное развитие как процесс смены общественно-экономических формаций...


а) Г. Гегель;

б) Л. Фейербах;

в) К. Маркс;

г) Ф. Ницше.


7. Сравнивает общество с биологическим организмом, а его развитие – с биологической эволюцией...


а) Ф. Шеллинг;

б) А. Шопенгауэр;

в) Г. Спенсер;

г) М. Вебер.


8. Считает главным фактором социальной жизни беспощадную борьбу различных социальных групп за выживание...


а) Г. Спенсер;

б) Л. Гумплович;

в) Г. Зиммель;

г) П. Сорокин.


9. Характеризует общество как реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты...


а) О. Конт;

б) Ф. Энгельс;

в) Л. Уорд;

г) Э. Дюркгейм.


10. Утверждает, что общество является продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний людей...


а) К. Маркс;

б) Г. Тард;

в) В. Парето;

г) Б. Малиновский.


11. Автором концепции социального действия является...


а) Р. Декарт;

б) Б. Спиноза;

в) Л. Фейербах;

г) М. Вебер.


12. Субстратом общества является...


а) человек;

б) природа;

в) культура;

г) наука.


13. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это...


а) страна;

б) социальная стратификация;

в) общество;

г) этнос.


14. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ составляет содержание... общества.


а) экономической сферы;

б) социальной сферы;

в) политической сферы;

г) духовной сферы.


15. Взаимодействие по поводу условий жизни, быта и производства, решение проблем здравоохранения, социальной защиты и обеспечения осуществляется в...


а) экономической сфере;

б) социальной сфере;

в) политической сфере;

г) духовной сфере.


16. Отношения по поводу власти являются основой...


а) экономической сферы;

б) социальной сферы;

в) политической сферы;

г) духовной сферы.


17. Философия, религия, мораль, право, наука и искусство составляют содержание...


а) экономической сферы;

б) социальной сферы;

в) политической сферы;

г) духовной сферы.


18. Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества – это социальные...


а) программы;

б) институты;

в) роли;

г) нормы.


19. Совокупность социальных групп, институтов, а также связей и отношений между ними образует...


а) социальную структуру общества;

б) этническую структуру;

в) общественное разделение труда;

г) политическую систему.


20. Важнейшим свойством социальной структуры общества является...


а) антропоморфность;

б) мобильность;

в) дискретность;

г) гомогенность.


21. Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее приводит к...


а) агностицизму;

б) фатализму;

в) скептицизму;

г) деградации личности.


22. Пренебрежение необходимостью, пренебрежение объективной логикой общественного развития, принятие решений лишь в соответствии с субъективными оценками и желаниями является основой...


а) волюнтаризма;

б) фатализма;

в) скептицизма;

г) иррационализма.


23. Коренной переворот в экономической, политической и духовной сферах общественной жизни является содержанием...


а) социальной реформы;

б) социальной революции;

в) социальной эволюции;

г) государственного переворота.


24. Постепенные, последовательные преобразования социальных институтов и отношений являются содержанием...


а) эволюционного развития общества;

б) социальной революции;

в) радикальных реформ;

г) научно-технического прогресса.


25. В современной социальной философии прослеживаются три основных концептуальных подхода к истории общества:...


а) культурологический, формационный и цивилизационный;

б) культурологический, эмпирический и аналитический;

в) системный, функциональный и структурно-функциональный;

г) бихевиористский, аксиологический и реляционистский.


26. В соответствии с идеалистической трактовкой общественного развития...


а) духовному началу отводится роль «демиурга» – творца общества и культуры;

б) мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их общественного бытия;

в) общественное бытие определяет общественное сознание;

г) общественное бытие и общественное сознание существуют независимо друг от друга.


27. В соответствии с материалистической трактовкой общественного развития...


а) духовному началу отводится роль «демиурга» – творца общества и культуры;

б) мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их общественного бытия;

в) первоосновой развития общества является общественное сознание;

г) общественное бытие и общественное сознание существуют независимо друг от друга.


28. С точки зрения марксизма развитие общества определяется...


а) уровнем развития производительных сил;

б) природно-климатическими условиями;

в) численностью народонаселения;

г) степенью свободы личности.


29. Система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства – это...


а) производительные силы;

б) производственные отношения;

в) общественное бытие;

г) общественное сознание.


30. Совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления – это...


а) производительные силы;

б) производственные отношения;

в) общественное бытие;

г) общественное сознание.


31. Материальное отношение людей к природе, друг другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания – это...


а) производительные силы;

б) производственные отношения;

в) общественное бытие;

г) общественная психология.


32. Совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие – это...


а) производительные силы;

б) производственные отношения;

в) идеология;

г) общественное сознание.


33. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также общественных отношений по поводу их производства, обмена, распределения и потребления – это...


а) общество;

б) культура;

в) цивилизация;

г) общественно-экономическая формация.


34. Универсальной характеристикой культуры является...


а) рационализм;

б) индивидуализм;

в) установка на познание и преобразование природы;

г) единство традиции и обновления.


35. Характерной чертой... культуры является то, что вектор человеческой активности направлен вовне – на преобразование окружающего мира и его подчинение человеку.


а) массовой;

б) элитарной;

в) Западной;

г) Восточной.


