Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 56. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов.






 

1.

Лед та…т. Снег уже раста…л.

Он сделал вид, что не слыш…т. Они все прекрасно слыш…ли.

От меня это не завис…т. Все завис…ло от сложившихся обстоятельств.

Она наде…тся на лучшее. Актер наде…лся на успех.

Овес уже посе…ли. Он уже се…т рожь.

2.

Дом строит…ся, начал строит…ся.

Дети удивляют…ся, удивят…ся, готовы удивит…ся.

Друг заступит…ся, надо заступит…ся.

Должен учит…ся, он учит…ся хорошо.

Задание 57. Можно ли образовать форму 1-го лица единственного числа от приведенных ниже глаголов? (см. справочные материалы)

Ощутить__________________ Галдеть_______________________

Очутиться_________________ Дерзить_______________________

Убедить___________________ Чудить________________________

Преградить________________ Пылесосить____________________

Затмить___________________ Дудеть________________________

Задание 58. В соответствующую графу таблицы впишите вариант, имеющий книжный, литературный характер.

Инфинитив   Литературная норма
Выздороветь Дети скоро выздоровят / выздоровеют      
Опостылеть Деревенская жизнь ей скоро опостылит / опостылеет      
Опротиветь   Любому опротивят / опротивеют ложь и притворство      

Задание 59. Определите стилистическую и смысловую принадлежность каждого из приведенных ниже глаголов. Впишите их в соответствующую графу таблицы. Смысловые различия параллельных форм глаголов иллюстрируйте примерами. (При выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).

Машут – махают, капает – каплет, сыпет – сыплет, щипет – щиплет, мучусь – мучаюсь, двигает – движет, брезговать – брезгать, прочитать – прочесть, ездит – ездиет, мяучит – мяукает, полоскает – полощет, плескает – плещет, мурлыкает – мурлычет, рыскает – рыщет, кудахтает – кудахчет, колыхает – колышет, брызгает – брызжет, мечет – метает; лазить – лазать, поднимать – подымать.

Стилистические различия Смысловые различия
Книжная форма Разговорная форма Просторечие
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 60. Проанализируйте употребление времен глагола. Устраните ошибки в употреблении времен глагола, вписав в скобки необходимую форму.

1. Брошюра дает знания об истории календаря, научит () делать календарные расчеты быстро и точно.

2. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают () у присутствующих аппетит.

3. Когда французы вторгаются () в нашу страну, Андрей Болконский отправился в действующую армию.

4. Если студент хорошо готовится к экзаменам, то сдавал () их на «отлично».

 

Задание 61. Какие варианты в приведенных ниже глагольных формах используются в современном языке чаще? Подчеркните их. Объясните выбор варианта.

1. Шум над головой затихнул/затих.

2. Белье мокло/мокнуло под дождем.

3. Нина отвергла/отвергнула мою помощь.

4. Хозяин дома расторг/расторгнул договор об аренде.

5. Деканат прибег/прибегнул к решительным мерам.

6. Она опровергла/опровергнула все мои доводы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.