Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение глюкозы в моче с использованием тест-полосок






Тест-полоска, предназначенная для качественного экспресс-анализа глюкозы в моче, представляет собой полоску полимерного материала с наклеенным аналитическим элементом в виде квадрата, светло-бежевого, светло-розового или желтого цвета (в зависимости от красителя), выполненного из любого фильтрующего материала. На аналитический элемент нанесены глюкозооксидаза и пероксидаза.

Тест полоску погружают в мочу на 1-2 секунды и вынимают, оставшуюся на полоске мочу удаляют о край сосуда и выдерживают на воздухе от 1 до 3 минут. Визуально определяют цвет. Переход светло-бежевого в синий, светло-розового в красный, желтого в зеленый учитывают как положительный результат. Положительные пробы мочи направляются на количественное исследование.

Чувствительность составляет 1, 4 – 5, 6 ммоль/л или не более 0, 1% массовой доли глюкозы в исследуемой моче.

Примечание.

1. Не прикасаться руками к аналитической зоне тест-полоски и не допускать попадания на нее солнечных лучей.

2. Тест-полоски должны храниться в герметичной таре, в сухом прохладном месте, при комнатной температуре избегать влияния химических веществ, например, аскорбиновой кислоты.

Диагностическое значение определения глюкозы в крови и моче:

Для диагностики целого ряда заболеваний (к числу которых прежде всего следует отнести сахарный диабет, патологические состояния, связанные с недостаточностью функции печени и почек, некоторые эндокринные заболевания, новообразования мозга, поджелудочной железы и надпочечников, гиповитаминоз В1, а также ряд наследственных аферментозов) важно иметь объективное представление о состоянии углеводного обмена, главным показателем которого служит содержание глюкозы в крови.

Гипергликемия– это увеличение содержания глюкозы в крови выше нормы (6, 7 – 7, 0 ммоль/л) наблюдается обычно при следующих состояниях:

1) сахарном диабете, остром панкреатите, панкреатических циррозах (эти заболевания дают гипергликемию, связанную с недостаточностью инсулина);

2) токсическом, травматическом, механическом раздражении центральной нервной системы. Травмы, опухоли мозга, а также эпилепсия, менингит, отравления ртутью, окисью углерода, синильной кислотой, эфиром дают так называемую центральную (нервную) гипергликемию;

3) при гиперфункции щитовидной железы, коры и мозгового вещества надпочечников, гипофиза (в этом случае выделяется больше гипергликемических гормонов);

4) при сильных эмоциях и психическом возбуждении;

5) после обильного приема с пищей углеводов – алиментарная гипергликемия.

Гипогликемия это снижение содержания глюкозы в крови, которое встречается при:

1) передозировке инсулина (при лечении сахарного диабета);

2) заболеваниях почек, когда нарушается процесс реабсорбции в канальцах;

3) плохом всасывании углеводов вследствие заболевания тонкого кишечника;

4) недостаточной выработке гипергликемических гормонов;

5) при гиперфункции островков Лангерганса поджелудочной железы (аденомы, гиперплазии, гипертрофии);

6) при острых и хронических гепатитах, циррозах, дистрофии печени, механической желтухе, алкогольной интоксикации, при раке печени, отравлении фосфором, бензолом, хлороформом, мышьяком;

7) после больших потерь крови;

9) при спленомегалии (у детей);

10) при несбалансированной диете (неправильном соотношении пищевых веществ), от недоедания и голода – алиментарная гипогликемия.

Глюкозурия повышение глюкозы в моче. Глюкозурия наблюдается при сахарном диабете, синдроме Иценко-Кушинга, акромегалии, феохромацитоме, тиреотоксикозе, инсульте, энцефалите, травмах и опухолях головного мозга, гепатитах, циррозе, инфаркте миокарда, воспалении легких. Глюкозурия наблюдается также при заболеваниях почек, связанных с нарушением реабсорбции глюкозы в почечных канальцах, пиелонефрите, гломерулонефрите, нефросклерозе, почечном диабете, раке почек. Во всех перечисленных случаях концентрация глюкозы превышает верхнее значение почечного порога 9, 99 ммоль/л.

