Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии морального развития по Л. Колбергу






 

Логическая стадия Моральная ста­дия
Символическая, интуитивная мысль Стадия 0 — хорошо то, че­го я хочу и что мне нра­вится
Конкретные операции, этап 1 Стадия 1 — послушание из страха наказания
Конкретные операции, этап Стадия 2 — наивный ин­струментальный реляти­визм, гедонизм, обмен ус­лугами
Формальные операции, этап Стадия 3 — ориентация на менее значимых других, конформность (межлично­стная или групповая пер­спектива)
Формальные операции, этап Стадия 4 — ориентация на поддержание установлен­ных правил и формального порядка (общественная перспектива)

Формальные Стадия 5А — утилитаризм
операции, этап и представление о морали
  как продукте обществен-
  ного договора (социаль-
  ный контракт) Стадия 5В
  — ориентация на высший
  закон и собственную со-
  весть Стадия 6 — ориен-
  тация на универсальный
  этический принцип

дия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства.

Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принци­пы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, выс­шей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских по­стулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.

Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими ста­диями дело

обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального разви­тия человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он жи­вет.

Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосыл­кой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нрав­ственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или про­сто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с ум­ственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому ника­кая метрика здесь невозможна.

Теория развития умений К. Фишера. Понятие умений К. Фишер заимствует в основном из теории аттитюдов (установок). Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрывающую содержание внешнего мира, и строит для него модель. Элементарными процессами, которые рассматривает К. Фишер, яв­ляются акты поведения. Иногда он говорит о действиях, и тогда познание выступает как образ, регулирующий поведение.

Исходные положения теории К. Фишера: 1) системы контроля и их построение; 2) изначальная специфичность умений; 3) развитие как подъем на качественно отли­чающиеся уровни; 4) выделение оптимального и функционального уровней; 5) связь познания и эмоций; 6) связь познания и эмоций как движение в различных слоях развития.

Он выделяет 10 уровней развития: 1) простые сенсомоторные действия (первые


месяцы жизни); 2) координация сенсомоторных действий (середина первого года жизни); 3) сенсомоторные системы (с 10 мес до 1, 2 года); 4) системы сенсомоторных систем = простые представления действия (ранний возраст); 5) координация пред­ставлений действия (дошкольный возраст); 6) системы представлений (младший школьный возраст); 7) системы систем представлений = абстрактные действия (под­ростковый возраст); 8) координация абстрактных действий (старший школьный воз­раст); 9) система абстрактных действий (ранняя зрелость); 10) системы абстрактных систем (взрослость).

В отличие от Ж. Пиаже, который не объясняет, почему ребенок переходит от од­ного уровня на следующий, и в отличие от Л. Колбер-га, который вводит предзадан-ность развития через освоение высших этических принципов, К. Фишер связывает все уровни развития понятием действия, которое начинается с элементарных актов поведения и вырастает до высочайших вершин абстракции.

Развитие К. Фишер рассматривает как преобразование, выделяя в нем следующие процессы: 1) взаимная координация, 2) композиция, 3) фокусировка, 4) замещение, 5) дифференциация.

Развитие как решение задач (Р. Кейз). Число когнитивных теорий в последние годы значительно возросло, и, как правило, все они отталкиваются от теории Ж. Пиаже. Однако наряду с внутренними операционными схемами, которые проециру­ются на психику, возникли теории развития, в которых операционные схемы стали проецироваться на внешнюю среду, т.е. задачи, которые решает субъект. Одной из таких концепций является теория Р. Кейза.

Психику и сознание Р. Кейз рассматривает, исключая эмоционально-волевые процессы. Последние, по его мнению, являются всего лишь аппаратом для решения познавательных задач. В структуру задачи Р. Кейз включает: 1) проблемную ситуа­цию, 2) условия, к которым стремится субъект, 3) стратегию его поведения.

В качестве основных уровней развития Р. Кейз выделяет: 1) сенсо-моторные кон­трольные структуры (раннее детство); 2) отнесенные контрольные структуры (до­школьное детство); 3) димензиональные контрольные структуры (младший школь­ный возраст); 4) абстрактные или векторные контрольные структуры (юношество).

Внутри каждого из уровней выделяются 4 стадии: 1) операциональная консоли­дация, 2) операциональная координация, 3) бифокальная координация, 4) соотнесен­ная координация.

Таким образом, в теории Р. Кейза использованы одновременно элементы и тео­рии Ж. Пиаже, и теории X. Вернера, и теории К. Фишера.

В целом же ход развития, по Р. Кейзу, имеет следующий вид.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.