Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика и рекомендации по выполнению рефератов






Реферат (от лат. refeffe – докладывать, сообщать) есть краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. Подготовка реферата способствует расширению и углублению знаний студента. Студенческие рефераты, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на лекциях и семинарских занятиях. Реферат готовится на основе анализа не менее 4—6 научных и литературных источников. Работа над рефератом способствует формированию у студентов навыков информационного поиска, развитию самостоятельного мышления студентов, так как требует умения уяснить логику, выбрать основное, кратко изложить содержание изучаемого документа, делать выводы. В процессе такой работы студент учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая, таким образом, первоначальные навыки научно-исследовательской деятельности. Кроме обучающей функции выполнение контрольных работ и написание рефератов выполняют и функцию контроля, так как позволяют преподавателям оценить уровень и степень овладения материалом. Во введении к реферату обосновываются выбор темы, актуаль­ность и глубина рассматриваемой проблемы. В основной части реферата должны быть представлены концепции разных авторов, изложенные в анализируемых источниках. Можно предложить свой аргументированный анализ проблемы, оценить достоинства различных подходов к рассматриваемой проблеме и вскрыть недостатки некоторых из них. Автор реферата может использовать результаты собственных исследований, проведенных в школе, студенческой группе, среди родителей и т.д. Этапы работы:

1. Внимательно познакомьтесь с предложенными для рефератов темами, выберите одну из них и по согласованию с преподавателем утвердите ее.

2. Подберите в библиотеке вуза, а также в библиотеках города, областной библиотеке соответствующую литературу для реферирования. Если вы готовили для выступления на семинарском занятии сообщение или доклад с привлечением результатов собственных исследований, можете воспользоваться ими в ходе работы над рефератом;

3. Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные положения, фрагменты или сделайте выписки.

4. Составьте план реферата.

5. Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный вами план, напишите реферат. В заключении к реферату обязательно выразите свое отношение к рассматриваемой теме, ее содержанию.

6. Перечитайте текст и отредактируйте его.

7. Проверьте правильность оформ­ления реферата (см. требования к оформлению реферата).

8. По завершении работы над рефератом напишите текст выступления на семинарском или практическом занятии, где будет проходить защита рефератов студентов вашей группы. Время выступления — 5-7 мин. Продумайте ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.

Требования к оформлению рефератов. Реферат по курсу выполняется по предложенной преподавателем теме. При написании реферата необходимо использовать не только учебно-методическую литературу, но и источники по теме. Реферат должен содержать план, введение, 3-4 раздела (параграфа), заключение, список литературы (с указанием выходных данных, используемых источников и литературы). Реферат выполняется в печатном виде, кегль 12, междустрочный интервал – 1, 5. Объем реферата – 10-15 страниц.

Темы рефератов:

1. Факторы самобытности российской истории.

2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйство, формирование элит, религиозные верования.

3. Соседи восточных славян, проблема взаимовлияния.

4. Проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства.

5. Принятие христианства на Руси. Влияние православия на культурное и политическое развитие Руси-России.

6. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.

7. Специфика социальной организации древней Руси.

8. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности.

9. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное.

10. Дискуссии о характере социально-экономического развития Руси в период монголо-татарского ига.

11. Дискуссии о влиянии монголо0татрского ига на политическое и культурное развитие Руси-России.

12. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

13. Предпосылки, особенности и этапы формирования русского централизованного государства.

14. Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.: общее и особенное.

15. Альтернативы реформирования страны: «Избранная рада» и опричнина.

16. Сословно-представительная монархия в России и Западной Европе: общее и особенное.

17. Кризис власти конца XVI в.: предпосылки, последствия.

18. Этапы закрепощения крестьян.

19. Цели, приоритеты, основные направления внешней политики Ивана IV.

20. Причины «Смуты» начала XVII в.

21. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму: предпосылки, сущность, последствия.

22. Крепостное право на Руси: причины, сущность, границы, последствия.

23. Церковная реформа патриарха Никона и ее влияние на Отечественную культуру.

24. Социальные конфликты в XVII в.: причины и характер.

25. Проблема колонизации Сибири и Дальнего Востока: цели, результаты, последствия.

26. Реформы Петра I: цели, содержание, характер, последствия.

27. Проблема преемственности петровских реформ в постпетровский период.

28. Рост социальной поляризации сословий в XVIII в.

29. Основные черты и тенденции экономического развития России в первой четверти XVIII в.

30. Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь страны первой четверти XVIII в.: результаты и последствия.

31. Политика «Просвещенного абсолютизма»: содержание, особенности, противоречия.

32. Внешняя политика России в XVIIIв.: основные направления, итоги и последствия.

33. Реформаторский поиск властей и передового дворянства в первой четверти XIX в.

34. Дискуссии о характере экономического развития России при Николае I.

35. Идейные течения и общественные движения в России в 30-50-е гг. XIX в.

36. Изменение социальной структуры населения России в 1855-1894-е гг.

37. Особенности общественного движения в России во второй половине XIX в.

38. Отмена крепостного права в России: характер и последствия.

39. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.: сущность и последствия.

40. Успехи и проблемы экономической модернизации России под руководством С.Ю. Витте.

41. Аграрная реформа П.А. Столыпина: предпосылки, цели, содержание, итоги и последствия.

42. Революционный кризис 1905-1907 гг.: предпосылки, характер, этапы, итоги.

43. Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв.: основные направления, итоги.

44. Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности.

45. Эволюция политической системы в России в 1905-1907 гг.

46. Характер и особенности организации власти в России в постфевральский период (1917 г.).

47. Альтернативы политического развития России осенью 1917 г. Причины победы большевиков.

48. Формирование однопартийной системы в СССР: предпосылки и последствия.

49. Политика «военного коммунизма» и ее роль в годы гражданской войны и интервенции.

50. Противоречия нэповской отечественной модели, ее социально-экономические итоги.

51. Внешняя политика СССР в 1922-1928 гг.: основные приоритеты и результаты.

52. Идеологические основы духовной жизни советского общества в 20-е гг.

53. Международное положение СССР накануне второй мировой войны.

54. Тоталитарный политический режим в СССР и Западной Европе: общее и особенное.

55. Источник и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

56. «Холодная война»: истоки и уроки.

57. Итоги и уроки политического и экономического развития СССР в первые послевоенные годы.

58. Экономическая политика в 50-е гг. XX в.: цели, методы, результаты, противоречия.

59. Политика «мирного сосуществования»: концепция, основные направления, достижения, противоречия.

60. Отношения СССР-Запад в 1964-1984 гг.: характер, этапы, основные итоги.

61. Эволюция политической системы в СССР в 1964-1984 гг.

62. Социальное развитие страны в 1965-1982 гг.: достижения, проблемы.

63. Экономическое развитие Росс в 90-е гг. XX в.

64. Распад СССР и его геополитические перспективы.

65. Россия в начале XXI в.: внутренняя и внешняя политика: проблемы и перспективы.

66. Вхождение Крыма в состав России.

67. Россия и Украина в начале XXI века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.