Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие эмоций.






Единственная эмоция новорожденного – отрицательная в виде крика, причем всегда рационального, сигнализирующая о неблагополучии и регулирующего поведение матери. Период новорожденности – это, по существу, единственный период жизни здорового ребенка, когда в его поведении преобладают отрицательные эмоции, во всяком случае во внешних проявлениях.

Последующая эволюция всегда в пользу положительных эмоций. Одним из самых первых её проявлений является феномен «ротового внимания», сосредоточения. К концу 2-3 –й недели жизни в ответ на ласковый голос, прежде всего, матери, её улыбку, особенно при их повторении, ребенок «замирает», по круговой мышце рта прокатывается едва заметная волна сокращения, от чего губы слегка вытягиваются вперед, как бутон он «слушает губами». По сути дела, это уже примитивная улыбка, которая к одному месяцу превращается в настоящую улыбку. Улыбка ребенка – начало психической и социальной жизни, она всегда появляется только как реакция на взрослого человека.

Приблизительно к трем месяцам эмоциональные реакции ребенка достаточно разнообразны. Преобладающими из них являются радость и гнев. Ребенок очень активно реагирует на взрослого. Появляется реакция, которую принято называть «комплекс оживления». Одновременно с улыбкой, широко открытыми, блестящими глазами, ребенок делает серию громких, глубоких вдохов, вскидывает ручки, перебирает ногами, радостно повизгивает, то есть выражает радость всеми доступными ему способами. Очень важно отметить, что реакция оживления появляется только на человека. Если в первые два месяца нужно было использовать длительное раздражение, чтобы вызвать положительную реакцию, то к трем месяцам один вид матери, ласковый голос приводит к появлению «комплекса оживления». Отрицательные эмоции в этом возрасте связаны почти исключительно с разобщением со взрослыми и выражаются криком и хныканьем. Появляется эмоциональная окраска крика, по которой мать может определить состояние ребенка: просто зовет (соскучился), мокрый, голодный и т.д. В интонации крика на фоне неудовольствия появляются нотки требовательности (призывает взрослых изменить свое поведение).

С 3 до 6 месяцев эмоциональная жизнь ребенка еще более усложняется. Особенностью этого периода является появление эмоциональных реакций на игрушки. Этот вид деятельности приобретает доминирующую форму и носит характер элементарной начальной игры; по соотношению трех примитивных эмоций – радости, гнева и страха – в этом возрасте можно судить о темпераменте и характере ребенка.

У ребенка-флегматика не удается выявить какого-либо преобладания эмоциональных проявлений. Он неэмоционален, спокойный, серьёзный карапуз. Чтобы его развеселить или, наоборот, испугать, нужны очень сильные раздражители и их достаточно длительное воздействие.

Формула ребенка холерика – гнев, радость, страх. Ребенок очень возбудим, причем наиболее яркие эмоции связаны с реакцией гнева. Он бурно реагирует на отсутствие матери, неудобное положение. Одновременно – быстро успокаивается, достаточно ярко проявляет положительные эмоции. Такие дети обычно очень трудны для воспитания.

У ребенка сангвиника основная эмоциональная реакция – радость, которую он постоянно излучает, что вызывает у взрослых невольную улыбку. Гнев, страх проявляются у него в меньшей степени.

Ребенок меланхолик – «грустный» ребенок, его преобладающая реакция – страх. Гнев и радость проявляются менее ярко. Создается впечатление, что ребенок вечно напуган. Вашу улыбку он встречает недоверчиво и долго решает, нужно ли ему улыбнуться или рассердиться на таковую фривольность. Именно у таких детей можно наблюдать неадекватные реакции на положительные воздействия: новая игрушка вызывает сначала негативное отношение (плач, нежелание ею играть) и, лишь позднее, нормальную положительную реакцию.

Эти особенности реагирования можно выявить лишь при очень внимательном и длительном наблюдении, поскольку в этом возрасте, независимо от темперамента, основная эмоциональная настроенность всегда положительная. Скучные, сердитые люди появляются позднее. К 6 мес исчезает комплекс оживления – ребенку хватает мимики, голоса чтобы четко передать свое настроение. Он уже хорошо у3лвливает не только сам голос, но и его интонации, появляются первые признаки каприза ребенка.

Во втором полугодии жизни происходит не столько появление новых эмоциональных реакций, сколько усложнение имеющихся. Для ребенка основным раздражителем в этот период является голос взрослого, а в конце года и смысловая его сторона. Эмоциональные реакции проявляются не только на появление нового предмета, игрушки, но и на результаты самостоятельного действия с этим предметом: получилось – радость, не получилось – раздражение. Ребенок привыкает к стереотипам ухода и очень негативно реагирует на их изменение.

После года эмоциональная жизнь ребенка очень активна. Он почти все время находится в состоянии радостного возбуждения. По наблюдениям педиатров ребенок 1, 5 лет улыбается каждые 6 минут. Появляются такие сложные эмоции, как сопереживание, что считают показателем зрелости эмоциональной сферы.

Совершенствуются и отрицательные эмоции, тем более, что с их помощью ребенку часто удается получить желаемое. Однако он не может регулировать меру их проявления, в связи, с чем выраженность отрицательных эмоций бывает чрезмерной, что может приводить к патологии. Из отрицательных, имеющих уже социальную окраску эмоций, наиболее яркой является каприз, который проявляется в двух основных формах – тормозной и возбудимой. При тормозной форме характерно манерное поведение, «застывание» с обидой, грустью. Весь вид ребенка является живым укором несправедливости взрослого к «невинному дитяте». Но, по мере достижения желаемого, он снова становится радостным и оживленным. Возбудимая форма каприза реализуется бурей протеста, крика, плача, обилием движений или респираторные (вследствие гипоксии) судороги. Такие дети тратят огромное количество энергии на аффекты (до 30-40% суточного запаса), и, чаще всего, эти дети худые. Нередко такие дети формы капризов в последующем переходят в истерию, неврозы.

Из других форм отрицательных эмоций наиболее ярко проявляются страх и ужас. Чувство страха формируется, начиная со второго полугодия жизни, и вначале является ответом на отсутствие рядом взрослого человека (по Пейперу – синдром «потери матери»). Начиная с 1 года до двух лет, эмоции страха значительно ослабевают. Это так называемый период «первого бесстрашия»: ребенок уже не так болезненно воспринимает отсутствие взрослого, но еще не понимает, что опасности могут исходить не только от человека. Чувство страха и даже ужаса наиболее ярко проявляется в возрасте 2-4 лет, когда эмоциональная реакция возникает не только на действия человека или его отсутствие (ночные страхи), но и на незнакомую ситуацию, животных и т.д. с 4 до 6 лет отмечают период «второго бесстрашия», а позднее формируется трусость.

Если рассматривать развитие эмоций в общем плане, то пик эмоциональной жизни, во всяком случае его внешних проявлений, приходится на возраст 3-4 лет. позже появляется элемент управления своими эмоциями (лицемерие), то есть их социализация. В это период в проявлении эмоций особое значение приобретает воспитание ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.