36. Характерной чертой... культуры является то, что вектор человеческой активности направлен не столько вовне, сколько вовнутрь – на самовоспитание и самоограничение.


а) массовой;

б) элитарной;

в) Западной;

г) Восточной.


37. Россия занимает промежуточное положение между культурами, представляющими оппозицию...


а) «Восток» – «Запад»;

б) «Север» – «Юг»;

в) «Юго-Запад» – «Северо-Восток»;

г) «Северо-Запад» – «Юго-Восток».


38. Человечество столкнулось с глобальными проблемами...


а) в 15-16 вв.;

б) в 18 в.;

в) в 20 в.;

г) в начале 21 в.


39. Философское учение о ценностях – это...


а) онтология;

б) гносеология;

в) аксиология;

г) социальная философия.


40. Свойство предмета или явления иметь значение для человека (людей) в культурном, общественном или личностном отношениях – это...


а) ценность;

б) важность;

в) польза;

г) смысл.


41. Большую роль в становлении аксиологии как самостоятельного учения сыграл...


а) Парменид;

б) Р. Декарт;

в) Н. Макиавелли;

г) И. Кант.


42. В основе аксиологии И. Канта лежит категория...


а) удовольствия;

б) долга;

в) справедливости;

г) счастья.


43. Истину, добро, красоту и святость рассматривал в качестве вневременных и внеисторических принципов, которыми руководствуется человек...


а) В. Виндельбанд;

б) Дж. Дьюи;

в) М. Вебер;

г) Ф. Ницше.


44. Наука и техника характеризуются как абсолютные ценности сторонниками...


а) экзистенциализма;

б) сциентизма;

в) персонализма;

г) неотомизма.


45. Рассматривал ценности в контексте классовой борьбы и интересов пролетариата...


а) Э. Бернштейн;

б) Г. Риккерт;

в) М. Шелер;

г) В.И. Ленин.


46. Жизнь, здоровье и безопасность относятся к... ценностям.


а) материально-экономическим;

б) социально-политическим;

в) витальным;

г) эстетическим.


47. Непреходящими, абсолютными, значимыми во все времена являются... ценности.


а) вечные;

б) культурно-обусловленные;

в) инструментальные;

г) групповые.


48. Неутилитарным и неинструментальным характером обладают...


а) ценности-средства;

б) материальные ценности;

в) экономические ценности;

г) духовные ценности.


49. Семья, труд, участие в общественной жизни составляют группу... ценностей.


а) нравственных;

б) политических;

в) религиозных;

г) социальных.


50. Гражданские свободы, законность, стабильность, правопорядок относятся к группе... ценностей.


а) нравственных;

б) политических;

в) религиозных;

г) социальных.


51. К ценностям общения относятся...


а) свобода, равенство, социальная справедливость;

б) жизнь, свобода, собственность;

в) дружба, любовь, доверие;

г) истина, добро, красота.


52. Долг, честь, бескорыстие, порядочность, великодушие являются... ценностями.


а) нравственными;

б) эстетическими;

в) религиозными;

г) витальными.


53. Красота, стиль, гармония составляют группу... ценностей.


а) политических;

б) экономических;

в) эстетических;

г) этических.


54. Высшим эталоном в оценке человеком действительности является...


а) идеал;

б) норма;

в) табу;

г) императив.


55. Потеря обществом высших смыслообразующих ценностей характеризуется понятием...


а) отчуждения;

б) бегства от свободы;

в) экзистенциального вакуума;

г) девиантного поведения.


56. Ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде... цивилизация.


а) восточная;

б) западная;

в) евразийская;

г) античная.


57. Свобода, равноправие, индивидуализм являются ключевыми ценностями... цивилизации.


а) восточной;

б) западной;

в) евразийской;

г) средневековой.


58. Ценностные ориентации Востока и Запада своеобразно сочетаются в... цивилизации.


а) доиндустриальной;

б) индустриальной;

в) постиндустриальной;

г) евразийской.


59. Кризис современного общества не может быть преодолен без безоговорочного возврата к признанию... высшей, абсолютной ценностью.


а) человека;

б) коллектива;

в) свободы;

г) науки.


60. Какой подход к изучению культуры выражает определение: «Культура – это комплекс ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов»?


а) философско-антропологический;

б) социологический;

в) аксиологический;

г) деятельностный.


 


Основная литература

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов 2-е исправленное и дополненное. – М.: Гранд; ФАИР-Пресс, 1999.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – СПб.: Летний сад, 2001.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001

Ивин А.А. Философия истории: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2000.

История русской философии / Под ред. Маслина М.А. – М.: Республика, 2003.

История философии: Запад – Россия – Восток / Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. В 4-х ч. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1996.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. для высшей школы, 3-е изд исправленное и дополненное. – М.: Академический проект, 2000.

Кузнецов В.Н. Западно-европейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1986.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII –начала XIX вв. – Изд. 3-е испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997.

Реале Дж., Антисери Р. Западная философия от истоков до наших дней: В 3-х тт. Новое время. – СПб.: Петрополис, 1994.

Соколов В.В. Европейская философия XVI – XVII веков. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: «Высшая школа», 2003.

Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – Рекоменд. МО РФ.

Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2002.

Философия: Учеб. для вузов / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2005.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.