Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология человека от рождения до смерти. щтвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч






щтвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. ей —• хороший и thanatos — смерть) — действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.

Эго-интеграция — чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании человеком того, что реализовано главное дело жизни, включая работу, достижения и семью.

Эгоцентризм мышления — это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания другого в

этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты основного

жизненного мотива — смысла жизни.

Экспектации (англ. expectation — ожидание) — система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею социальных ролей.

Экспрессивные признаки — выразительные (мимические, пантомимические (двигательные) и т. д.) особенности тех или иных эмоций и чувств.

Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Эктоморфное (астеническое) телосложение — высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности, характерными чертами которого является замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоциональная (аффективная) составляющая — чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей.

Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Эмоциональная возбудимость — характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального отклика (эмоционального состояния).

Эмоциональная депривация (лат. deprivatio — лишение) — продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Эмоциональная децентрация — способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

Эмоциональная доступность — готовность к эмоциональной близости с партнером; эмоциональная поддержка, понимание, одобрение вне зависимости от ситуации взаимодействия.

Эмоциональная культура (лат. cultura) — дословно — воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Эмоциональная реактивность — эмоциональная восприимчивость субъекта, его чувствительность к эмоциогенным воздействиям.

Эмоциональная устойчивость — характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).


ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ^ ГЛОССАРИЙ ■ 651

Эмоциональное общение — общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д.

Эмоциональное отвержение (эмоциональный «арктический холод») — особенно опасна для акцентуации шизоидного типа, хотя имеет неблагоприятные последствия и для многих других типов акцентуаций.

Эмоционально-оценочное отношение — переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам.

Эмоциональность — основная психофизиологическая особенность детского возраста. Именно эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах их развития.

Эмоционально-ценностное отношение — переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.

Эмоциональные константы (лат. constans (constanis) — неизменный) — устойчивые эмоциональные отношения, имеющие, как правило, субъективную природу и малоизменяемые под влиянием окружающей действительности.

Эмоциональные состояния — переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.

Эмоциональный голод — потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях; в узком смысле — потребность в положительных эмоциях значимого человека или референтной группы.

Эмоциональный стресс — психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Эмпатическое понимание — способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир и переживание субъектом тех же самых чувств, которые испытывает другой.

Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.

Эпилептоид — личность эпилептоидного типа. Ведущими свойствами являются: ригидность (негибкость, «вязкость»), проявляющаяся в эмоциональной сфере (медленное однонаправленное формирование эмоциональной реакции с последующим ее разрешением в форме взрыва, «злопамятность», устойчивость чувств), в мышлении (фиксация на теме, обстоятельность), в поведении (упорство, настойчивость); концентрация интересов на материальном благополучии, собственном здоровье; аккуратность, бережливость, расчетливость, склонность к накопительству; напряженность и сила влечений; дифференцированное отношение к людям по вертикали власти: по отношению к вышестоящим — угодливость, исполнительность, к нижестоящим — жесткость, вплоть до жестокости; вместе с тем — приступы сентиментальности.

Эстетические чувства — чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности.

Этап начинаний — время поиска своего места в обществе взрослых и принятия на себя жизненных обязательств, предполагающих стабильное и предсказуемое будущее во всех сферах жизнедеятельности.

Этап сохранения достигнутого — период, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.


652 ■ Психология человека от рождения до смерти цц^дцвдвддецццццдвдде

Этап упрочения карьеры — период ранней взрослости, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

я

Ш I концепция — обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Я-образ — совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Я-перспективное — модель, в которую может быть преобразовано Я-реальное в процессе реализации определенных потребностей.

Я-реальное — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.