Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием




Виды экономического анализа классифицируют: • по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный ана- лиз всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдель- ных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов). При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес; • по методам изучения объектов (сравнительный, факторный, мар- жинальный, экономико-математический, стохастический, функцио- нально-стоимостной, диагностический анализ (экспресс-анализ)). ♦ Сравнительный анализ ограничивается сравнением отчетных показателей — результатов хозяйственной деятельности с по- казателями плана текущего года, прошлых лет и данными кон- курентов. ♦ Факторный анализ направлен на выявление количественной величины влияния факторов на прирост и уровень результа- тивных показателей. ♦ Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на осно- вании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. ♦ Диагностический анализ представляет собой способ установле- ния тенденций изменений экономических процессов на осно- ве характерных для них типичных признаков. К примеру, ес- ли темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой про- дукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение численности работников; • по периодичности (годовой, квартальный, декадный, разовый, еже- дневный); Вопрос 4 13 • по признаку времени (ретроспективный и перспективный). ♦ Перспективный (предварительный) анализ проводится до осу- ществления хозяйственных операций. Он необходим для обосно- вания управленческих решений и прогнозируемых показателей, а также для контроля за выполнением плана и предупреждения нежелательных результатов. Перспективный анализ широко ис- пользуется при разработке бизнес-планов и обосновании инве- стиционных проектов. ♦ Ретроспективный (последующий, исторический) анализ прово- дится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением программ развития фирм в ди- намике лет, выявления неиспользованных резервов, объектив- ной оценки результатов деятельности организаций. Недостаток анализа заключается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности про- изводства, поскольку относятся к прошлому периоду. Ретро- спективный анализ является основой перспективного анализа. В свою очередь, от глубины и качества предварительного анали- за на перспективу зависят результаты последующего анализа. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и текущий. Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изме- нения ситуации за короткие отрезки времени (смену, декаду, сутки и т. д.). Его цель — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Он широко ис- пользуется, например, при анализе уровня выполнения плана розничного и оптового товарооборота за день, ритмичности производства, ассортимента и качества продукции, движения денежных потоков, обеспеченности материалами, использова- ния рабочего времени. Отличительная черта оперативного анализа — исследование преимущественно натуральных показателей, его неточность, связанная с приближенностью в расчетах. Текущий анализ проводится по важным отчетным периодам хозяйствования в основном на базе периодической, годовой бухгалтерской отчетности. Главная задача текущего анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление недочетов в работе, неиспользован- 14 Экономический анализ ных резервов и мобилизации их для повышения экономиче- ской эффективности производства, улучшения финансового положения в долгосрочной перспективе. Текущий анализ яв- ляется наиболее полным, аккумулирующим результаты опера- тивного анализа и служащим базой перспективного анализа. Он рекомендуется для проведения комплексного выявления и измерения причинно-следственных взаимосвязей в использо- вании ресурсов предприятия; • по объектам управления (технико-экономический анализ, финан- сово-экономический, аудиторский, социально-экономический, экономико-экологический и маркетинговый анализ). ♦ Технико-экономическим анализом занимаются технические службы предприятия. Его содержанием является изучение взаимодействия технических, технологических и экономи- ческих процессов и установление их влияния на экономиче- ские результаты деятельности фирмы. Пример — использо- вание энергосберегающих технологий производства. ♦ В финансово-экономическом анализе основное внимание уде- ляется финансовым результатам деятельности предприятия, эффективности использования заемного и собственного капи- тала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, платежеспособности. ♦ Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь соци- альных и экономических процессов, их влияние друг на друга. ♦ Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управле- ния: предприятия, отрасли, региона. ♦ Экономико-экологический анализ исследует взаимодействие эко- номических и экологических процессов, связанных с сохранени- ем и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. ♦ Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынка сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и пред- ложения, коммерческого риска и т. п. ♦ Управленческий анализ более подробный и затрагивает все сферы деятельности предприятия, данные первичного и оперативного учета. В то же время информация, подвергаемая управленче- скому анализу, представляет коммерческую тайну и результаты Вопрос 4 15 анализа используются только для внутрихозяйственного управ- ления. ♦ Финансовый анализ менее надежен в точности оценки финан- сового состояния, так как многие показатели бухгалтерской официальной отчетности искажают в целях сокрытия прибы- ли и механизма ее получения. Каждый из перечисленных видов экономического анализа различен по содержанию, организации и методике его проведения. В практиче- ской деятельности используются одновременно несколько видов ана- лиза, представляющие единую систему принятия эффективных управ- ленческих решений.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.