Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормирование и лимитирование






Таким образом, финансовая работа предприятия – это, прежде всего, финансовое планирование - планирование доходности активов, платежеспособности и финансовой устойчивости через успешную экономическую деятельность. Однако многие свойства предприятия, а, следовательно, и отражающие их показатели, являются противоречивыми, то есть одни свойства улучшаются за счет ухудшения других свойств. Так, при повышении доходности снижается ликвидность, увеличиваются риски деятельности. Поэтому финансовые решения являются компромиссными и необходимо выбирать определенные пропорции между основными финансово-экономическими показателями предприятия: доходами и затратами, между различными элементами активов и пассивов, ликвидностью активов и их доходностью с учетом рисков деятельности и т.д. Наиболее простым и повсеместно применяемым методом управления финансово-экономическими пропорциями является нормирование и лимитирование. В частности, необходимо ограничивать величину финансового рычага, текущих обязательств, дебиторской задолженности, иметь определенный запас ликвидных средств, производственных запасов и т.д. Особую сложность представляет оценка необходимого объема основных средств, который определяется возможностями сбыта продукции и их отдачей. С необходимым объемом основных средств связан объем капитальных вложений, который необходимо минимизировать за счет сокращения сроков строительства и снижения стоимости строительства. Нормированию и лимитированию подлежат не только статьи баланса, но и расходы. Во-первых, существует большое число норм и нормативов, устанавливаемых государством: ставки налогов, сборов, акцизов, таможенные пошлины, нормативы отчислений в различные фонды. Во-вторых, часть расходов может относиться на себестоимость лишь в определенных пределах (расходы на рекламу, представительские расходы). В-третьих, ряд расходов лимитируется самим предприятием: расходы на капитальный ремонт, зарплату и др. Таким образом, лимиты и нормы - это основной метод финансово - экономического планирования и регулирования деятельности предприятия. Они упрощают управление, повышают эффективность управления, страхуют от рисков. Нормы, нормативы и лимиты зависят от стратегических целей, политики предприятия и от внешних условий. Например, в нормальной рыночной экономике средняя норма доходности производственной деятельности примерно в два раза превышает ставку банковского процента из-за различий в скорости оборота производственного и фиктивного капитала и повышенного риска. Если это не так, то рынок капитала не может выступать источником экономического роста, и предприятия могут рассчитывать лишь на собственные средства и это ограничивает финансово-экономические возможности развития предприятия.

Таким образом, в рыночной экономике финансово-экономическое управление основано на выполнении ряда ограничений. В общем случае основным ограничением в деятельности предприятия является недопущение банкротства. Для реализации этого нужно обеспечить необходимую ликвидность активов и платежеспособность, даже в ущерб доходности. Следующим ограничителем является величина заемных средств, определяющая величину финансового рычага и зависящая от величины производственного рычага.

 

Минимизация налогов

Значительное влияние на финансовую работу предприятия оказывает налоговое законодательство, так как выплата налогов требует существенного повышения доходности активов. Поэтому задача минимизации налогов всегда находится в поле зрения финансового менеджмента. При этом речь идет о соответствии финансовой работы предприятия экономической политике государства, поощряющего с помощью налоговой политики определенные направления экономико-финансовой деятельности предприятия. Это актуально во всем мире, и особенно в условиях России, где в связи с экономической нестабильностью и существующими традициями налоговое давление на предприятия чрезмерно велико. Дискуссии о тяжести налогов не прекращаются со времен Адама Смита, который говорил, что в нормальных условиях в стране должны быть легкие налоги. Каков же критерий тяжести налогов? В полном объеме финансовой наукой эта задача не решена и на практике часто руководствуются кривой Лафера, то есть зависимостью между доходами бюджета за счет сбора налогов и налоговыми ставками. Вначале при росте налоговых ставок доходы бюджета растут, достигая максимума при некотором размере налоговых ставок, а затем при дальнейшем возрастании налоговых ставок эти доходы падают. Падение доходов бюджета с увеличением налоговых ставок объясняется как падением деловой активности вплоть до сворачивания бизнеса, так и массовым уклонением от налогов и бегством в теневой бизнес в связи с невозможностью обеспечить соответствующую доходность бизнеса. Однако величина налоговых поступлений зависит не только от налоговых ставок, но и в гораздо большей степени от величины налогооблагаемой базы. Поэтому государства наряду с мерами по увеличению собираемости налогов проводят политику налоговых щитов с целью увеличения налогооблагаемой базы и, следовательно, налоговая политика предприятий должна использовать эти налоговые щиты при решении своих задач.

