Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Священная трубка и миф






Поскольку преобладающая на западе религия – христианство, основывающаяся на вере, то есть идеологии, в религиозных изучениях преобладает тенденция полагать, что суть религии выражена в мифе. Миф – живое выражение фундаментальной подоплеки культуре. В письменных культурах часто считается, что поскольку мифы записаны, “они зафиксированы во времени, но это не так. Библия и Коран понимаются через теологическую интерпретацию, которая постоянно реагирует на изменение культурных обстоятельств. В буддизме сутры были записаны в течение более чем тысячелетия и до сих пор создаются комментарии.

С одной стороны, ритуал имеет тенденцию быть более консервативным. Корни Евхаристии можно обнаружить в религиях греческой мистерии и в митраизме. Первичный ритуал китайской религии мало изменился в течении по крайней мере тысячелетия [Paper, 1988]. Как было рассмотрено в предыдущей главе, ритуал Священной Трубки не изменился с тех пор, как он впервые был отмечен европейцами. Однако несколько веков контакта и постепенного европейского завоевания сказали свое действие на мифы коренных американцев. [см. Hultkrantz, 1980 и Paper, 1983]

С другой стороны, ритуал, который может наблюдаться, хотя и не очень пониматься, чужаками, в бесписьменных культурах миф часто недоступен.

Ритуал Священной Трубки в особенности открыт для чужаков, поскольку это – ритуал разделения и обобществления, центральный ритуал усыновления и дружбы. Мифы, напротив, рассказывают в ритуальной обстановке, не обязательно открытой для чужаков. Альфред Кребер [1907, 308-309], описывая племенной символ Арапахо “Плохую Трубку” (см. гл. 4), пишет, что племенной миф о происхождении трубки находится на попечении хранителя Плоской трубки, и рассказы­вается только во время церемонии, длящейся четыре ночи: белые люди никогда не записывали его, даже фрагментально. Точно так же, старые люди Оседжей считают устные традиции о племенной трубке слишком священными, чтобы о них говорить [Флетчер и Ла Флеш: 1, 188].

Когда такие традиции записывались этнологами, с такой информацией надо обращаться осторожно. Информатор может быть человеком, не посвященным в священные учения, а также умышленно обманывать этнолога. Переводчик может неправильно переводить, чтобы угодить этнологу, а этнолог может сократить материал, опираясь на свое собственное мировоззрение. Помимо условий суровых изменений в культуре, Священные мифы только включены в ритуальный контекст, поскольку имеют соответствующий религиозный смысл. Поэтому я не могу передать те мифы, которые я слышал в ритуальном контексте, поскольку я не имею на это право.

Тем не менее, некоторые сообщения о мифах о Священной Трубке, хотя и редко полные, были зарегистрированы. В этой главе будут описаны два типа таких мифов: о получении той или иной священной трубки и космогонические мифы, в которых Священная Трубка играет главную роль. В третьей части – мифы о камне, часто используемом в изготовлении трубок. Заключительная часть – анализ Священной Трубки в мифе и религии; она также представляет теологию индейских религиозных традиций, в которых фигурирует Священная Трубка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.