Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционно-развивающая программа профилактики аддиктивного поведения среди подростков






Данная программа представляет собой цикл тренингов, направленных на развитие качеств личности, которые помогут справиться с дезадаптивной ситуацией. Основной идеей данного тренинга является научить школьников преодолевать жизненные трудности, справляться с тем или иными кризисами, связанными с учебой, с личными проблемами, проблемами во взаимоотношениях друг с другом, с родителями без использования психоактивных веществ.

Тренинг позволяет развить следующие качества:

· укрепить уверенность в себе;

· сформировать адекватную самооценку;

· развить самоконтроль, рефлексию, чувство ответственности за себя и свой выбор;

· развить навыки конструктивного взаимодействия, умения выражать агрессию социально приемлемыми способами;

· понять свое место в группе.

Программа рассчитана на 6 занятий по 60-90 мин. на неделю. Наиболее продуктивно работа проходит в группах по 8-10 человек (в крайнем случае – 10-15 подростков).

Основными целями и задачами программы являются изменения на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

Эмоциональный уровень:

1. Формирование умения понимать свои чувства;

2. Развитие умения сопереживать окружающим, понимать их чувства;

3. расширение способов выражения чувств и эмоций.

Когнитивный уровень:

1. Обеспечение объективной информацией о действии психоактивных веществ, о механизмах развития наркологических заболеваний во всех аспектах;

2. Формирование собственного отношения к этой проблеме;

3. Поиск способов получения удовольствия, решения проблем и времяпрепровождения, альтернативных употреблению наркотических веществ.

Поведенческий уровень:

1. Формирование стратегий преодоления жизненных проблем;

2. Развитие навыков рефлексии и самоанализа;

3. Развитие навыков ответственности за собственное решение, способности самостоятельно делать свой выбор;

4. Выработка навыков постановки тактических и стратегических целей, выбора путей и возможности достижений, соединение целей жизни со смыслом существования;

5. Формирование активной и ответственной жизненной позиции;

6. Повышение уровня осознанности (осознание собственной системы ценностных ориентаций, стратегий поведения в различных жизненных ситуациях);

7. Формирование мотивации на личностное развитие и самосовершенствование;

8. Формирование умения контролировать свое поведение и жизнь, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее.

При реализации программы необходимо основываться на следующих принципах:

ü Принцип гуманизма, который выливается в требование «Не навреди!».

ü Принцип индивидуального и личностного подхода.

ü Деятельностный принцип.

ü Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что программа проводиться последовательно через определенные промежутки времени. И развивается не отдельно взятые параметры, а все стороны личности.

ü Принцип активности предполагает реальную включенность каждого участника в групповое взаимодействие.

ü Принцип доверия означает создание атмосферы доброжелательности, доверия и предлагает наличие у членов группы положительной установки на совместную работу.

ü Принцип комплексного использования методов психологического воздействия.

Программа осуществляется в три этапа:

1. Ориентировочный;

2. Формирующий;

3. Закрепляющий.

I. Первый этап включает в себя 1 занятие. Цели данного этапа: знакомство участников тренинга друг с другом и с ведущим; установление контакта; формирование доброжелательной, доверительной рабочей атмосферы; создание мотивации на совместную работу; формирование групповых норм и традиций.

II. Формирующий этап включает в себя 3 занятия. Цели данного этапа: формирование мотивации на личностный рост; развитие навыков рефлексии и самоанализа; осознание собственной системы ценностных ориентаций и ее корректировка; формирование ответственной и активной жизненной позиции; осознание собственных стратегий поведения с окружающими людьми и выработка более оптимальных; развитие доверительного общения.

III. Закрепляющий этап включает в себя 2 занятия. Цели данного этапа: закрепление новых стратегий поведения; повторение полученных знаний.

Рекомендации для ведущего группы:

Не считайте, что вы должны быть специалистом по каждому вопросу, затрагиваемому в группе. С самого начала скажите участникам группы, что будете учиться с ними и от них. В большинстве случаев ключ к успеху лежит не в сборе всей необходимой информации. У вас есть нечто, чего нет у подростков – опыт и мудрость.

Следите за взаимодействием в группе и старайтесь вовлечь в него всех, не привлекая к этому внимания. Застенчивые подростки могут многому научиться, оставаясь пассивными слушателями. Поощряйте подростков к участию, но не наставайте на нем.

Не забывайте о цели каждой конкретной встречи, но реагируйте гибко на ход обсуждения. Будьте готовы разыграть в ролях любую тему.

Время от времени спрашивайте, что думают участники о групповом процессе, хотят ли они что-либо изменить.

Если группа вялая, не энергичная, обсудите это. Пусть участники сами подскажут, как преодолеть нежелание работать, добавить энергию в группу.

 

Содержание программы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.