Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность Петра. Дискуссии в исторической науке.






Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 (14 ребенок в семье) от второго брака Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Обучение Петра шло медленно. По старорусскому обычаю оно началось с 5 лет. Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.

Потешные войска Петра I

В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Начало самостоятельного правления

Во второй половине XVIIв. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде, Л. К. Нарышкину (см. Нарышкины). Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 по настоянию матери женился на Е. Ф. Лопухиной. С 1690-х годов Петр активно включился в процесс реформирования и разработку военных кампаний.

По возвращении из Великого посольства Петр окончательно порвал с нелюбимой первой женой. Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина I), с которой венчался в 1712. Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Однако незадолго до смерти он узнал об измене жены с В. Монсом. Не складывались и отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в 1718. Сам Петр умер от болезни мочеиспускательных органов, не оставив завещания.

 

Вопросы и задания:

 

1. Дайте определения понятиям:

  • Модернизация

 

 

  • Империя

 

 

  • Сенат

 

 

  • Коллегии

 

 

  • Фискалы

 

 

  • Абсолютная монархия

 

 

  • Рекруты

 

 

2. Проследите на карте, какие территории вошли в состав России при Петре I.

 

 

3. За что, по вашему мнению, Петра называют Великим?

 

4. Ознакомьтесь с биографией Петра, что повлияло на формирование личности будущего царя-реформатора?

 

 

5. Для чего Петр на заре своего правления предпринял поездку по европейским странам?

 

6. Что изменил Петр в государственном управлении?

 

7. Почему Петр ввел очень много налогов?

 

 

8. По поводу правления Петра у историков существуют противоположные точки зрения. Какой из них придерживаетесь вы? Обоснуйте.

- Петр – гением эпохи. Он осознал необходимость коренного переустройства России. Основная цель преобразований – преодолеть отставание и выйти на международный уровень. Цель – сделать Россию великой мировой державой.

- Петр не планировал реформ. Отсутствовал единый план в преобразованиях. Все реформы были привязаны к военным походам и войнам Петра. Таким образом, реформы не как изначальная цель, а как производная потребностей благоприятной внешней политики.

- Петр в осуществлении реформ был излишне жесток, принес в жертву много людей, неоправданно нанес удар по русским традициям. Провести модернизацию было возможно более спокойно и мирно.

- Если бы не Петр, Россия вполне могла потерять свою независимость, поэтому жестокость и жесткость курса реформ Петра вполне оправдана.

 

9. Великий русский историк Карамзин, оценивая реформы Петра, писал: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России».

Соловьев писал о результатах правления Петра: «Старая Россия оканчивалась, начиналась новая».

Что имели в виду историки?

 

 

Рекомендуемая литература:

История России. Учебный словарь-справочник. М., 1996

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 в. М., 1997

Зуев М.Н., Чернобаев А.А. История России. М., 2004

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2000

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 1997

Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России.М., 1999

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.