Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми.






Измерение длины тела у детей 1-го года жизни проводится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см с неподвижной поперечной планкой в верхней части. Вдоль боковой стороны ростомера скользит подвижная поперечная планка. Ребенка укладывают на ростомер, покрытый пеленкой, так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной пло­скости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам, при этом стопы образуют с голенью прямой угол. Расстояние ме­жду подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Она определяется с помощью сантиметровой шкалы, нанесенной на ростомер.

Рост ребенка старше 1 года измеряется в положении стоя с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: правая - для измерения роста стоя, левая - для измерения роста сидя. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый дол­жен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятка­ми. Подвижная планка ростомера должна плотно соприкасаться с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост. Измерение роста детей от 1 года до 3 лет можно проводить тем же ростомером и по тем же правилам, только ребенка ставят не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет роста проводят по левой шкале.

Рост сидя грудно­го ребенка измеряется на ростомере для грудных детей после прижатия подвижной планки к ягодицам ребен­ка.

Рост сидя ре­бенка старше двух лет измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных механических медицинских весах с максимально до­пустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. На весах имеются две шкалы: нижняя с ценой делений 1 кг и верхняя с ценой делений 10 г. Перед началом взвешивания гири ставят на нулевую отметку, а весы уравновешивают.

Внача­ле взвешивают пеленку, ее массу записывают или запоминают. Затем при закрытом коромысле на лоток весов, покрытый пеленкой, укладывают в положении лежа полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги – на узкой. Если ребенок уже хорошо сидит (после 6-7 мес.), его можно посадить на широ­кую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещает гири, а левой страхует ре­бенка от падения. Показания снимают на нижней шкале – с той стороны гири, где имеется вырез­ка, а на верхней шкале - с левой стороны от гири. После записи результатов коромысло закрывают, ре­бенка снимают с весов, гири ставят на ноль. Для определения массы тела ребенка из показаний ве­сов необходимо вычесть массу пеленки.

В последние годы все большее распространение в медицинской практике имеют электронные весы для взвешивания детей массой до 15 кг. Они значительно упрощают взвешивание. Весы состоят из взвешивающего устройства и съемной платформы, на которую кладется пеленка, а затем ребенок.

Вначале следует приготовить весы к работе. На передней панели весов имеется шестиразрядный цифровой индикатор, кнопка «Т» и другие кнопки. На правой боковой стенке – сетевой переключатель. Сначала следует проверить включение в сеть сетевого шнура, затем надо нажать на сетевой переключатель – при этом на цифровом индикаторе высвечиваются цифры последовательно от «888888» до «000000». Через 15 сек. на табло устанавливается показатель «0.000» - весы готовы к работе.

Далее следует положить на платформу пеленку, дождаться прекращения мигания точек на индикаторе и нажать кнопку «Т» (масса пеленки записывается в память).

Теперь можно положить на платформу ребенка, через 15 сек. на цифровом индикаторе высветится масса ребенка. Ребенка снимают с весов, а показатель массы остается зафиксированным еще на 35-40 сек. До истечения этого времени убрать показатель массы (обнулить) можно нажатием кнопки «Т». При перегрузке весов на табло высвечивается символ «Н». Измерение массы тела детей старше двух лет проводят в положении стоя на электронных или механических медицинских весах. На последних имеются 2 шкалы: нижняя с ценой делений 10 кг и верхняя с ценой делений 50 г. Прежде чем взвешивать следует убедиться, что гири стоят на нулевой отметке, а весы уравновешены. Ребенка ставят на середину площадки весов при закрытом коромысле. Открывают коромысло, передвигают гири и снимают показатели с той стороны гири, где имеется вырезка. Желательно для взвешивания раздеть ребенка до трусов. При невозможности этого из показателя массы ребенка вычитают массу одежды.

Для определения точной массы ребенка измерение проводят утром натощак после выделения мочи и кала.

Для уточнения пропорций телосложения используют измерение длинников, поперечников и окружностей.

Окружности измеряют с по­мощью сантиметровой ленты. При измерении ребенок 1-го полугодия жизни лежит, а более старшие дети сидят или стоят. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к измеряемой поверхности, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Окружность головы определя­ют наложением ленты, прово­дя ее сзади по затылочной точке (максимальное выпячивание затылочного бугра), а спереди – по надбров­ным дугам. Окружность груди измеря­ют при спокойном ды­хании. Измери­тельную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по IV ребру. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте пере­хода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном уве­личении его – в области максимального выпячивания.

Окружность плеча измеряют в месте наибольшего утолщения бицепса при расслабленной мускулатуре свободно опущенной руки.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметро­вой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расста­вив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максималь­ного объема икроножной мышцы.

При измерении роста одновременно можно измерить длинники (рис.7): высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точ­кой (подвижной планкой, при­жатой к голове) и подбородоч­ной точкой; высоту верхней части лица - расстояние между верхушечной и нижненосовой точками; среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и по­лученную точку проецируют на тело ребенка; а также нижний сегмент – расстояние от площадки ростомера до лобковой точки и верхний сегмент – разницу между ростом и нижним сегментом.

Рис. 7. Точки для измерения длинников тела.

 

Длина туловища представ­ляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки – расстоя­ние между плечевой и пальце­вой точками, длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками, длина пред­плечья – расстояние между лу­чевой и шиловидной радиаль­ной точками, длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вер­тельной точки над полом, длина бедра – расстояние между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени – расстояние между верх­неберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с помощью специальных циркулей.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, уста­навливая

его ножки на плечевых точках.

Вертельный (битрохантериальный) диаметр представляет собой расстояние между вертельными точками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.