Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №19






Тема: «Профессиональное творчество» в интерактивной форме. В форме дискуссии: «Возможности человека в достижении профессионального творчества»

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: Изучение понятия профессиональное творчество. Возможности человека в достижении профессионального творчества.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4); способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11);

- учебная: знать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Краткое выступление с докладами по темам НИРС

Основные понятия и положения темы

В философской и психологической литературе сложилось достаточно отчетливое представление о том, что творчество – это не одна из разновидностей деятельности, а особое общественное состояние самых разных ее видов, определенное качественное состояние деятельности в отличие от механической, стереотипной, шаблонной.

Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления – готовность к самоизменению. Другими словами, это всегда привнесение в мир чего-то нового.

Я.А.Пономарев вводит психологические проблемы творчества в контекст анализа процессов взаимодействия и развития. Так, в качестве существенного критерия процессов творчества у него выступает не только новизна, но и собственно психологический критерий внутренних перестроек, роста личности, происходящего в ходе тех или иных объективных преобразований. Творчество понимается как условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека – лишь одна из таких форм. Среди многообразных качеств личности, играющих немалую роль в механизмах творчества, Я.А.Пономарев на передний план выдвигает два образования, близко связанные со смыслом, который иногда вкладывают в понятие «креативность». Сюда относятся: во-первых, мотивационная напряженность, т.е. формально-динамическая характеристика поисковой доминанты – интеллектуальная активность (Д.Б.Богоявленская), инициатива (Л.М.Попов); во-вторых, сенситивность – повышенная чувствительность к субдоминантным (интуитивным, побочным) образованиям, от степени выраженности которой существенно зависит, например, успех интуитивного решения, успех фиксации и реализации побочных продуктов. Другими словами, творчество, по мнению Я.А.Пономарева, – это форма развития, развивающее взаимодействие.

В исследовании Н.В.Кипиани показано, что творчество – это нерасчленимое единство субъективного и объективного начал, процесса творчества и результата его. Корень этого единства – человек. Соответственно, проблема творчества разрешима только в контексте общепсихологической теории, какой, по мнению автора, является теория установки, где «осуществляется попытка осмысления сущности человека».

Э.Р. Габидуллина рассматривает творчество как специфическое психическое состояние готовности субъекта к творческой деятельности, без которого она невозможна. Опираясь на теорию установки Д.Н.Узнадзе, автор показывает, что «творчество есть частный вид установки, на базе которого реализуется деятельность, называемая творческой». При этом человек - субъект творческой деятельности, у которого формируется соответствующее психическое состояние, являющееся толчком к творческой активности.

Успешность протекания творческого процесса, как свидетельствуют результаты исследований Л.Е. Джанджгава, во многом определяются особенностями влияния фиксированной установки. В одном случае она мешает нахождению адекватного решения, в другом – напротив – способствует ему.

Наряду с этим творчество определяют как «свободное самоосуществление» личности, свободное побуждение и отсутствие ограничений в реализации замыслов» (Бирюков Б.В., Губчин И.Б., 1982; Лук А., 1990), как «самопроизвольную, свободную, самоценную деятельность» (Дорфман Л.Я., 1997), которая может обнаруживаться в совершаемых ею идеальных и реальных преобразованиях действительности и создании чего-то нового, оригинального. Творчество связывают также с «мотивационной децентрацией» (Щербаков Н.Ю., 1998), в понимание которой входит то, что представление об индивидуальном «Я» субъекта творческой деятельности вырабатывается в онтогенезе на основе потребностей развития, а реализация адаптивных потребностей является условием жизни, подчиненной творческим интересам. Таким образом, творчество – это стержневое, интегрирующее качество системы качеств человека.

Творчество в определении Д.Б.Богоявленской – это развитие деятельности по инициативе самой личности (или саморазвитие деятельности). Автор считает, что именно активная позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений.

Э.Фромм разделяет творчество как процесс, которому можно научиться (написание поэм, романов, рисование, танцы и т.п.), и творчество как отношение (установка), которое характеризуется различными личностными качествами и которое нельзя увидеть или почувствовать. Автор считает, что в основе творческого труда лежит спонтанная активность, соединяющая человека с миром других людей. С его точки зрения, спонтанная (творческая) деятельность является «единственным способом, которым человек может преодолеть страх одиночества от полноты своего «Я», ибо спонтанная реализация его сущности снова объединяет его с миром, с людьми, с природой, с самим собой».

У Л.Б.Ермолаевой-Томиной творчество понимается как «избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая включает в себя основные компоненты: самостоятельность выбора объекта мышления, выход за пределы задания, преобразование задания и стимула». При этом она подчеркивает, что в комплексе внешних и внутренних факторов, детерминирующих проявление и формирование творческой активности, невозможно выделить какие-либо из них в качестве «ведущих». Творческая активность как не стимулированная извне поисковая и преобразующая деятельность детерминируется некоторыми внутренними предпосылками.

