Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории развития эндогенного и экзогенного направления 6 страница






Что же касается более старших детей, то привычные стереотипы явно преувели­чивают степень мужского «отчуждения» от них. Наблюдения У. Маккея и других, проследивших пространственное взаимодействие взрослых мужчин и женщин с детьми в 18 разных культурных средах, показали, что хотя мужчины реже женщин бывают с детьми в общественных местах, если подобная ситуация имеет место, то ее основные формальные параметры (тактильный контакт, личное расстояние и визу­альный контакт между взрослым и ребенком) большей частью совпадают у мужчин и женщин. Разумеется, подобные наблюдения случайных интеракций не позволяют делать широких обобщений и не опровергают ни историко-этнографичес-ких дан­ных о правилах избегания между отцами и детьми, ни психологических данных об особенностях и специфических трудностях мужского коммуникативного стиля во­обще. Тем не менее рассогласованность стереотипа и реального поведения — факт существенный и наблюдается не только в данной сфере. Поэтому традиционное раз­деление отцовских и материнских функций, как и других половых ролей, не являет­ся единственно возможным, абсолютным биологическим императивом.

Факт, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка без отца, известен давно. Возможно и обратное. Традиционно такие случаи редки, поскольку в случае развода дети отдаются судом на попечение матери, но описан и опыт «отцов-одиночек». Так, в Англии, по подсчетам Т. Хипгрейва, отцы составляют 12% всех одиноких родителей.

Одиноких отцов и матерей характеризует целый ряд общих особенностей: 1) бо­лее ограниченная социальная жизнь; 2) несколько более демократический стиль се­мейной жизни и 3) наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудно­сти. Одинокие отцы получают больше помощи и сочувствия со стороны друзей и родственников (выигрывая в общественном мнении), зато у них сильнее, чем у оди­ноких матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие матери испы­тывают трудности с дисципли-нированием детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерями. Однако, хотя в обоих слу­чаях неполная семья создает трудности разного порядка, отсутствие одного из роди-


телей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компен­сации недостающего отцовского или материнского влияния.

Выводы и заключения

1. Социализацию в самом общем виде определяют как влияния среды в
целом, приобщающие индивида к участию в общественной жизни, обу­
чающие его пониманию культуры, поведению в группах, утверждению
себя и выполнению различных социальных ролей.

2. Основные институты социализации (община, семья, школа) изменяют­
ся и развиваются в соответствии с культурно-исторической эволюцией
общества.

3. Материнство как старейший институт социализации основан на безус­
ловном отношении матери к своему ребенку. Мать воплощает для ре­
бенка эмоциональный полюс социальных отношений, отец — рацио­
нальный.

4. Отцовство, по мнению М. Мид, как институт социализации появился
позже института материнства и связано с таким социальным нововве­
дением, как необходимость самцов кормить самок и детенышей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.