Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи.






Для развития речи требуется соблюдение нескольких условий. Необходимо, чтобы ребенок слышал. Глухие с рождения дети не говорят. Важным является и состояние аппарата артикуляции. При его нарушении (например, врожденные аномалии) речь формируется гораздо позднее, она всегда более бедна. Наконец, необходимо развитие соответствующих зон артикуляции в коре головного мозга – Вернике (понимание речи) и Брока (восприятие речи).

Считают, что первым этапом формирования речи является лепет ребенка, который появляется около 3 мес и всегда бывает проявлением положительных эмоций. Его обычно рассматривают как период тренировки аппарата артикуляции, которым ребенок ещё не управляет. Элементы лепета достаточно сложные: от простых звуков агу, ба, па – к разнообразным звукосочетаниям, состоящим в основном из согласных, причем часто глухих. Лепет у детей разных национальностей разный; вероятно это связано с генетическими особенностями аппарата артикуляции.

Начиная с 5-6 мес, наступает период «сенсорной» речи – ребенок понимает, но не говорит. По реакции на вопрос взрослого (например: «Где мама?») можно проследить наличие понимания (ищет и находит маму глазами). С 6 мес до 1 года значительно расширяется запас «сенсорных» слов. При активном воспитании к 1 году этот запас составляет 300-400 слов.

Следующий этап – появление моторной речи. Её начало можно отнести к тому моменту, когда ребенок начинает повторять слоги за взрослыми. Сроки развития моторной речи очень индивидуальны: от 9-10 мес до 1 года и позднее. Как сенсорную, так и моторную речь девочки формируют быстрее. Среди мальчиков обычно больше молчунов, эти различия сохраняются до 2-3 лет. Очень важна воспитательная роль взрослых. Известно, что ребенок начинает произносить первые слова, которые он чаще слышит. Для развития моторной речи необходимы не только алименты повторения, но эмоциональная окраска речи – голос, мимика. Ребенок не только повторяет звуки, но и старается копировать артикуляцию, тогда речь развивается быстрее. Моторная речь формируется параллельно с другими умелостями (скорее говорит, если двигает ручками). К 1 году ребенок обычно произносит только 10 слов. Первая моторная речь настолько своеобразна, что существуют словари детского языка. характерна диффузность речи. Одно слово обозначает массу понятий: «мама» это и призыв к общению, и проявление интереса к игрушке, и жалоба, и просто – мама. «Аа» - просьба на горшок, но нередко обозначает и все льющееся. «Трр» - все формы движения. «Бай-бай» - любой лежащий предмет, человек, животное и т.д.

С полутора лет в речи появляются простые суждения, которые построены по принципу простого примыкания «киса бай», «мама ди» и т.д. Процесс формирования суждений в речи ребенка проходит несколько этапов. Первый из них – период «выделение объекта», который, например, проявляется словами «баба ди». К 2-2, 5 годам ребенок не выделяет себя из окружающих, говорит о себе в третьем лице: «Ваня ди», «Ваня бай». Далее следует период «выделения субъекта» - ребенок впервые осознает себя как личность, причем наиболее значимую в этом мире. В языке появляется много собственных слов (я, мое). Именно этот период называют периодом «первой жадности», который продолжается обычно до 3 лет.

В 2, 5 – 3 года ребенок еще не понимает грамматической согласованности. Прислушивается к речи взрослого, пытается подражать, но часто делает ошибки. Он слышит слово типа «играю» и, по аналогии, говорит «вставаю», «жеваю». У детей ещё нет понимания своей половой принадлежности, и нередко мальчик говорит «я пошла». В это же время появляются неологизмы, чаще связанные с попыткой упрощения произношения грудных слов: троллейбус – «лейбус», столик – «толик», поехал – «аех», «корова рогается рожками». Могут появляться синтетические слова: «ворунишка» - вор и врунишка, «бананас» - банан и ананас и т.д.

После трех лет у ребенка начинается стадия постижения отношений между предметами и событиями. Он склонен переносить внутрисемейные отношения на все остальное. Суждения часто основываются на аналогии и отсюда смешные, но очень точные по своему смыслу высказывания. Развивается наблюдательность, возникает масса вопросов (период «почемучка»). В возрасте с 3 до 5 лет у детей уникальные способности к запоминанию и воспроизведению речи, причем эти приобретения остаются у него на всю жизнь (долговременная память). Приблизительно к 5 годам формирование речи заканчивается.

Развитие органов чувств (сенсорное развитие) неразрывно связано с психической деятельностью

Тактильная чувствительность формируется еще в период внутриутробного развития (на 5-6-й неделе) и необходима, в первую очередь, для принятия правильного положения в утробе матери. Именно с раздражением кожных рецепторов связано выявление большинства рудиментарных рефлексов плода и новорожденного.

Рецепторы болевой чувствительности появляются к 12-й неделе внутриутробного развития. Порог болевой чувствительности доношенного новорожденного достаточно высокий (особенно высок у недоношенных детей), но постепенно снижается в первые дни после рождения. Реакция ребенка на болевое раздражение сначала носит генерализованный характер. Более локализованные реакции возникают в первые месяцы после рождения.

Температурная чувствительность морфологически и функционально также созревает во внутриутробный период. Холодовых рецепторов почти в десять раз больше, чем тепловых, и поэтому чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем перегревание.

Вкусовые рецепторы морфологически формируются в последние месяцы внутриутробного развития. Они занимают у новорожденного ребенка существенно большую площадь, чем у взрослого человека. Развитие вкусового анализатора завершается в младшем школьном возрасте, когда ребенок способен различать градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса.

Рецепторы обонятельного анализатора морфологически развиваются в период с 8-й по 28-ю неделю гестации. Отчетливая реакция ребенка на приятные и неприятные запахи появляется 3 3-4 мес внеутробной жизни. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Закладка глаз происходит на 3-й неделе гестации. Однако для окончательного формирования органа зрения необходима стимуляция световым раздражителем, поэтому зрительный анализатор формируется морфологически и функционально после рождения. Ко 2-3-й неделе жизни возникает преходящая, как правило, монокулярная фиксация взора. К 1 мес ребенок способен устойчиво бинокулярно фиксировать взгляд на неподвижных предметах и кратковременно следить за движущимися. К 6 мес ребенок хорошо видит не только крупные, но мелкие предметы. К 9 мес устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства, а к 1 году – восприятие геометрических форм. Цветоощущение формируется к 3 годам жизни. К 4 годам достигается максимальная острота зрения, и ребенок становится способным к чтению. В последующем совершенствуется восприятие цветовых оттенков и дистанций.

Слуховой анализатор морфологически развивается во внутриутробный период. Функциональное формирование слуха происходит по мере миелинизации слухового нерва и проявляется в постепенном снижении пороговой чувствительности слухового восприятия, а также дифференциации звуков по громкости, по тембру, частоте. Реакция на звук в раннем возрасте выражается в общих двигательных проявлениях, крике, изменении физиологических параметров (частоты дыхания, сердечных сокращений).

Адекватная оценка сенсорного развития ребенка достаточно сложна и поэтому не нашла широкого распространения в общей оценке нервно-психического развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.