По мнению М.Я.Виленского, творческая активность имманентно присуща человеку, нужно только помочь ему найти и реализовать себя в той сфере, в которой он сможет проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой как для себя, так и для общества. С этой точкой зрения соотносится позиция В.А.Петровского, у которого творчество (в широком смысле слова) выступает как условие становления индивида личностью, полагания и идеального продолжения себя в других. В основе творчества, по мнению В.А.Петровского, лежит феномен неадаптивной, надситуативной активности, определяющий выбор собственных действий, выбор за пределы установленного, предрешенного. Творчество, направленное на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, непрерывное исследование пределов созидательной деятельности, расширение границ самораскрытия является неадаптивной активностью личности.

По мнению О.К.Тихомирова и др., творчество не имеет цели, следовательно, оно самоцельно, внутренне-цельно (аутентично), т.е. мотивировано собственным внутренним содержанием и может быть изучено только как деятельность. Деятельность представляет собой единство стереотипов (стереотипных операций) и творчества. Стереотипы – это устойчивые связи, составляющие основу деятельности человека, это привычные, часто употребляемые, относительно обобщенные и упрощенные способы, программы действий, нивелирующие частные и особенные свойства условий и объекта деятельности (Певзнер А.Е., 1996). В этой связи Р.М.Грановская при анализе влияния личностных особенностей на продуктивность деятельности обращается к необходимости изучения сформированных у человека стереотипов мышления, наличия подсознательных барьеров, которые блокируют проявление творческих способностей. Творчество проявляется в выходе за пределы стереотипа, в его изменении. Поэтому объектом изучения творческой деятельности при анализе характеризующих ее новообразований должны стать те признаки, которые отличают ее от деятельности шаблонной, или относительно стереотипной (Тихомиров О.К., 1999). Конечно, под воздействием творчества стереотип может совершенствоваться, развиваться, а также разрушаться и заменяться другим стереотипом. Причем в деятельности личности творчество может превращаться в стереотип. Для успешного осуществления творческой деятельности необходимо оптимально сочетать стереотипные и творческие операции.

Ввиду того, что чисто творческая деятельность существует только в абстракции при условии мысленного вычленения стереотипных операций, творческим следует считать такой вид деятельности, в котором:

1) творческие начала превалируют над стереотипными и вместе с тем находятся с ними в диалектической взаимосвязи;

2) осуществляется духовное развитие субъекта, повышение его творческого потенциала;

3) в результате образуется новый материальный или идеальный объект.

Общий критерий творчества, применимый ко всем видам деятельности, - способность изменять и ломать существующие стереотипы.

Главной особенностью творческой формы деятельности является изначальная незаданность ряда компонентов ее структуры и обусловленное этим их формирование по ходу развертывания самой деятельности. Деятельность становится тем более творческой, чем шире ряд возникающих в актуалгенезе новообразований и чем к более высокому уровню структурных единиц деятельности они относятся. Всякая деятельность характеризуется мотивами, смыслами, целями и операциями и т.п., но творческая – в отличие от стереотипной - служит источником новых потребностей, мотивов, смыслов, эмоций, целей, оценок, операций и т.д. Вот почему деятельность преобразует не только внешний мир, но и ее носителя: в процессе ее осуществления формируются новообразования как «на полюсе объекта», так и «на полюсе субъекта», т.е. творческие формы деятельности порождают творческую личность, которая, в свою очередь, творчески выстраивает деятельность. Главным новообразованием становится новая (видоизмененная) личность.

В настоящее время возрастает интерес к исследованию творчества как способа саморазвития и самореализации личности. Хотя, перефразируя В.Франкла, можно сказать, что саморазвитие и самореализация – это не конечное предназначение человека. Подобно счастью самореализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он и реализует себя. Если же он намеревается реализовывать себя вместо осуществления смысла, то смысл саморазвития и самореализации тут же теряется. Эта точка зрения, как указывает В.Франкл, согласуется с точкой зрения А.Маслоу, поскольку он признает, что «дело самоактуализации», а следовательно, саморазвития и самореализации может быть сделано лучше всего «через увлеченность значимой работой». Другими словами, ценность деятельности для личности строится и определяется на пересечении многих составляющих. И только одна из них – возможность саморазвития и самореализации. Самореализуясь, личность всегда выходит за пределы достигнутого ей. Причем в полной, целостной самореализации личность выходит за пределы не только собственного развития, но и за пределы сложившихся, существующих способностей человечества.

Подход к изучению личностных предпосылок творчества содержится в ряде работ. Так, Д.Б.Богоявленская рассматривает в качестве единицы анализа творческого процесса интеллектуальную активность личности, в структуру которой, по ее мнению, входят умственные способности и мотивационные факторы, которые находятся в диалектическом единстве.

A.Olah указывает на большую роль личностных особенностей индивида, его мотивации и ценностных установок в определении творческого потенциала.

