Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малое деревцо






 

Видим, что малое деревцо ко всякой стороне удобно приклоняется: куда преклонится, так и растет. Так и юный и малый отрок: чему учится, к тому и привыкает, и к чему привыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей — добр и всю жизнь будет. Научится ли злу — и зол во всей жизни будет. И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет. От воспитания, как от семени плоды, все остальное время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: «Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6: 4). И в притчах Соломоновых написано: «Кто жалеет розгу свою, тот ненавидит сына своего; а кто любит, тот наказывает его прилежно» (Прит.13: 25). Многие учат детей своих светскому этикету; иные учат иностранным языкам, по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, и на то немалые суммы выделяют; иные стараются обучить купечеству и другим художествам. По-христиански жить детей едва кто учит. А без этого всякая наука — ничто и всякая мудрость — буйство. Какая польза христианину по-итальянски, по-французски, по-немецки говорить, но безбожно жить? Какая польза в купечестве и художествах искусным быть, но страха Божиего не иметь? Такие художники и мудрецы хуже бывают неискусных простаков. Юное сердце, как склонное ко злу, ко всякому злу стремится, если страхом Божиим и уздой наказания не воздерживается. А тем более такие, которые науками и художествами ум свой изостряют, но воли не исправляют, на все плохое искусны бывают, и сами тому примеры показывают. Поэтому, христианин, да будет первое старание твое о том, чтобы детей своих научить по-христиански жить. Все учение и наставление твое без того — ничто. Бог не взыщет с тебя, учил ли ты детей своих светскому этикету и иностранным языкам, но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их к благочестию. Горе юным детям, у которых злые отцы! Чему они от них могут научиться, кроме зла? Ибо как злой может научить добру? Хотя бывает, что злой отец наказывает детей своих за своеволие, но соблазнами своими учит ему. Юные учатся более от дел, чем от слов и наказания. Отсюда бывает, что если отцы плохие, дети хуже, а внуки и того хуже бывают. И так бедный человек, научившись злу и привыкнув, нечестием, как хлебом, насыщается, и от зла во зло и от беззакония в беззаконие впадает, и стремится в погибель, как камень, с вершины горы пущенный вниз. И хотя бывает, что некоторые из таких узнают свою беду и гибель, и содрогаются, и ужасаются, и начинают каяться, но привычкой, как веревкой, влекомые, к нечестию обращаются. Это зло от злого воспитания происходит. Горе юным детям. Но худшее горе отцам, которые не только не учат детей добру, но соблазнами своими подают повод ко всякому злу! Такие отцы не тела, а души христианские убивают, за которых умер Христос, и лишают их не временной, а вечной жизни. Узнают они эту страшную свою беду там, где все явлено будет, и всякому перед глазами представятся дела его. Поэтому отцы, в которых искра благочестия есть, всячески стараться должны детей своих учить жить по-христиански, и в юные сердца их вливать молоко благочестия, «дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр 2: 2). Полезно учить наукам и художествам, но учить жить по-христиански нужно, так как всякая наука и художество без христианской жизни — ничто. Внимайте этому, родители, чтобы тем детям, которых вы на свете родили, не быть убийцами. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жить, а хорошо воспитавший и научивший дал хорошо жить. Живут на свете и язычники, во тьме и идолопоклонстве находящиеся, хуже самих животных. Но хорошо живут одни христиане. Поэтому у отцов, родивших нас, в долгу мы находимся. Но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас ко благочестию, — в еще большем долгу, ибо отцы, родившие нас, родили к временной жизни, а отцы, хорошо воспитавшие и научившие нас благочестию, рождают к вечной жизни. Блажен, кто сотворит добре, и научит добре (См. Мф.5: 19). Блажен родитель, который и к временной жизни возродил, и к вечной жизни возродил детей своих. Окаянен родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни двери им закрыл — закрыл то небрежением о хорошем воспитании, то соблазнами своими. Лучше человеку не родиться, нежели родиться, и в вечной погибели быть.

