Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция интеллектуального капитала (ИК) предприятия






Сопоставление изложенных точек зрения на интеллектуальный капитал организации разрешает обнаружить ряд неоднозначных позиций.

1. Не совсем ясным является соотношение интеллектуального капитала, нематериальных активов и нематериальных ресурсов организации - во многих источниках эти понятия рассматриваются как тождественные, хотя очевидно, что между ними существуют отличия. Под ресурсами в широком значении слова понимается все, что может приносить пользу и использоваться для производства и потребления. Под капиталом в широком значении слова понимают все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Под активами понимают совокупность ресурсов ( имущества, денежного средства), которые принадлежат определенному предприятию, претензии предприятия по обязательствам перед другими лицами; причем в узком значении этого слова оно означает собственность, которая имеет денежную оценку. Под нематериальными активами понимается собственность, которая имеет денежную оценку, но не имеет физического воплощения (репутация, престиж, патентные права). Частью нематериальных активов организации является ее интеллектуальная собственность – собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, защищенный законодательно на основе авторского и изобретательства права.

Под интеллектуальным капиталом, по сути, понимается совокупность нематериальных ресурсов организации, которые могут быть использованы для создания стоимости. При этом часть интеллектуального капитала организации принадлежит ей по праву собственности и имеет денежную оценку, то есть является активами. Часть этих активов имеет характер интеллектуальной собственности, то есть защищенная соответственно нормам авторского права.

Носителями интеллектуального капитала можно назвать профессионалов, которые наделены уникальными и тяжело заменимыми способностями, значимость которых для общества лучше всего оценивается в условиях рынка.

Интеллектуальный капитал включает: человеческий капитал, организационный капитал и потребительский капитал. Структура интеллектуального капитала предложен на рис.1.

 

 


Рис. 1. Структура интеллектуального капитала

 

2. Не совсем очевидно, почему под общим названием «интеллектуальный капитал» объединяются такие разные по сути и часто не имеющие прямого отношения к интеллекту явления – система ценностей работников, имидж предприятия, бренды, лояльность клиентов. На наш взгляд, объединяющим началом здесь может служить идея кругооборота интеллектуального капитала: знания и способности работников переходят в организационные процессы и связи с деловыми партнерами, которые, в свою очередь, создают базу для устойчивых отношений с клиентами; сотрудничество с клиентами и партнерами ведет к накоплению опыта, развитие знаний и способностей работников предприятия. Традиционно выделяемый человеческий, структурный и клиентский капитал следует, таким образом, рассматривать не как однопорядковые части интеллектуального капитала, а как этапы его кругооборота

 

3. Анализ существующих подходов к оценке интеллектуального капитала показывает, что их методологическая и методическая база не совершенна. Складывается впечатление, что набор показателей для оценки часто формируется произвольно; связь многих из них по созданию стоимости далеко не очевидна.

Вообще идея универсального набора показателей для характеристики ИК сомнительная, поскольку нематериальные ресурсы имеют ценность только в комплексе, соответствующем определенной стратегии. Интеллектуальный капитал в принципе нельзя разложить на составляющие так, чтобы сумма их оценок была равная общей оценке всего интеллектуального капитала организации. Складывать оценки элементов ИК нельзя еще и потому что это разноуровневые величины и результат сложения имеет тот же смысл, как и результат сложения выраженных в натуральных единицах сырья и готовой продукции.

При оценке уровня ИК организации необходимо учитывать, во-первых, количество соответствующих ресурсов (потенциальный спрос, количество записей в базах данных и т.д.); во-вторых, их ценность; в-третьих, интенсивность использования ресурсов (нематериальные ресурсы без использования теряют свою ценность); в конце концов, в-четвертых - степень закрепления соответствующих ресурсов за предприятием. Ценность нематериальных ресурсов для предприятия определяется их значением для реализации стратегии фирмы, для формирования потребительской стоимости и конкурентных преимуществ, для развития, своевременной трансформации предприятия. Закрепление может быть основано на правовых нормах, на экономических и технологических обстоятельствах, на социальных и культурных факторах.

Исходя из этого, оценить объем человеческого капитала можно через численность интеллектуальных работников и объем информации, знаний и навыков, которым они владеют, через количество лидеров, генераторов идей, «революционеров». Ценность знаний и умений персонала характеризуют способность специалистов решать сложные, нестандартные, неожиданные проблемы; самостоятельность и обучение работников; способность менеджеров руководить преобразованиями; творческая активность; склонность к партнерскому взаимодействию и т.д. Развитие человеческого капитала мы можем оценить через удельный вес видов деятельности, которые «вдохновляют» на поиск новых решений, принуждая сотрудников компании учиться чему-то новому. В конце концов, степень закрепления человеческого капитала оценивается через благосклонность персонала к видению и ценностям компании, удовлетворенность сотрудников работой и отношениями в коллективе, лояльность персонала к компании и закреплению ведущих сотрудников, репутацию компании на рынке труда и т.п.

Интеллектуальный капитал компании, во-первых, имеет несколько составных элементов и, во-вторых, на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому интегральная оценка интеллектуального капитала компании должна отображать многогранную деятельность компании в целом. Важно отметить, что для компаний разной специализации типичным может быть только подход к оценке ее интеллектуального капитала, набор же показателей строго индивидуальный.

Основные принципы, руководствуясь которыми можно сделать правильный выбор инструментария оценки:

1. Недостаточно усложнять задачу.