Изучению личностных предпосылок креативности, психологических особенностей творческих личностей посвящены исследования Л.Б.Ермолаевой-Томиной и В.Н.Козленко. Ими были обнаружены положительные корреляционные связи между творческими способностями и личностными образованиями, интегрирующими в себе влияние внешних и внутренних факторов (креативные черты характера, особенности волевой, мотивационной сферы, особенности психофизиологических процессов и др.).

Л.П.Крившенко указывает на такие качества творчески активной личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, творческое отношение к работе.

И.В.Галактионов среди качеств творческой личности выделяет, наряду с другими, мотивационно-личностные качества:

- склонность к риску;

- стремление к новой интересной работе;

- любознательность;

- стремление к творческим достижениям;

- стремление к самоактуализации и самопознанию;

- целеполагание.

Среди качеств творческих личностей психологи отмечают также эмоциональную склонность к интеллектуальной деятельности, пренебрежение к копированию мыслей, идей, поступков у других, склонность к самостоятельности, способность преодолевать «упадок сил» в самых неблагоприятных условиях и ситуациях, способность радоваться новым научным результатам.

В.С.Шубинский соотносит этапы творчества с необходимыми для их осуществления интегративными творческими качествами личности.

1-й этап – чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению («сомневаться во всем»), способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод («жажда познания»).

2-й этап – интуиция, творческое воображение, чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность мышления, эмоциональная возбудимость в творческой ситуации.

3-й этап – самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, способность обосновать результаты творчества и т.д.

Изложенное позволяет сделать вывод, что исследователями проблемы творческой деятельности выделяются признаки, отражающие характер творческого процесса, связанные с личностными качествами самого творца. Такой подход обусловлен тем, что успешное протекание творческого процесса возможно только при условии, если субъект обладает качествами, свойственными творческой личности. Но при этом, по мнению Н.Н.Кирилловой, упускают из виду, что эти качества необходимо рассматривать в диалектическом единстве с самим творческим процессом, как бы в его контексте, поскольку «для возникновения творческой активности человеку наряду с внутренними факторами нужны определенные условия, творческая ситуация».

В соответствии с этим подходом П.Ф.Кравчуком (1995) предпринята попытка рассмотрения творческого потенциала в единстве «внешнего» и «внутреннего», которая основана:

- на актуальных преобразовательных способностях, стремлении к овладению знаниями и к саморазвитию, его ценностных ориентациях и интересах;

- на внешней необходимости, обусловленности, объективной потребности и востребованности обществом;

- на характере деятельности, обеспечивающей творческое развитие субъекта в зависимости от его роли в конкретном процессе.

Автор указывает, что такой подход дает возможность выявлять уровни готовности личности к творчеству «по вертикали» и «по отношению к самому себе».

Первый уровень развитости предпосылок к творчеству вынуждает к проявлению активности субъекта в преобразовательной деятельности только в определенных обстоятельствах, когда он не может не заняться анализом, исследованием, поиском новых альтернатив.

Второй уровень развитости творческого потенциала отражает готовность немедленного включения субъекта в творческий поиск при наличии любой возможности. Творческий потенциал здесь проявляется и развивается благодаря готовности творческого потенциала индивида к реализации.

Третий уровень развитости способности к творчеству характеризуется тем, что личность стремится самореализоваться, воплотить свой творческий потенциал даже тогда, когда внешние или внутренние обстоятельства не только не способствуют творческому процессу, но и тормозят его, противодействуют ему.

На этом уровне на основе единства внутренних и внешних факторов у человека формируется творческая установка, при помощи которой он удовлетворяет свои внутренние тенденции, реализует их, выражает свой внутренний мир. Другими словами, осуществляет саморазвитие, самореализацию, «выход за пределы норм».

Профессиональное творчество – это нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда, новый подход к способам профессиональных действий с предметом труда, ориентировка на получение принципиально новых результатов, привлечение новых групп потребителей своего продукта. Профессиональное творчество требует развития у человека ряда новых качеств: потребность в новой идее, видение проблемы там, где другие люди ее не видят, способность к преодолению барьеров профессиональной деятельности.

Профессиональное творчество чаще опирается на профессиональное мастерство, опыт специалиста, но бывает, что специалист переходит на уровень профессионального творчества раньше, чем он овладевает мастерством, предлагая новые профессиональные решения. Таким образом, возникновение творческой деятельности осуществляется в переходе возможности к самореализации, открываемой человеком в ценностных составляющих его мира. «Трансцендер» делает это в любых областях жизнедеятельности; «просто самоактуализирующаяся личность» - в сферах, которые она определила для себя (чаще – в профессиональных); «не самореализующаяся личность» - уходит от возможностей, игнорирует их.

1.3. Самостоятельная работа по теме:

Дискуссия: «Возможности человека в достижении профессионального творчества».

1.4. Итоговый контроль знаний:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.