Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протогосударство.

Лекция 2.1

Ближневосточное Средиземноморье стало тем перекрестком, на котором смешивались друг с другом древнейшие популяции гоминид (предлюдей). Смешение таких популяций и связанная с этим неизбежная мутация сыграли существенную роль в возникновении в данном районе человека современного типа – Хомо сапиенса. Именно здесь 10-12 тысячелетий назад начался переход от палеолита (древнекаменного века) к неолиту. Суть перехода сводилась к постепенному оседанию коллективов охотников в обильных растительностью и дичью регионах Ближнего Востока.

Неолитическая революция как переход от присваивающего хоз-ва (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (земледелие и скотоводство) способствовала резкому ускорению дальнейшего производства и культуры. Другой подобной революцией станет использование железа (причина позднего перехода к железу – тугоплавкость – 1530 градусов).

Основные следствия неолитической революции для развития человеческого общества.

1.новые условия оседлой и обеспеченной пищей жизни земледельцев сыграли решающую роль в кардинальном изменении всего образа жизни человека, приобретшего благоприятные возможности для гарантированного стабильного существования. Увеличение рождаемости и выживаемости потомства привело к росту темпов прироста населения, процессов миграции и освоения плодородных территорий планеты.

2.производственный потенциал земледельческого неолита уже на ранних этапах существования земледельческих общин (прежде всего – в плодородных районах речных долин) породил объективную возможность создания избыточного продукта. За счет него можно было содержать освобожденных от производства людей, которые выполняли бы административные функции.

Племенной строй. Установление контроля родов над определенной территорией предполагает развитие территориальной общины, не обязательно связанной родовыми узами, и имеющую систему самоуправления и саморегуляции. Становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства – главного фактора возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, и внутри самих родовых групп. Развитие межродовых связей и формирование межобщинных структур, выстроенных на лидерстве вождей и расслоении общества, приводит к формированию племенного строя как одной из догосударственных организационных структур.

Политическая надстройка периода распада родового строя называется военной демократией, потому что, наряду с советом старейшин и вождем, к которым переходит львиная доля функций управления (исполнительная и судебная власть), сохраняется такой демократический институт как народное собрание, зачастую обладавшее законодательными функциями. Наряду с другими видами общественного разделения труда (скотоводство и земледелие), происходит выделение управленческой деятельности, которая в скором времени превращается в профессиональную. С развитием общественного разделения труда усложнившиеся производственные процессы и социальные отношения приводят к необходимости обособления организационно-управленческой деятельности от производственной. Разделение людей на управляющих и управляемых является последней ступенью в создании государства.

На базе производственных возможностей земледельческого неолита возникли первые протогосударственные структуры, подавляющее большинство которых существовало на Ближнем Востоке. Протогосударства (квазигосударства) являлись ранними неустойчивыми объединениями родственных или соседских племен. Такие объединения частично обладали признаками государственности, они эволюционировали по пути формирования устойчивых общественных институтов или распадались под влиянием внешних факторов.

Первичное протогосударство («вождество») – это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. Военная функция вождя выходит на первый план. С момента возникновения первичных протогосударств, которые возникали одновременно в наиболее благоприятных для жизнедеятельности общества регионах, появляется ожесточенное соперничество между ними. В этих условиях войны оказываются главным средством решения споров и реализации преимущества, т.к. образование военно-организационных структур способствует ускоренному формированию протогосударств.

Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной, т.к. иных форм ее замещения общество еще не знало. Но достигший власти вождь не спешил с ней расстаться, стараясь ее укрепить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив, объединенный в рамках протогосударства. Оформление пожизненной, а затем и наследственной власти вождя происходило с помощью института сакрализации. Сакрализация вождя была важнейшим условием институционализации его власти, легитимизации его Божественного права на власть. Постепенно власть становилась пожизненным правом, а выборы лидера – редким явлением. Наследственный характер власти в семье вождя (выбор мог идти разве что между различными ее представителями) сыграла громадную роль в стабилизации гос. структуры. На этом заканчивается формирование протогосударственных обществ со всеми созданными институтами с функциями. При этом, формирование протогосударств происходило в период, когда общество не знало классового деления.

Раннее государство – это многоступенчатая иерархическая политическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной и административной деятельности. Главными функциями такого государства являются централизованное управление крупным территориально-административным комплексом, расширение территории за счет военных захватов, обеспечение благосостояния общества и престижного потребления привилегированных верхов.

Принципиальное отличие восточных протогосударств, а затем и государств от античного мира – в характере собственности. Вставший над восточными общинами правитель и обслуживающий его аппарат – это не только символ коллектива, но и реальная власть, основанная на верховной собственности государя и олицетворяемого им государства. В условиях отсутствия частной собственности на передний план выходит государство как верховный собственник и высший суверен, т.е. как высшая абсолютная власть над подданными. Государство в этом случае становится деспотией, правитель – восточным деспотом, а подданные оказываются в состоянии поголовного рабства: все рабы, и каждый – раб перед вышестоящим.

Власть-собственность опосредована причастностью к власти, т.е. к должности, а не к личности правителя. По наследству в этих структурах может быть передана должность с ее правами и прерогативами, включая и высшую собственность, но не собственность как исключительное частное право владения вне зависимости от должности. Социально-экономической основой власти государства стало право на избыточный продукт производителей. Налог – это высшее право государства как суверена на определенную долю дохода населения.

Существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от народа, а также в объединении людей по территориальному признаку. Вместе с государством оформляется и право – совокупность установленных и обеспеченных принудительной государственной силой норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Вследствие длительного применения определенные нормы морали становятся обычаем. Обычай – это нормы неписаного права. Обычаи играют двоякую роль:

1.они служат источниками права до появления законов, впоследствии заменяя указания законодательства,

2.обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Будучи обеспечены принудительной силой общественного воздействия, обычаи становятся самым первым источником права. Ссылающийся на обычай, в пору действия писаных законов, должен был сам доказывать факт его наличия: обычай не презюмировался в суде, а доказывался. Обычай – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования (обращение к оракулу), что само по себе подчиняло вытекающие из обычая правовые требования религиозной традиции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ предложения рабочей силы | Египет.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.