Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные предпосылки возникновения воспитания.






Новейшие археологические открытия позволяют предположить,

что выделение человека из животного мира началось 2 – 3 млн

лет назад. К этому же времени следует отнести и начало станов-

ления воспитания. Появление орудий труда, без которых было

невозможно существование предков людей, требовало передачи

из поколения в поколение опыта их изготовления. Представления

о наиболее эффективных формах орудий, знания о свойствах

камня, дерева, кости, умения и навыки по их обработке не могли

быть самостоятельно получены детьми в необходимом объеме.

Вот почему взрослые должны были руководить их деятельно-

стью, передавать им знания, формировать умения и навыки, на-

правлять, контролировать и исправлять действия детей, широко

используя при этом показ, одобрение или неодобрение. По мере

расширения ассортимента орудий, усложнения их формы и тех-

нологии изготовления возрастала соответственно и роль руково-

дства взрослых в приобщении подрастающих поколений к произ-

водственному опыту.

Воспитание человека принципиально отличается от любых

способов передачи опыта поведения и жизнедеятельности, имев-

ших место в сообществах животных – предков людей, но при этом

преемственно связано с ним. Существует некоторый переходный

тип деятельности между специальными действиями животных по

передаче опыта популяции последующим поколениям и собствен-

но воспитанием. Эту переходную деятельность специалисты на-

зывают предтечей, началом воспитания (его становящееся, фор-

мирующееся начало). Сущностное отличие воспитания от дейст-

вий животных по передаче опыта молодняку связано не с более

продолжительными сроками обучения «молодежи» (это чисто

внешняя, не столь существенная сторона этого процесса), а с

принципиальными различиями между самими механизмами пере-

дачи этого опыта и его содержанием. У предков людей в ходе их

совместной деятельности развивалось общение, зарождалась речь,

ставшая важнейшим средством накопления и передачи опыта,

воздействия на психику и поведение, в том числе и в процессе

воспитания. Само воспитание не могло окончательно сформиро-

ваться до тех пор, пока не возникла человеческая психика.

Становление воспитания как общественного явления начал-

ся примерно 1, 5 млн лет назад и было связано с процессом заро-

ждения речи, что мощно стимулировало процесс общения, эво-

люцию человека в целом. Речь становится важнейшим средством

накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось

в процессе трудовой деятельности, оно становилось одним из

главных средств воздействия на психику и поведение детей и

взрослых. Люди этого времени – архантропы – обладали зачатка-

ми понятийного мышления и речи, жили коллективно. Они соз-

дали каменное рубило, освоили огонь. Этот «первобытный очаг»

способствовал формированию социального типа общения, т.е.

возникновению общественных способов обмена информацией.

Есть достоверные данные о зарождении около 250 тыс. лет

назад кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Па-

леоантропы были уже почти людьми. Они – родоначальники ис-

кусства и верований. Содержание воспитания все более усложня-

ется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков по-

ведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и

т.д. Развитие производительных сил и общественных отношений

покончило с актами каннибализма, о чем свидетельствуют пер-

вые искусственные захоронения.

