Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. в отечественной педагогической мысли все более отчетливо






раздаются призывы не забывать традиции «старого» русского вос-

Питания. Новое звучание эта проблема получила в контексте

Идейных исканий славянофилов, начавшихся во второй четверти

XIX столетия. На основе анализа прошлого и современного со-

Стояния России, взятого в сопоставлении с европейской культурой

И историей, были сформированы отправные тезисы всей идеоло-

Гии славянофилов. Во-первых, основные недостатки западной ци-

вилизации – это нарастающие классовые антагонизмы и гипер-

Трофированный рационализм, преувеличенное значение человече-

Ского разума. Во-вторых, признавалось существование в россий-

Ском обществе раскола на европеизированные высшие классы и

Традиционно-православные массы крестьянства с их патриархаль-

но-общинным укладом. В-третьих, миссия России – в преодоле-

Нии этого раскола на основе возрождения обновленных право-

Славных традиций, что позволит избежать недостатков западного

Пути. Для педагогики это нашло отражение в идее целостности

Человека, взятого в единстве разума, чувства и воли, на основе

нравственного религиозного чувства. «Направление народного

образования, – писал И.В. Киреевский, один из идеологов славя-

нофильства, – должно стремиться к развитию чувства веры и

нравственности преимущественно перед знанием» [79].

Утверждая целостность человека, целостно познающего

Целостный мир, славянофилы трактовали существенно важную

для педагогики категорию «опыт» таким образом, каким ее по-

Нимание закрепилось в позднейшей русской культурной тради-

Ции. Содержательное наполнение этой категории раскрыл

С.Л. Франк в 1925 г.: «Опыт означает для русского в конечном

счете то, что понимается под жизненным опытом. Что-то «уз-

нать» – означает приобщиться к чему-либо посредством внут-

Реннего осознания и сопереживания, постичь что-либо внутрен-

Нее и обладать этим во всей полноте его жизненных проявлений.

В данном случае опыт означает, следуя логике, не внешнее по-

Знавание предмета, а освоение человеческим духом полной дей-

ствительности самого предмета в его живой целостности» [80].

Духовно-православное понимание целостного идеала чело-

Века у славянофилов сопровождалось и органично дополнялось

Принципом соборности личностно-социального бытия индиви-

Дов, имеющего общинные корни. Сама соборность, которую сла-

вянофилы называли также «хоровым принципом», должна была

Обеспечить внутреннюю гармонию между живой личной душев-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.