Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещенный абсолютизм Екатерины II






Во второй пол XVIII в. предпринимались попытки продолжить модернизацию, начатую Петром, дать больше свободы общества. Особенно велика в этом заслуга Екатерины II. Эпоха Екатерины II (1762—1796) составляет значимый этап в истории России. Ее часто называют, как и Петра, «Великой». Период правления Екатерины II вошел в историю, как период «просвещенного абсолютизма». Просвещенный абсолютизм в России стал отражением идей и ценностей Просвещения, распространившиеся в это время в Европе. При разработке проектов реформ в России Екатерина переписывалась с известными деятелями Французского просвещения – Вольтером, Дидро.

Просвещенный абсолютизм в России – политика, характеризующаяся попытками либеральных реформ, при сохранении неограниченного самодержавия. Екатерина хотела сделать Россию европейской страной. Она выступала против рабства в России (крепостного права), за развитие наук, свободомыслия, предоставления гражданских свобод, введения в стране общего закона для всех (конституции). На императрицу оказали большое влияние идеи французских просветителей, которые впоследствии воплотились в Великой французской революции. Под влиянием мощного европейского просветительского движения (Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро), в России в 60-е годы XVIII века родилось просветительство, представленное именами М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова.

Однако, пребывая на российском престоле, Екатерина убедилась, что Россия еще не готова к столь прогрессивным реформам, поэтому большинство реформ остались в проекте. К осуществленным преобразованием Екатерины можно отнести:

1. Создание Уложенной комиссии. В 1767 г. была созвана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной. Комиссия была составлена из депутатов от разных сословно-социальных групп — дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Ключевский назвал комиссию «всероссийской этнографической выставкой». Все депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков, которые позволяют судить о проблемах, нуждах и требованиях населения на местах.

Перед началом работы комиссии Екатерина обратилась к ней с красноречивым посланием, «Наказом» (в нем определила основные направления, задачи комиссии), в котором были использованы просветительские идеи Монтескье и итальянского юриста Беккариа о государстве, законах, обязанностях гражданина, о равенстве граждан перед законом и презумпции невиновности. Наказ произвел ошеломляющее впечатление на современников. Во Франции был запрещен. В нем говорилось о вещах далеких от Российской действительности.

Однако с началом русско-турецкой войны деятельность комиссии была приостановлена, как оказалось впоследствии навсегда.

2. Важной частью внутренней политики Екатерины II явилась реформа органов государственного управления. В 1762 г. Екатерина отвергла предложение Н.И. Панина о создании Императорского совета, который должен был стать законодательным органом при императрице.

В 1763 г. был реформирован Сенат: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился своей главной функции — законодательной инициативы, право законодательной инициативы фактически пере­шло к императрице.

В 1775 г. была проведена областная реформа, которая увеличила количество губерний с 23 до 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них должно было проживать от 300 до 400 тыс. душ, губернии делились на уезды по 20—30 тыс. жителей в каждом.

Местное управление: Генерал-губернатор (возгл 2—3 губернии) – Губернское правление: вице-губернатор (возгл казенную палату), губернский прокурор (судебные учреждения) – городничий (в городах).

3. Одновременно с учреждением губерний была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения.

4. Программными документами Екатерины II стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий.

В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия, считавшегося после бунта Пугачева главной опорой престола. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие.

В том же 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, завершившая устройство так называемого городского общества, которое состояло из мещан, купцов, ремесленников, именитых граждан и др. За каждой категорией горожан закреплялись особые права и обязанности. Появились органы городского самоуправления.

Правительство Екатерины II много заботилось о внешнем виде городов, то есть о проведении прямых широких улиц и строительстве каменных зданий. Экономический рост сказался в увеличении населения, до 200 разросшихся сел получили статус городов. Екатерина заботилась о санитарном состоянии городов, о профилактике эпидемий и в качестве примера для подданных первая сделала прививку оспы.

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градо­строи­тельная программа: строились Тверь (после пожара), Одесса, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь. Небывалого расцвета достигает гражданская архитектура. В Петербурге Екатерина II заложила Исаакиевский собор, строительство которого было завершено во второй половине XIX века при Александре II. На площади против этого собора она воздвигла памятник Петру Великому, изображающий императора на коне; подножием ему служит гранитная скала (открыт в 1782 г.).

5. Развитие образования.

Открытие новых школ в городах и селах, развитие Московского университета, основанного еще в 1755 г. по проекту М. Ломоносова. Московский университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский — и 10 профессоров.

Для просвещения народа в царствование Екатерины была создана система закрытых воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И.И. Бецкого). Строились они по принципам Руссо: изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать их честными, свободными и нравственно чистыми. С этой целью создавались закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Общество двухсот благородных девиц при Смольном институте, Воспитательные дома сирот и незаконнорожденных в Москве и Петербурге, коммерческое училище (в столице), реформировались шляхетные корпуса (военные училища).

Восстание Е. Пугачева.

Правление Екатерины было неспокойным. Оно было отмечено таким событием, которое еще называют «крестьянской войной» - восстание Е. Пугачева (1773–1775 гг.), которое потрясло всю Россию. Началось оно с выступления казаков, недовольных урезанием их привилегий. Основную массу повстанцев составляли помещичьи крестьяне, боровшиеся против усиления крепостного гнета. Движение охватило Урал, Среднее и Нижнее Поволжье и с трудом было подавлено правительственными войсками.

Новые территориальные приобретения.

Екатерина II закончила начатое Петром Великим превращение России в империю. В ее царствование Россия стала авторитетной европейской и мировой державой, диктовавшей свою волю другим государствам.

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века в состав империи было включено все северное побережье Черного моря (Новороссия), Крым, был создан черноморский флот, вырос международный престиж России.

Отстаивая свои государственные интересы, Россия брала на себя роль защитницы и опоры всех славянских и христианских народов. В 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под покровительство России. Екатерина II обещала покровительство армянам. Началось их массовое переселение в Россию. Сербы, черногорцы, болгары, албанцы, немцы-колонисты получали приют и земли в Новороссии, Поволжье, Южном Приуралье.

Россия, благодаря успехам оружия и дипломатии, продолжала расширять свои границы. Огромную экономическую значимость имели земли, вошедшие в состав России. Это были плодородные черноземы (Новороссия, Правобережная Украина) или хозяйственно освоенные земли (Прибалтика, Белоруссия). Новые морские порты дали мощный толчок развитию торговли. Крупные территориальные приобретения, военно-политические успехи сделали империю одной из ведущих сил европейской политики, а не только, как раньше, ее второстепенным соучастником. «Не знаю, как будет при вас, — говорил в начале следующего столетия канцлер екатерининских времен князь А.А. Безбородко дипломатам нового поколения, — а при нас с матушкой ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.