Очевидно, что возникновение воспитания как педагогиче-

ского феномена было исторически связано с появлением системы

социального наследования. Если биологическое наследование

обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за дру-

гим, передавая материальные (генетические) структуры через за-

родышевые клетки, то социальная сущность формируется у каж-

дого человека посредством усвоения ими в ходе общественно-

практической деятельности опыта истории. Это определяется как

социальное наследование. Архаичная (традиционная культура), в

рамках которой формировались основные принципы жизнедея-

тельности традиционного человека, определена тем, что основ-

ным жизнеобеспечивающим ресурсом для человека является

природа: земля, полезные ископаемые, дикие и домашние живот-

ные, а деятельность носит добывающий характер. Поэтому соци-

альная жизнедеятельность обусловлена состоянием окружающей

среды и организуется по принципу максимального соответствия

природно-климатическим условиям. Такая природная заданность

социальной активности не способствует формированию у субъек-

та деятельности способности к самоорганизации, потребности в

свободе, так как отсутствует ситуация выбора. Это влияет на

формирование специфического ощущения времени, которое

замкнуто, линейно необратимо и опирается на сакрализацию

прошлого. Признаком сакрализации является обращение к тотему

предков – животным, растениям или явлениям природы, которые

у родовых групп служили объектом почитания, что приводило к

доминированию авторитета старшего поколения и влекло за со-

бой снижение ценности детства. Образ жизни был относительно

неизменным на протяжении смены нескольких поколений. Чело-

век занимал отведенное место и реализовывал по мере прохож-

дения этапов жизненного цикла предписанные ему социальные

функции и роли. Смысл социальной активности в традиционных

культурах состоял в том, чтобы вести безальтернативный образ

жизни, регуляция социальной жизни осуществлялась путем не-

укоснительного следования традициям, воспроизведения __________их из

поколения в поколение.

Социальное наследование, по мнению Г.Б. Корнетова [18],

осуществляется в рамках процессов более широких, чем обучение

и воспитание, от которых оно полностью зависит. Это процессы

инкультурации и социализации, обеспечивающие превращение

индивида в культурное общественное существо, в человека в пол-

ном смысле этого слова. Система социального наследования несет

в себе фундаментальное, «вечное» противоречие: стихийные,

спонтанные, нерегулируемые процессы социализации и инкульту-

рации не обеспечивают развития и формирования у людей тех ка-

честв и свойств, которые необходимы им и меняются по мере ис-

торической эволюции человечества. Попытки разрешить это про-

тиворечие формируют, среди прочего, особую целенаправленную

деятельность по созданию условий для развития определенных

качеств и свойств у каждого растущего человека, а также различ-

ные формы ее осмысления, т е. педагогическую деятельность.

Система социального наследования традиционной культуры опи-

ралась на практику коллективного опыта, сосредоточенного в тра-

дициях, которые формулировались либо как мудрость предков,

либо как божественные или идеологические установки.

Таким образом, становление образования в самом широком

смысле слова происходило в антропосоциогенезе и являлось не-

отъемлемой гранью становления человека и общества, становле-

ния системы социального наследования.

По данным ученых, антропосоциогенез завершился около

40 тыс. лет назад: появились люди современного физического ти-

па, обладающие сознательной психикой и живущие первобытны-

ми общинами. В первобытных общинах охотников и собирателей

физическое созревание индивидов органично и естественно сов-

падало с освоением ими накопленного коллективного опыта, ов-

ладением созданной предшествующими поколениями культурой.

Связь детей с обществом была прямой и непосредственной – ре-

бенок с раннего детства жил одной жизнью со взрослыми, его

развитие происходило внутри этой жизни, будучи ее органичной

составной частью. Воспитание и обучение являлись частью их

настоящей жизни и не рассматривались как специальная подго-

товка к будущей жизни. Подрастающие поколения усваивал нор-

мы и ценности, принятые всей группой, единые для всех членов

коллектива и имеющие лишь обязательные для всех, естествен-

ные и принимаемые всеми половозрастные различия.

Доминирование социальной установки воспитания объясня-

ется генезисом индивидуального «Я». В условиях первобытного

общества, господства мифологического сознания человек еще не

выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и пе-

реносил на природные объекты свои собственные свойства.

Е.М. Мелетинский пишет об этом: «…Эта «еще невыделанность»

представляется нам не столько плодом инстинктивного чувства

единства с природным миром и стихийного понимания целесооб-

разности в самой природе, сколько именно неумением качест-

венно отдифференцировать природу человека…» [19]. Этнологи-

ческие, культурно-антропологические исследования подтвер-

ждают факт несобранности, множественности «Я» первобытного

человека. Французский этнолог Луи Венсэн Тома определил аф-

риканскую личность как «связный плюрализм», который харак-

теризуется, прежде всего, множественностью составляющих ее

элементов (тело, двойник, несколько разных душ, имен и т.д.),

каждый из которых относительно автономен. Некоторые из этих

элементов считаются внешними и локализованы вне самого «Я»

(перевоплощение предков, приобщение к бытию другого (путем

символического породнения и т.д.). Кроме того, имеется целая

система специфических отношений, связывающих «Я» с космо-

сом, предками, другими людьми и вещами. Этот плюрализм име-

ет не только синхронический, но и диахронический смысл: раз-

ные этапы жизненного пути предполагают радикальное перерож-

дение, отмирание одних и появление других элементов «Я». На

ранних этапах развития человеческого общества анализ собст-

венных индивидуальных особенностей заменяется анализом

группового поведения, и личное «Я» заменялось общим «Мы»,

принимавшим формы оценки поведения или эффективности

группы.