Для более или менее качественной и объективной оценки интеллектуального капитала компании требуется, как правило, не больше трех параметров каждого его вида, которые измеряются, — человеческого, структурного, потребительского — плюс один интегральный показатель, который характеризует эту сторону потенциала компании в целом.

2. Измерять нужно только то, что имеет важное стратегическое значение для деятельности компании.

3. Измерять нужно только те виды деятельности, которые создают интеллектуальное богатство.

Для большей наглядности можно провести классификацию интеллектуального капитала компании относительно специфики ее специализации:

- высокий уровень интеллектуального достояния;

- средний уровень;

- уровень ниже среднего;

- не интеллектуальная компания.

Если Ki (и = 1..., m) — система показателей, которые характеризуют интеллектуальный капитал компании; ki — барьерное нормализованное значение показателя, соответствующего среднему уровню интеллектуальности компании.

Изменение значений xi индикатора интеллектуальности Ki происходит в диапазоне 0 < xi < 1 и эти значения определяются соотношениями:

xi =

Здесь уровень интеллектуальности компании по каждый составляющей его интеллектуального капитала (человеческого, структурного, потребительского) обозначенный таким образом: b — высокий уровень, s — средний, ns — ниже среднего, 0 — отсутствующий.

Существуют разные методы (корреляционных связей, весовых коэффициентов и др.) и подходы к интегральной оценке какой-нибудь сферы деятельности компании по совокупности действия разнородных факторов на эту сферу.

Графическая интерпретация результатов анализа экономических обоснований, оценок, расчетов на практике оказывает содействие лучшему восприятию и ускорению получение не только количественных, но и качественных значений показателей, которые играют важную роль в визуальной, оперативной, комплексной оценке согласованности разнородных факторов, которые определяют состояние и тенденции развития компании. График содержит массу информации, но главное его достоинство в том, что она дает достаточно полную картину. График не только характеризует текущее состояние компании, но и направленность стратегии ее развития. Имея аналогичные данные по конкурирующим или сопредельным компаниям, появляется возможность сравнивать себя с другими компаниями и оценивать свои относительные достоинства и недостатки, сравнивать и соединять свои возможности и возможности смежников. Или сравнивать состояние компании в динамике разного года и достоверно анализировать прогрессирует или деградирует предприятие, проявлять и парировать опасные отклонения от нормального состояния.

В качестве примера оценки интеллектуального уровня рассмотрим компанию, деятельность которой характеризуется следующей системой показателей (таблица 2).

Таблица 2

Система показателей для оценки интеллектуального капитала предприятия (условный пример на основе экспертных оценок)

 

Показатели, которые характеризуют интеллектуальный капитал   Услов-ное значение Значение показателя при высоком уровне интеллекту-ального капитала % Уровень показателя
Высо-кий Сред-ний ниже сред-него Факти-ческий
Соотношение между рыночной и балансовой стоимостью компании К1     0, 4 0, 2 0, 8
Стабильность интеллектуальных кадров К2     0, 85 0, 7 0, 95
Часть новой продукции в общем объеме продаж К3     0, 5 0.3 0, 8
Часть НИОКР в общем объеме работ К4     0, 5 0, 2 0, 9
Отношение сотрудников к компании К5     0, 7 0, 4 0, 95
Расчетная стоимость замены базы данных К6     0, 5 0, 2  
Оборот рабочего капитала К7     0, 6 0, 4 0, 9
Отношение общего объема продаж к непроизводственным затратам К8     0, 7 0, 4 0, 9
Удовлетворенность клиентов К9     0, 8 0, 3 0, 95
Верность торговой марке К10     0, 6 0, 3 0, 9
Стабильность клиентов К11     0, 5 0, 3 0, 9

Показники к2, кЗ, к4 і к5 є заходами людського капіталу; показники кб, к7 і к8 — заходами структурного капіталу; показники к9, к10 і k11 — заходами споживацького капіталу.

Для інтегральної оцінки інтелектуального капіталу значення окремих показників пронормували: значення показників, відповідні високому рівню інтелектуальності компанії прийняті за одиницю, середні ж значення індикаторів інтелектуальності і значення показників фактичного стану справ обчислюються частками щодо цієї одиниці.

Тоді, наприклад, норматив стабільності інтелектуальних кадрів високоефективної компанії (з урахуванням природної міграції, особистих обставин і т.п.) рівний, наприклад, 94%, що відповідає вищій оцінці інтелектуальності компанії, тобто «1» по шкалі від 0 до 1. Середньому рівню інтелектуального капіталу компанії відповідає значення стабільності кадрів по цій шкалі — 0, 85 (стабільність кадрів компанії складає 94% х 0, 85 = 79, 9%), нижче середнього — 0, 7 (65, 8%), а фактична стабільність кадрів відповідає значенню по прийнятій шкалі — 0, 95 (89, 3%).

Кожна конкретна компанія через специфіку своєї діяльності і індивідуальності організаційної кадрової побудови може самостійно визначити свою систему показників для розрахунку інтелектуального потенціалу і визначення стратегії розвитку, а також вибирати метод оцінки інтелектуального капіталу. Основні відомі методи оцінки ІК запропоновані у додатку А.

У власних інтересах компанії, в цілях її стійкого розвитку, а іноді і в цілях виживання необхідно уміти давати самооцінку власному потенціалу і, в першу чергу, інтелектуальному потенціалу, оцінювати його можливості з потребами ринку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.