Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Философия познания






 

1. Гносеология – это...


а) теория познания;

б) учение о бытии;

в) учение о ценностях;

г) теория научного познания.


2. Эпистемологией в современной философии называют...


а) теорию познания;

б) учение о бытии;

в) учение о ценностях;

г) теорию научного познания.


3. Каково соотношение понятий «гносеология» и «эпистемология»?


а) они тождественны;

б) гносеология включает эпистемологию;

в) эпистемология включают гносеологию;

г) они противоположны.


4. Шотландский философ Дж. Феррер в 1854 году ввел в философию термин...


а) «аксиология»;

б) «теория нравственности»;

в) «теория познания»;

г) «эстетика».


5. Учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется...


а) скептицизмом;

б) агностицизмом;

в) нигилизмом;

г) гносеологическим оптимизмом.


6. Позиция, согласно которой объективный мир познаваем, нет предела познанию – это...


а) скептицизм;

б) агностицизм;

в) нигилизм;

г) гносеологический оптимизм.


7. Для отношений агностицизма с идеализмом и материализмом не характерно следующее:...


а) идеализм тождественен агностицизму;

б) не все идеалисты, в частности Гегель, являются агностиками;

в) сенсуалистические школы субъективного идеализма являются агностическими;

г) ряд естественнонаучных материалистов, в частности Гексли, являются агностиками.


8. Классическая концепция истины основывается на принципе...


а) соответствия (корреспонденции);

б) относительности;

в) детерминированности;

г) абсолютности.


9. «Истина – это соответствие знаний действительности», – считали представители...


а) теории корреспонденции;

б) эмпирической концепции истины;

в) конвенционалистской концепции истины;

г) прагматической концепции истины.


10. Для представителей... истина есть то, что подтверждено опытом.


а) теории корреспонденции;

б) эмпирической концепции истин;

в) конвенционалистской концепции истины;

г) прагматической концепции истины.


11. «Знание истинно, если оно полезно, эффективно с точки зрения его использования на практике», – утверждали представители...


а) теории корреспонденции;

б) эмпирической концепции истины;

в) конвенционалистской концепции истины;

г) прагматической концепции истины.


12. Представители... считали, что истина – это свойство самосогласованности знаний.


а) теории корреспонденции;

б) когерентной концепции истины;

в) конвенционалистской концепции истины;

г) прагматической.


13. «Истина – результат соглашения между людьми», заявляли сторонники...


а) теории корреспонденции;

б) когерентной концепции истины;

в) конвенционалистской концепции истины;

г) прагматической.


14. На принципе соответствия строится...


а) диалектико-материалистическая концепция истины;

б) эмпирической концепции истины;

в) конвенционалистской концепции истины;

г) прагматической концепции истины.


15. Диалектический материализм не развивал учение об... истине.


а) объективной;

б) абсолютной;

в) относительной;

г) трансцендентальной.


16. Природа истины...


а) объективна;

б) субъективна;

в) объективно-субъективна;

г) трансцендентальная.


17. Содержание сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества – это...


а) объективная истина;

б) абсолютная истина;

в) относительная истина;

г) операциональная истина.


18.... – это, с одной стороны, полное исчерпывающее знание об объекте, с другой стороны, знание, которое не может быть опровергнуто в будущем.


а) объективная истина;

б) абсолютная истина;

в) относительная истина;

г) операциональная истина.



19. Неполное знание о предмете – это...


а) объективная истина;

б) абсолютная истина;

в) относительная истина;

г) операциональная истина.


20. Как соотносятся абсолютная и относительная истины?


а) абсолютная и относительная истины не взаимосвязаны;

б) абсолютная и относительная истины отрицают друг друга;

в) относительная истина включает в себя абсолютную истину;

г) абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.


21. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется...


а) заблуждением;

б) относительной истиной;

в) дезинформацией;

г) ложью.


22. Передача ложного знания как истинного или истинного как ложного – это...


а) заблуждение;

б) относительная истина;

в) дезинформация;

г) ложь.


23. Непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту называется...


а) заблуждением;

б) относительной истиной;

в) дезинформацией;

г) ложью.


24. Рационалисты в качестве критерия истинности знания не рассматривали...


а) всеобщность и необходимость знания;

б) практику;

в) очевидность знания;

г) логическую непротиворечивость знания.


25. Сенсуалисты в качестве критерия истинности знания признают...


а) ощущения;

б) практику;

в) опыт;

г) логическую непротиворечивость знания.


26. Эмпирическая традиция роль критерия истинности знания отводит...


а) ощущениям;

б) практике;

в) опыту;

г) очевидности знания.


27. Диалектический материализм считает, что критерием истинности знания является...


а) очевидность знания;

б) опыт;

в) ощущения;

г) практика.


28. Характерной чертой практики не является...


а) созерцательность;

б) целенаправленность;

в) предметно – чувственный характер;

г) преобразовательный характер.


29. Главный критерий истины – это...


а) доказательство истины;

б) практика, взятая в процессе своего развития;

в) общезначимость (интерсубъекивность);

г) соотнесение с всеобщей философской методологией.


30. Традиционно выделяют два способа познания:...