И.С. Кон, размышляя об историко-культурных детерминан-

тах формирования «Я», обращает внимание на то, что развитие

индивидуализации в самом общем виде есть общебиологическая

закономерность, отражение биологической эволюции, в ходе ко-

торой возрастает значение индивида и его влияния на развитие

вида [20]. Человек осознает себя только в процессе деятельности

и благодаря ей. Он начинает считать себя особенным только то-

гда, когда его деятельность и взаимоотношения с другими людь-

ми в принципе не сводимы к какой-то одной системе связей. На

ранних стадиях развития общества разделение труда покоится на

природных основаниях, индивидуальные различия кажутся про-

стыми модальностями одной и той же сущности. Общественное

разделение труда означает, что люди делают разные вещи, по-

этому критерии оценок дифференцируются: уважение к человеку

соотносится не только с качеством исполнения труда, но и с об-

щественной значимостью и престижностью той специфической

деятельности (роли, функции), которую он осуществляет. Воина

можно сравнивать только с воином, земледельца — с земледель-

цем. Индивидуальные свойства теперь могут быть восприняты и

оценены только в связи с социальной идентичностью человека.

Главным фактором возникновения воспитания был посто-

янный рост и усложнение социального опыта, и прежде всего,

опыта производственного. Перефразируя известное положение

Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека, можно ска-

зать, что труд создал и воспитание, накапливаемый опыт во все

возрастающих объемах мог усваиваться подрастающими поколе-

ниями только посредством специального приобщения к нему, ко-

торое по мере становления сознания приобретало все более целе-

направленный характер. Это усвоение не могло – в силу важно-

сти и сложности опыта, необходимости быстрого и прочного ус-

воения его новыми поколениями – осуществляться автоматиче-

ски, включением детей в трудовые и прочие социальные процес-

сы, а должно было предшествовать этому включению или, по

крайней мере, сопровождать его. Воспитание возникло как про-

цесс, органически сочетающий и обучение, связанное с усвоени-

ем знаний, умений и навыков, и воспитание в узком смысле, по-

нимаемый как процесс формирования эмоционально-ценностного

отношения к действительности. Руководство физическим, умст-

венным, нравственным развитием, трудовое воспитание слива-

лись в единый поток, обеспечивая формирование качеств, необ-

ходимых каждому человеку в условиях доклассового первобыт-

ного общества с его исключительно низким уровнем развития

производительных сил и предельной взаимозависимостью всех

членов общины.

Руководство усвоением детьми социального опыта было на-

правлено на то, чтобы внести в их психику и поведение такие из-

менения, которые обусловили бы возникновение у них готовности

(определенного эмоционально-ценностного отношения) и способ-

ности (определенных знаний, умений и навыков) изготавливать

орудия труда. Это руководство социальным развитием подрас-

тающих поколений и составляло изначально главное содержание

воспитания. Большую роль в становлении воспитания сыграла

охота, являвшаяся основой хозяйственной деятельности предков

людей. Охотники должны были знать рельеф местности и повадки

зверей, хорошо владеть оружием и при этом быть смелыми, силь-

ными и выносливыми. В противном случае они были не только

бесполезны, но и вредны на охоте, главными объектами которой

были такие крупные и опасные животные, как мамонт, пещерный

медведь, зубр и др. Прежде чем стать охотником, ребенок получал

специальную предварительную подготовку, ему передавался не-

обходимый опыт, и у него формировались требуемые качества,

т.е. он соответствующим образом воспитывался.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.