Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы слов.






Если в какой-нибудь форме слова мы отбросим окончание, то получим основу этой формы: рук-а (основа рук-), вин-тов-к-а (основа винтовк-). Если в слове есть формообразующий суффикс, то основой является часть слова без этого суффикса: у глаголов прошедшего времени (чита-л) и у прилагательных сравнительной степени (умн-ее, шир-е).

Одно и то же слово в разных формах может иметь разные основы: изуча-л (основа изуча-), изучаю (основа изучаj-). Ср.: осты-ть и остын-у; умере-ть, умр-у и умер ит. п.

Если у слова есть окончание, суффиксы стоят между корнем и окончанием; чит-а-ешь (суффикс а + j), при отсутствии окончания суффикс может оказаться на конце слова: сказа- в (суффикс - в).

В русском языке имеется глагольный суффикс -ся (-сь), своеобразие которого заключается в том, что он располагается после окончания: нес- ёт-ся (окончание -ёт ), бер- у-сь (окончание -у).

Основа может состоять из одного корня: вод-а (основа вод-), нес-ти (основа нес-), бел-ый (основа бел-). Такая основа называется непроизводной или простой. Кроме корня, основа может включать в свой состав суффиксы и приставки: вод-иц-а (основа вод-иц-), бел-оват-ый (основа бел-оват-), при-нес-л-а (основа при-нес-). Такая основа называется производной.

Производящие основы выделяют по соотношению с производными. Каждой производной основе соответствует основа производящая. Производящей называют основу, которая используется при образовании производной. Значение производящей основы мотивирует значение производной, а форма служит базой для построения производной. Обычно производная основа включает в свой состав производящую и какое-либо словообразовательное средство. Сравни:

Производящая основа Производная основа

тигр тигр ёнок

паровоз паровоз ик

писатель писатель ница

говорить за говорить

Как видно из примеров, сами производящие основы могут быть как непроизводными (тигр, говорить), так и производными (пар-о-воз, писа-тель).

Упражнение 92. Выпишите формы одного и того же слова. Выделите корни.

1) Чернели, чернота, чернеют, черника, чернее, чернела; 2) белый, побелка, белая, белила, белизна, белое, забелить, побелеть; 3) гора, пригорок, гористый, горный, предгорье, горы.

93. Произведите морфемный анализ слов и объясните (устно) на основании значения корня, почему данные предметы и действия так названы.

Образец. 0-пён-ок – гриб; опёнки растут кучками около пней.

Черника, рыжик, рябчик, рогатка, напёрсток, перина, покрывало, мыло, рукавица, плетень, подосиновик, огород, мороженое, замаскироваться, пугало, словарь, голубика.

94. Выпишите однокоренные слова сначала с одним корнем, затем с другим. Корень выделите.

1) Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водиться, водник, наводить, развод, наводнение, переводчик, подводник, наводчик, обводнение, уводить, сводка, обезводить, привод, отводить.

2) Hoc, носить, носильщик, носик, переносица, вынос, носилки, носовой, носитель, разносчик, перенос, занос, нанос.

95. К следующим глаголам подберите родственные приставочные глаголы, противоположные по смыслу данным. Выделите приставки и объясните их значение.

Образец. Выходить из города – входить в город.

Разъединить провода, разобрать винтовку, развязать узел, расплести косу; отступать от города, отклеить марку от конверта, отнести книги, отодвинуть стол; приехать к брату, прилепить пластырь;

въезжать в Москву.

 

96. К следующим словам подберите родственные слова, постепенно отбрасывая приставки и суффиксы, пока не дойдёте до слова с непроизводной или самой коротой производной основой. Образец. Учительство – учитель-ство – учи-тель – уч-ить (ср.: уч-у, уч-ишь, уч-ат).

Обвинительный, небесспорный, безукоризненный, небезызвестный, рассмотрение, образованность, перевыполнить, переходный, порыбачить, раздаривать, преподносить, преодолевать, попустительствовать, попридержать, обобществить, порассказали, безжизненный, обезвредить, безрассудный.

97. Укажите, в каком классе учащиеся начальной школы знакомятся с составом слова. Установите, как определяются значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) в учебниках русского языка для начальной школы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.