а) чувственный и рациональный;

б) эмпирический и теоретический;

в) этический и теоретический;

г) эстетический и теоретический.


31. Формами чувственного познания являются...


а) понятия, суждения, умозаключения;

б) ощущения, восприятия, представления;

в) проблема, гипотеза, теория;

г) наблюдение, эксперимент, описание.


32. Формами рационального познания являются...


а) понятия, суждения, умозаключения;

б) ощущения, восприятия, умозаключения;

в) проблема, гипотеза, теория;

г) наблюдение, эксперимент, описание.


33. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение, – это...


а) суждение;

б) представление;

в) умозаключение;

г) понятие.


34. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах и явлениях действительности, называется


а) суждением;

б) представлением;

в) умозаключением;

г) понятием.


35. Опосредованно-чувственный, целостный образ предмета – это...


а) ощущение;

б) представление;

в) восприятие;

г) понятие.


36. Свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом, называется...


а) восприятием;

б) воображением;

в) представлением;

г) памятью.


37. Способность к созданию образов, ранее не воспринимаемых – это...


а) восприятие;

б) воображение;

в) представление;

г) память.


38.... – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.


а) ощущение;

б) представление;

в) восприятие;

г) понятие.


39. Чувственный образ непосредственно воздействующего на органы чувств предмета, отражающий его отдельные свойства, – это...


а) ощущение;

б) представление;

в) восприятие;

г) понятие.


40. Мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений, называется...


а) ощущением;

б) представлением;

в) восприятием;

г) понятием.


41. Сенсуализм...


а) абсолютизирует роль чувственного познания;

б) абсолютизирует роль рационального познания;

в) рассматривает чувственное и рациональное познание в диалектической взаимосвязи;

г) абсолютизирует роль интуиции.



42. Рационализм...


а) абсолютизирует роль чувственного познания;

б) абсолютизирует роль рационального познания;

в) рассматривает чувственное и рациональное познание в диалектической взаимосвязи;

г) абсолютизирует роль интуиции.


43. С точки зрения современных представлений чувственное и рациональное рассматриваются как...


а) познавательные способности человека;

б) два способа познания;

в) самостоятельные способы познания;

г) взаимоисключающие способы познания.


44. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства – это...


а) интуиция;

б) теория;

в) гипотеза;

г) предположение.


45. Интуитивной способности человека не свойственна:...


а) непосредственность постижения истины на сущностном уроне объектов;

б) неожиданность решения задачи;

в) логическая обоснованность знаний;

г) неосознанность путей и средств решения задачи.


46. К общим условиям формирования и проявления интуиции не относится:...


а) глубокое знание проблемы, профессиональная подготовка исследователя;

б) поисковая ситуация, состояние проблемности;

в) действие у субъекта поисковой доминанты;

г) спланированный научный поиск.


47. Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности – это...


а) материальное производство;

б) духовное производство;

в) творчество;

г) отражение.


48. Данная от природы способность к творческой деятельности – это


а) талант;

б) гениальность;

в) воображение:

г) интуиция.


49. Критериями научного знания являются...


а) доказательность, логическая непротиворечивость;

б) эмпирическая подтверждаемость;

в) системность, воспроизводимость;

г) все выше перечисленное.


50. Выделяют... уровни научного познания.


а) чувственный и рациональный;

б) эмпирический и теоретический;

в) этический и теоретический;

г) эстетический и теоретический.


51. К формам научного познания относятся:...


а) научный факт, проблема, гипотеза, теория;

б) наблюдение, эксперимент, измерение, описание;

в) анализ, синтез, дедукция, аналогия, абстрагирование, идеализация;

г) формализация, математизация, восхождение от конкретного к абстрактному.


52. Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания – это...


а) диалектика;

б) парадигма;

в) метод;

г) научный подход.


53. Вопрос, который не может быть решен в рамках данной парадигмы, называется...


а) проблемой;

б) гипотезой;

в) дилеммой;

г) теорией.


54. Научно обоснованное предположение об объекте и закономерностях его развития – это...


а) проблема;

б) гипотеза;

в) дилемма;

г) теория.


55. Совокупность логически связанных между собой знаний, дающая целостное представление об основных закономерностях исследуемых явлений действительности называется...


а) проблемой;

б) гипотезой;

в) дилеммой;

г) теорией.


56. Движение мысли от общего положения к частному – это...


а) аналогия;

б) индукция;

в) анализ;

г) дедукция.


57.... – мысленное разделение изучаемого объекта на его составные части.


а) синтез;

б) абстрагирование;

в) анализ;

г) дедукция.


58. Перенос информации с одного предмета на другой предмет, сходный в каких-либо признаках с первым – это...


а) аналогия;

б) абстрагирование;

в) анализ;

г) дедукция.


59.... заключается в том, что в изучаемом объекте выделяются существенные для данного исследования признаки, а все остальные отбрасываются.


а) идеализация;

б) абстрагирование;

в) анализ;

г) дедукция.


60. Метод... сводится к мысленному построению понятия об объекте, аналогичном исследуемому предмету, но принципиально невозможным в действительности.


а) аналогии;

б) абстрагирования;

в) анализа;

г) идеализации.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.