В моче здорового человека глюкоза практически не обнаруживается. Но может обнаружиться при некоторых физиологических состояниях (физиологическая глюкозурия): алиментарная глюкозурия, после психоэмоционального напряжения, при приеме лекарств (кофеина и других).

Вопросы к защите лабораторной работы:

1. Какие методы определения глюкозы в крови вы знаете?

2. Принцип определения глюкозы в каждом из известных методов.

3. Какой из известных методов определения глюкозы является наиболее спе­цифичным?

4. Перечислите методы определения глюкозы в моче?

5. На чем основана работа глюкотеста?

6. Для диагностики, каких патологий назначается анализ глюкозы в крови и мо­че?

7. Каково нормальное содержание глюкозы в крови? моче?

8. Что такое гипергликемия? гипогликемия? глюкозурия?

9. Причины гипергликемии.

10. Причины гипогликемии.

11. Назовите гипер- и гипогликемические гормоны.

12. В каких случаях необходимо исследование концентрации глюкозы в крови и моче?

13. Чем опасна длительная гипергликемия?

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

- вопросы по теме занятия:

1. Назовите пути образования глюкозо-6-фосфата.

2. Назовите пути использования глюкозо-6-фосфата.

3. Что такое пентозофосфатный путь? Какое значение он имеет для организма?

4. Назовите ключевые ферменты пентозофосфатного пути.

5. Какие витамины необходимы для работы пентозофосфатного пути?

6. В каком случае пентозофосфатный путь становится циклом?

7. Каковы возрастные и тканевые особенности пентозофосфатного пути?

8. Назовите источники глюкозы крови.

9. Дайте понятие о гипо-, гипергликемии, глюкозурии.

10.Какие гормоны являются гипергликемическими? Где они образуются? Каким обра­зом они повышают содержание глюкозы в крови?

11.Где вырабатывается инсулин? Каким образом он снижает глюкозу в крови?

12. Назовите причины гипогликемии.

13. Назовите причины гипергликемии.

14. Для чего делаются сахарные нагрузки?

15. Нарисуйте сахарную кривую, соответствующую норме; скрытому сахарному диа­ бету; инсулеме?

16. Чем опасно для организма неферментативное гликозилирование белков?

 

- ситуационные задачи:

1. Выберите пути использования метаболитов пентозофосфатного пути:

1) НАДФН. А. Синтез нуклеотидов.

2) Рибозо-5-фосфат. В. Восстановительные реакции в

3) 3-фосфоглицериновый окислении жирных кислот.

альдегид. С. Реакции гидроксилирования.

4) Фруктозо-6-фосфат. Д. Гликолиз.

 

2. Глюкозу, меченную 14С при С-6, добавляли в раствор, содержащий ферменты и кофакторы окислительной части пентозофосфатного пути. Какова судьба радиоактивной метки?

 

3. На экзамене у студента содержание глюкозы в крови оказалось равным 7, 2 ммоль/л. Имеются ли отклонения от нормы?

 

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. ПРИЧИНАМИ ГИПЕРГЛИКЕМИИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) стресс

2) интенсивная мышечная работа

3) гиперсекреция инсулина

4) гликогеноз

 

2.ЗНАЧЕНИЕ ПЕНТОЗОФОСФАТНОГО ПУТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН

1) основной поставщик рибозо-5-фосфата

2) основной поставщик АТФ в клетке

3) основной поставщик глюкозы

4) основной поставщик НАДН

 

3. ИСТОЧНИКОМ ФРУКТОЗЫ ПРИ ПРИ ПЕРЕВАРИВАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) крахмал

2) лактоза

3) целлюлоза

4) сахароза

 

4. ТРАНСПОРТ ГЛЮКОЗЫ ИЗ КРОВИ В КЛЕТКИ ЗАВИСИТ ОТ

1) катехоламинов

2) глюкокортикостероидов

3) инсулина

4) глюкагона

 

5. МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА НАКАПЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ

1) приема пищи

2) ночного сна

3) бега на короткие дистанции

4) бега на длинные дистанции

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (см. контрольные вопросы, тестовые задания и ситуационные задачи занятия №9).

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

Подготовить презентацию данной темы. Для презентации рекомендуется использовать учебную и научную литературу, а также материалы сайтов Интернета. Приветствуются авторские разработки в виде схем, анимаций, видеороликов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.