О том же

Малое деревцо, когда исторгается из земли, удобно исторгается. Так и всякая злая страсть, пока еще не вкоренилась в сердце и не застарела, без труда от человека изымается. Великое дерево неудобно и с великой трудностью исторгается из земли, так как глубоко корень свой в земле укрепило. Так и застарелая страсть, в сердце человеческом глубоко вкоренившаяся, с великим неудобством и трудом исторгается. Много труда и подвига требуется привыкшим к пьянству, чтобы от пьянства освободиться; привыкшим к любодеянию, чтобы от любодеяния освободиться; привыкшим к сребролюбию, чтобы от сребролюбия освободиться; привыкшим к воровству и хищению, чтобы от хищения освободиться; привыкшим к клевете, осуждению и злоречию, чтобы язык свой от этого удерживать; привыкшим к божбе, чтобы не божиться; привыкшим ко лжи, чтобы не лгать; привыкшим к пышности, гордости и суете этого мира, чтобы от этого освободиться, и проч. Многие стараются от страсти, в которой находятся, освободиться, и каются и плачут, видя свою беду, и со временем от нее отстают, но потом опять обращаются. Страсть, как магнит, к себе привлекает их. Поэтому, христианин, вооружись против плоти твоей сначала, пока еще молод; вооружись против плоти, которая со страстями и похотями воюет с душой твоей и хочет ее умертвить. Исторгай страсти и похоти из сердца твоего, пока они еще молоды и не возросли, — да не умертвят, вырастая, душу твою. Это первейшие твои враги и домашние, и всегда с тобою, где бы ты ни находишься, так как они внутри тебя. Они окружают душу твою, и непрестанно угнетают ее, и отнимают благородство ее, и лишают пресладкой свободы. Отвращают от Бога и святой любви Его. Не допускают волю Его творить, Ему служить и угождать, чистую и богоугодную молитву творить, о горнем помышлять, слово Божие слышать и его плод приносить, небесными, святыми и добрыми мыслями питаться и утешаться, к вечной и блаженной жизни стремиться и течь, как настоящие враги ее возбраняют. Этими врагами душа окружается, и во тьме этой, как в темнице, заключена, и лишается пресладкой свободы и благородства своего. «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси ми» (Пс.141: 7). «Помяни, Господи, что было с нами: призри и виждь укоризну нашу». Умерщвляй этих враждебных и беззаконных младенцев, которых страстная плоть твоя рождает. Убивай врагов, пока малы — да не убьют тебя, когда вырастут и укрепятся. Пусть они умирают — да живет душа твоя. Будь борец и запинатель, а не лежебока. Будь храбрый воин против этих врагов, а не подданный их; повелитель их, а не слушатель; господин, а не раб их. Стой против них, а не уступай им — да не одолеют тебя и не пленят тебя, и не будут обладать, как пленником. Горе душе, которой эти супостаты обладают! Повинуйся Господу, а не им — да будешь раб Господень, а не их. Невозможно и Богу работать, и страстям, и Богу угождать, и плоти страстной; и волю Божию творить, и волю плоти своей в похотях ее, так как одно другому противно. Чего Бог хочет, того страстная плоть не хочет; и чего Бог не хочет, того страстная плоть хочет. Отрекись от страстной плоти, «и распинай ее со страстями и похотями, да будешь раб Божий и человек Божий. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5: 24). «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее; взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» (Пс.118: 175—176). «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою!» (Пс.69: 2-3).

Покой

 