 

  Налоговый щит - это финансово-экономический инструмент, позволяющий в рамках действующего законодательства защитить доходы предприятия от излишнего налогообложения.  
     

Грамотное использование налоговых щитов позволяет предприятию повысить эффективность своей работы.

Все налоговые щиты могут быть разделены на несколько видов.

1. по воздействию на налогооблагаемый доход налоговые щиты делятся на прямые, выступающие в виде различных налоговых льгот (общепромышленные, отраслевые и адресные), и косвенные, воздействующие на размер налогооблагаемой прибыли. Косвенные налоговые щиты предполагают воздействие на отдельные элементы себестоимости. В зависимости от методологии формирования издержек принято выделять налоговые щиты по заработной плате, по амортизации, по банковским процентам и др.

2. По видам хозяйственной деятельности, например, льготы, устанавливаемые для народных промыслов, строительстве жилья и др.

3. По организационно-правовой форме, например, в отношении малых предприятий,

4. По местоположению предприятия: свободные экономические зоны, оффшорные зоны, страны с различным налоговым законодательством и др.

5. Налоговые щиты, вытекающие из содержания учетной политики в рамках национальных стандартов учета,

6. Специальные налоговые щиты: выгоды от использования консолидированного баланса (операции между подразделениями не подлежат налогообложению), покупка контрольного пакета акций нужной, но убыточной компании (ее убытки снижают налогооблагаемую базу материнской компании) и др.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что грамотное использование налоговых щитов выгодно как предприятию, снижающему свою налоговую нагрузку, так и государству, увеличивающему за счет нормального развития предприятия налоговую базу, что в конечном итоге увеличивает налоговые поступления в бюджет и способствующему развитию экономики страны в нужном направлении. Поэтому работа по минимизации налогов в рамках существующего законодательства должна проводиться финансовым менеджментом постоянно.

 

Финансовое планирование

Стратегическое финансовое планирование и финансовая политика предприятия определяются в соответствии с общей стратегической линией и политикой его развития. Основными финансовыми стратегическими проблемами являются: выбор источников финансирования и соотношение собственных и заемных средств (это определяет цену капитала и, следовательно, требуемую доходность активов), принципы управления дебиторской задолженностью, выбор стратегии управления оборотным капиталом (управление платежеспособностью), минимизация налогов, снижение рисков деятельности. Решение этих стратегических задач осуществляется в тесной увязке со стратегическими решениями в области маркетинговой, производственной и кадровой сферах в рамках стратегического бизнес-планирования.

Текущее финансовое планирование производится на основе плана по сбыту, формирующему выручку. Этот план должен быть сбалансирован с эффективностью работы предприятия при условии выполнения фундаментальных финансово-экономических пропорций при соблюдении компромисса между доходностью и ликвидностью для обеспечения платежеспособности и возможности выполнения обязательств предприятия перед его субъектами. Компромисс между ликвидностью и доходностью является главным ограничителем при текущем финансовом планировании, так как является критерием выживаемости предприятия. Для реализации плана по сбыту необходим соответствующий выпуск продукции (производственная программа), а следовательно, необходимые производственные мощности (план капитального строительства и организационно-технических мероприятий), запасы (план по материально-техническому обеспечению), затраты и в целом операционный план (план доходов и расходов). Для обеспечения платежеспособности необходим календарный план денежных поступлений и оттоков, кредитный план. На основе этих планов формируется прогнозный баланс и прогноз потоков денежных средств. Планирование производится на основе нормативов и лимитов, с использованием экономического анализа и построения балансов. На практике финансовое планирование осуществляется способом процента от реализации и бюджетного планирования.

Метод процента от реализации является наиболее простым и используется для построения экспресс-прогноза. Он состоит в следующем.

1. На основе запланированного роста объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж.

2. На основе полученных финансовых параметров составляются: счет прибылей и убытков, прогнозный баланс, прогноз движения денежных средств, календарный план поступлений и платежей.

Решение первой задачи осуществляется в последовательности:

- увеличиваются все связанные активы из отчетного баланса на процент от продаж. Для этого определяется процентное соотношение между выручкой отчетного года и каждым из связанных активов и затем такое же соотношение сохраняется и в следующем году. Например, в отчетном году выручка составила 10 млн.руб., а величина основных средств – 5 млн.руб. (то есть 50% от выручки), в следующем году прогнозируется увеличение выручки до 12 млн.руб., следовательно, для этого потребуется увеличить объем основных средств до 0, 5 *12 = 6 млн.руб. и т.д.

- определяется объем нераспределенной прибыли. Для этого нераспределенная прибыль прошлого года увеличивается на величину чистой прибыли за вычетом прибыли, идущей на потребление,

- определяется сумма долга,

- вычисляется дефицит источников финансирования как разность между приростом активов и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Основными недостатками метода являются: предположение о полной сбалансированности всех связанных ресурсов, предположение, что предприятие работает на полную мощность, а для роста продаж необходимы лишь капитальные вложения, при наличии у предприятия недогруженных мощностей степень их недогрузки усилится и др.

Метод бюджетного планирования состоит в тщательной выверке состояния каждого элемента планирования. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов (бюджеты переменных и постоянных затрат, нормативы оборотных активов, бюджет выпуска и другие сметы и бюджеты). Тем самым этот метод основан на кропотливом анализе каждого элемента планирования и на этой основе производится определение его размера. В дальнейшем определяется дисбаланс между активами и пассивами, который разрешается тем или иным способом. Этот метод обеспечивает необходимую точность расчетов и наиболее распространен на западе.

Последовательность бюджетного планирования имеет следующий вид:

- вначале составляется бюджет продаж, на основе которого составляется бюджет производства с учетом запасов готовой продукции,

- выявляются потребности в ресурсах: материальных, энергетических, трудовых, а также потребность в дополнительной производственной мощности, на основе чего составляется инвестиционный портфель,

- бюджеты прямых затрат труда, прямых затрат материалов, бюджет накладных расходов; на основе бюджета производства и бюджета затрат материалов составляется бюджет закупок материалов,

- бюджет себестоимости производства продукции,

- бюджет затрат на маркетинг,

- бюджет коммерческих затрат,

- бюджет административных затрат,

- план прибылей и убытков,

- финансовый бюджет: бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств, прогноз баланса и финансовых результатов.

 

Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Какова цель прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия? Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности - это база для принятия решений при планировании. Различают краткосрочный (до 2 - 3 лет) и долгосрочный прогноз - свыше 3 лет. Непосредственно статистическими методами на основе финансовой отчетности могут быть проведены только краткосрочные прогнозы - и то в случае достаточно стабильных внешних условий. При этом должен учитываться риск прогноза, который быстро возрастает с возрастанием периода планирования. Методом краткосрочного прогноза является многомерный статистический анализ, основанный на совокупности статистических методов - корреляционном и регрессионном анализе, анализе временных рядов, компонентном, кластерном и дискриминантном анализе. Долгосрочное прогнозирование требует уже привлечения дополнительной информации и проводится другими методами и обычно носит качественный характер.

Методы прогнозирования используются не только применительно ко всему предприятию в целом, но и при решении частных вопросов, например, при долгосрочных инвестициях - при этом риск неправильного прогноза снижается (ввиду меньшего количества влияющих факторов, которые могут быть точнее учтены).

Прогноз носит объективный характер, - чем он в корне отличается от плана, носящего субъективный характер, – так как в плане воплощены цели предприятия. Поэтому могут быть построены различные прогнозы, исходя из возможного различного действия влияющих факторов. В первую очередь прогнозирование должно показать, что будет, если ничего не менять. И если прогнозные показатели не устраивают субъектов предприятия - то меняется стратегия и строятся новые прогнозы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.