Как видим, есть покой телесный, есть покой и душевный. Тело успокаивается, когда после пути или трудов почивает. Так и душа успокаивается, когда в чистой и непорочной совести почивает, и от нее ни чем не смущается. Это пресладкий душевный покой. Сладко успокаивается тело, когда после трудов почивает, в пресладком покое находится и душа, когда чистую и непорочную имеет совесть. Имеет свое беспокойствие тело, имеет и душа. Тело лишается покоя, когда находится в трудах, душа лишается покоя, когда ее злая беспокоит совесть. Душевный покой отнимается: 1) всяким грехом и беззаконием. У блудника, и прелюбодея, и у всякого любителя нечистоты не может быть покоя душевного. У злобного, мстителя и убийцы не может быть покоя душевного. У вора, хищника, грабителя и мздоимца-судьи не может быть покоя душевного. У клеветника, ругателя и злоречивого не может быть покоя душевного. У лживого и обманщика не может быть покоя душевного. Словом, у всякого грешника, который закон Божий разоряет, не может быть покоя душевного, ибо, разоряя закон Божий, он разоряет и покой совести, и раздражает совесть, которая обличает и терзает душу согрешившую. Что закон Божий говорит, то и совесть говорит, и в чем закон Божий обличает человека, в том и совесть обличает. Грешит ли человек против закона Божьего — грешит и против совести, и раздражает ее. Делается ли что против совести — делается и против закона Божьего. Откуда и бывает, что когда человек богобоязненный и совесть свою чистой хранит, старающийся в чем согрешит и совершит проступок, тотчас это совесть его ударит и душу его возмутит, и ее беспокоит до тех пор, пока покаянием, воздыханием и сокрушением сердца не очистит грех, и так покой душевный опять возвратится. И хотя и у людей, беззаконно живущих, совесть до времени молчит и как бы спит, но когда она пробудится и грехи и беззакония свои сделанные в ней увидит, тогда сильно на них восстанет, и начнет мучить их и терзать, и так смущать, что некоторые к отчаянию склоняются, а часто сами себя и умерщвляют, не стерпя мучительства совести, как это случилось с Иудой, предателем Господа. «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27: 5). Поэтому люди беззаконничающие, чтобы покой душевный иметь, должны от грехов обратиться к Богу, и совесть свою, грехами замаранную, покаянием очистить и ее, раздраженную, усмирить. И так покой и тишина душевная возвратится к ним. Без этого покоя иметь никак не смогут, как бы совесть свою ни утешали. И опасно, как бы от временного этого беспокойствия к вечному беспокойствию не прийти, где совесть души согрешившей всегда будет грехи представлять и воспоминанием их мучить ее и терзать. Это и есть плод греха. Сладок грех людям, но плод его горек: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6: 23). 2) Старается сатана отнять покой душевный у людей благочестивых всякими различными искушениями и злыми помыслами, когда их старается в грех привести и так совесть их раздражить и обеспокоить. О возлюбленный! Берегись этого злого шепотника — да не потеряешь покой душевный. Сколько раз чувствуешь злое какое-нибудь помышление, восстающее в сердце твоем, знай точно, что тогда приступил враг к душе твоей и дает ей злой совет свой, как змей Еве. Дух от запаха познается. Злой дух злой и запах издает. Чувствуешь злой запах, знай точно, что тут и злой дух, который мерзкий свой и смрадный запах изрыгает. Отгоняй от себя злой этот запах — и злого духа отгонишь. «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4: 7). Не допускай душе твоей слушать долго шептания его, да не прельстит тебя, как змей Еву. Но тотчас, как только услышишь злой совет его, отвращайся от него и обращайся ко Всесильному Иисусу, Заступнику и Спасителю твоему, и молись Ему — да поможет тебе в подвиге твоем. Скучен и труден подвиг этот, но преславная затем последует победа. Сражаемся мы, и не уступаем врагу, а помогает нам и побеждает в нас Иисус Христос, смерти и ада Победитель. Ему благодарение и слава. «Благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102: 1). «Помощник и Покровитель, был мне во спасение. Он Бог мой, и прославлю Его» (Исх.15: 2). Сколько раз противимся врагу нашему и отражаем злые советы его, столько раз побеждаем и посрамляем его. Сколько раз побеждаем его, столько раз веселим Ангелов святых и прославляем Бога и Отца нашего, Который на небесах. Если злой враг приступает к тебе, и слышишь злой совет его, тотчас ободрись и стань, как воин Христов, вспомни, что Бог видит все, и смотрит на тебя, и ожидает подвига твоего, и хочет помочь тебе. И сколько раз вступаешь в подвиг против врага своего и побеждаешь его, столько раз венчает тебя Подвигоположник Иисус и радуются святые Ангелы Его о тебе. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15: 10). Ибо подвиг этот, подвиг против диавола и греха, для истинного покаяния необходим. Истинно кающийся против всякого греха и изобретателя его дьявола, сражается. Посему стой в подвиге твоем, и не уступай врагу твоему — да не посмеется над тобой, но даже посрамится. Христос Господь с Престола славы Своей смотрит на подвиг твой, и готовит тебе вечной славы венец. Смотрят и святые Ангелы на тебя и радуются о подвиге твоем. Христос Господь говорит тебе: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2: 10). 3) Старается тот же злой супостат отнять покой душевный, когда человека благочестивого и пекущегося о своем спасении смущает страхом и ужасом вечной смерти и ада и отчаянием Божией милости. Такие помыслы — разожженные стрелы лукавого, которые пускает и мечет в верную душу и тем весьма ее возмущает. Таким беспокойствием искушается вера и надежда наша: твердо ли стоит человек в вере и надежде, неотступно ли ожидает милости Божией, которую верным Своим Он обещал. Так беспокоемая и смущаемая душа должна с помощью Божиею в вере и надежде утвердиться, взирая на неложное Божие обещание и за то крепко и неуклонно держась, что обещавший спасти верующих в Него непременно спасет; и та «надежда не постыжает» (Рим 5: 5). «Верую, что увижу блага Господни на земле живых. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26: 13—14). Верующий должен и терпеть, и ожидать. «Ибо верен Обещавший» (Евр.10: 23). «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим 8: 31—32)? 4) Тот же враг беспокоит благочестивую душу через злых людей. Отсюда бывает, что благочестивая душа претерпевает всякую ненависть, озлобление, гонение, поношение, клевету и прочее злострадание. И это козни злого духа. Сначала Он сам искушает и смущает благочестивую душу. Но если не удастся ему злое свое желание исполнить и ее совратить, то другой изобретает способ к озлоблению ее, насылает на нее злых людей, которые волю его злую творят. Тогда на человека то оттуда, то отсюда буря гонений, поношений, клеветы и озлоблений восстает. Душа благочестивая в таком бедственном состоянии не должна унывать и волноваться, а к тихому пристанищу терпения прибегать. Терпение — подлинно тихое и безопасное пристанище для души, волнующейся и бедствующей на море этого мира. И должна душа вспоминать утешительные Божие слова: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16: 33). «Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф.10: 25) «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14: 22). О чем был услышан и глас с небес, свидетельствующий о спасенных: «Это те, которые пришли от великой скорби» (Откр.7: 14) и проч. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12: 6-7) Так души благочестивые сообразными делаются Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, Который злым миром обесчещен, поруган, озлоблен и крестной смертью умерщвлен. Скажи, пожалуйста, не утешительно ли человеку быть сообразным Господу славы, и за Ним, как за Агнцем Божиим, следовать? Cообразным здесь в этом мире, в страдании, в вечной же жизни — в славе? «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8: 17). Воистину не может быть большего утешения христолюбивой душе. Воистину возрадуется и возвеселится душа во всяком злострадании, когда это поймет. Рассуди, возлюбленный, кто ты и Кто Христос, Которому делаешься сообразным. Ты — земля, и пепел, да еще и грешник. Христос — Господь славы, Единородный Сын Божий, Царь Вечный, и вечного Царя Сын, Бог Великий и Крепкий, Создатель твой, возлюбивший тебя, Искупитель твой, Спаситель твой, Который так тебя возлюбил, что и предал Себя за тебя, и пострадал, и умер за твою душу, и так избавил тебя от смерти и ада. Это сотворил Он ради тебя, потому что не мог видеть тебя в погибели. «Хвали, душа моя, Господа, возлюбившего тебя и предавшего Себя за тебя» (Пс.145: 1; Еф.5: 2). Христианин! Господу славы, ты земля и персть, сообразным делаешься. О, воистину великая честь, великая слава, великое блаженство, великая похвала, великое утешение, радость и веселие, быть сообразным Единородному Сыну Божию и здесь, и в вечном Его царствии! О Иисусе, радосте и сладосте Ангелов святых! Влеки меня за Собою. Побежим… «Смирна, и алой, и кассия от риз Твоих» (Пс.44: 9). Дух бодр, но плоть немощна. Дух желает, но плоть отвращается. Дух стремится, но плоть мятется. Дух восхищается, но плоть обременяет. Дух бежит, но плоть удерживает. Итак, влеки немощного Крепкий, и как сильный исполин слабого отрока, влеки меня. Побежим... Чем? Прекрасным и спасительным путем твоим, которым ты от рождения до смерти, ради меня бедного, шествовал. «Видно было шествие Твое, Боже» (Пс.67: 25). Куда? В вечное Твое и преславное царствие. Туда побежим — да буду Тебе сообразен и здесь, и там. Аминь. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин 12: 26). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5: 8—9).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.